Снова о науке и религии

Аркадий Костерин
   Первой исходной позицией будет утверждение, что существует некая общая область на Поле познания,  объединяющая науку и религию. Полагаю, что это утверждение далеко не для всех очевидно. Многие учёные считают, что они ни в коей мере не нуждаются, как сказал Лаплас, «в гипотезе Бога». И действительно, в научном процессе никогда явно не используются понятия из сферы религии. Как справедливо заметил астрофизик и писатель–фантаст П. Амнуэль: «…в дискуссиях о природе мироздания противопоказано смешение двух аксиоматических систем».

   Однако, эти рассуждения правильны по отношению к идеальной области «чистой науки», которую трудно реально выделить. Никому ещё не удавалось разделить науку и жизнь. Все учёные, в большей или меньшей мере, нормальные люди и, следовательно, их исследованиям предшествует определённая мотивация, которая вырастает из принятой ими системы ценностей. Аналогично, оценка результатов исследований и разработка их практического применения тесно привязаны к нравственным ориентирам, т.е. к духовным аксиомам и вере учёных.

   Следует заметить, что сказанное о пересечении религии с наукой, справедливо и для отношения её ко всем другим отраслям человеческой деятельности. Это происходит потому, что религия является охватывающей системой аксиом, наиболее обобщённой из всех возможных. Она рассматривает вопросы, сопряжённые с абсолютными аспектами бытия. По трактовке атеистов, религия необоснованно претендует на рассмотрение абсолютных аспектов. Но это – вопрос веры, о которой не спорят. Так, или иначе, но любая религия стремится к тому, чтобы стать универсальной системой нравственных аксиом.

   Со своей стороны, наука занимается рассмотрением вопросов относительных, а не абсолютных. Человеческое знание, по определению, находится в относительной связи с предшествующим неполным знанием. Процесс познания бесконечен, как бесконечно Мироздание. Если же говорить о любом конкретном разделе науки, то он имеет в своей основе определённые аксиомы, полученные эмпирически.

   Из сказанного выше можно сделать вывод, что религия и наука имеют разномасштабные области применения и между ними не должно быть непримиримых противоречий, а существует лишь проблема корректных взаимоотношений. В этой связи хочется привести ещё одно общее замечание: корректное обращение к области пересечения науки и религии возможно, по моему мнению, лишь для верующего исследователя. Позиция неверующего исследователя не позволяет с достаточной полнотой оценить вопросы веры. Аналогично, подход религиозного человека, не имеющего отношения к рациональному познанию, не является адекватным для оценки роли науки. Всякое учение и духовное состояние, а также, всякая система духовных аксиом могут быть адекватно оценены лишь изнутри.

   Наука – это один из путей, которыми возрастает дух человеческий. По сути, для верующего исследователя, это способ познать величие Господа, создавшего мир, и прославить Его. Бог бесконечен, и потому бесконечно познание Славы Его, в том числе и научными средствами. Представить, что такое бесконечность, можно лишь познав великое. Воображение человеческое слабо, поэтому, даже говоря о бесконечном, человек непроизвольно соотносит его с известными ему масштабами. В этом смысле, человеку необходимо познать величие и неимоверную сложность Вселенной для того, чтобы хоть в малой мере постигнуть величие Создателя.

   Важной вехой на пути возрастания человеческого духа является постижение неполноты возможностей разума. Смирение разума открывает путь для всестороннего, а не только рационального познания мира. Может быть, это и есть подход к созданию новой парадигмы сознания, о которой сейчас идёт столько разговоров? Во всяком случае, это путь к просветлению и гармонизации личности человека, к установлению естественной, данной от Бога, нравственной системы ценностей.

Июль 2020