Сказка про Олененка, Ослика и космос

Константин Матаков
                ***

Был один очень светлый лес. Он был настолько светлым, что даже стволы деревьев были белые или белесоватые – почти как снег зимой. А листья на этих деревьях встречались только на самом верху. И в этом лесу жил Олененок, маленький еще, поэтому рожек у него не было. Как ни странно, он тоже был белый. Все его братья и сестры были серенькие или рыженькие, со светлыми пятнышками, а наш Олененок был без пятнышек, и полностью беленький. Так что зимой его постоянно теряли: как увидеть белое на белом? Впрочем, и летом его было трудно найти – среди белых стволов деревьев. Ладно хоть трава была зеленая.. Поскольку Олененка все время было трудно отыскать из-за белизны, его постоянно ругали. В конце концов, Олененок обиделся и пошел гулять по лесу. Погуляв пару часов по лесу, Олененок вышел на лужайку. В центре лужайки был пенек, а на пеньке сидел Ослик. Да-да, именно Ослик. Как он попал в этот лес, никто не знал, - даже сам Ослик. Олененок подошел, и они познакомились. На вопрос, откуда он здесь взялся, Ослик отказывался отвечать: по его словам, он здесь с утра, а где был до этого, - не помнит.. или не знает.. или не желает рассказывать.. Интересный он был, этот Ослик! Дело в том, что он не просто сидел на пеньке, а читал книгу. Но это еще не все. На левом ухе Ослика сидела бабочка. И таких бабочек Олененок никогда в жизни не видел: какая-то уж очень разноцветная, и, к тому же, ее большие крылья покрывали как бы звездочки, - они ярко горели, меняли цвета, и.. двигались, словно вращались вокруг чего-то.. Время от времени бабочка перескакивала с одного уха Ослика на другое, но он, казалось, этого не замечал. «А что ты читаешь» - спросил, наконец, Олененок. Книгу, - скупо ответил Ослик.
- А как она называется?
- «Путешествие из физики в метафизику, и обратно».
Олененок не знал ни что такое физика, ни что такое метафизика: ему были знакомы только слова «путешествие» и «обратно». И поэтому он спросил только:
- А это ты написал эту книгу?
- Нет.. Один знакомый баран..
- А она интересная?
- Путешествие – интересное, а книга – так себе.
- Какая необычная у тебя бабочка!
- Что за бабочка? Ах, эта.. Это не бабочка, это мир..
- Как это мир?!
- Ну, вселенная, космос – как хочешь..
- Космос перескакивает с одного твоего уха на другое?!
- Да, конечно.. Что тебя удивляет?
- Но это же не на самом деле.. Это, наверно, как в сказке: говорится про одно, а имеется в виду другое..
- Бедный Олененок.. Ну как мне тебе еще объяснить.. Ты, видимо, думаешь, что «на самом деле» - так, а в сказке – иначе. Но ведь можно быть и там, и там одновременно, потому что бывает так, когда в сказке и «на самом деле» - это одно и то же. И когда я говорю, что эта бабочка – мир, то так и есть.. Просто многие думают, что космос есть нечто неподвижное, и не могут понять, что космос порхает как бабочка.
- Но.. но тогда значит, что ты и я находимся вне мира.. Как это может быть.. Мы ведь не внутри бабочки, и не на ее крыльях.. но если она и есть весь видимый космос, то нас не должно быть вне ее.. вот если бы мы были совсем невидимыми как духи, тогда еще возможно, но мы же видимые, разве не так?
- Видимые, да.
- И еще мне непонятно: если бабочка – это весь космос, то как она может куда-то порхать, ведь за пределами космоса, как мне рассказывал дедушка, нет пространства и времени. Куда же порхает твоя бабочка, если нет никакого «куда»? И где нахожусь я, раз вне космоса нет никакого «где»?
- Знаешь: я, пока не увидел тебя, ни разу в жизни не видел белых оленей, но вот, - ты существуешь.. Скажи, тебе хотелось когда-нибудь сойти с ума?
- Нет, я даже не знаю, что это такое.
- Тогда как ты можешь знать, что тебе этого не хотелось, если ты ничего про это не знаешь? Сойти с ума – это и значит оказаться вне космоса, хотя там и нет никакого места. Занять место, которого нет. Поэтому порой мне хочется стать сумасшедшим. И я думаю: тот, кто хочет стать сумасшедшим – он сумасшедший, или нет?
- Я слышал, сумасшедшие хотят, наоборот, стать здоровыми.. А может, они вообще ничего не хотят, я не знаю..
- Однажды я видел, как ночь вылетела из совы.. И какая же она после этого сова? Да, у всех есть реальность, о которой лучше не вспоминать.. И у всякой реальности есть существа, о которых она предпочитает не вспоминать.. Да, забыл спросить: ты когда-нибудь чувствовал себя растением?
- Каким растением?
- Ну, допустим, каким-нибудь цветком в поле.. Вот ромашка.. Она растет себе в поле и растет, и становится выше всех ромашек, и смотрит на солнце, и слепнет из-за этого, и высыхает.. Может, это ее привычная судьба, но если я ощущаю себя ромашкой или васильком, то мир становится гибельным для меня, ибо все в нем несет только умирание для василька, и тогда я, Ослик-василек, отталкиваю мир, и он становится бабочкой на моих ушах..
- Ослик, кажется, ты начинаешь сходить с ума.. Я вот никогда не чувствовал себя цветком. Я и представить себе не могу: ощущать себя растением!
- Если б ты ощущал себя им, ты бы мог написать письмо облакам..
- Я не знаю их языка. Может, у них совсем никакого языка нет. Мне тут подумалось: ты ощущал себя цветком. Ладно, пусть.. Но потом ты же приходил в себя, и ощущал себя Осликом? Я опять не понимаю: тебя не было, а затем ты пришел в себя. Так откуда «ты» взялся в «себе», если тебя не было? Ведь василек – это не Ослик, а Ослик – не василек.. Откуда ты пришел, и куда уходишь, когда вновь становишься васильком?
- Я же говорил тебе: я ухожу из космоса и возвращаюсь обратно, схожу с ума и обретаю себя в нем. А недавно, когда я был васильком, я умер, и  плакал в это время над собою, будучи Осликом. И как мертвый высохший василек смеялся, что смерти нет.. Жаль, что ты не хочешь написать письмо облакам.. Когда я васильком умирал в поле, я перед смертью видел такие облака в небе! Их и увидеть-то можно, только если умираешь васильковой смертью.. Облака все были в небе, или это все небо было в облаках.. Перед смертью небо существует только в облаках..
- Да, но облака все равно существуют в небе!
- Нет, что ты. На самом деле, облака существуют только в облаках, а небо – только в небе. Разве облака могут быть еще где-то, кроме облаков? Нельзя же быть одновременно и в облаках, и еще где-то, например, в небе. 
 - Почему нельзя? Вот мы в лесу, а лес на Земле, а Земля в космосе. Это одно и то же место.
- Я не о том, "в чем". Я о том, «благодаря чему». Как одно место может быть в другом месте? Ведь тогда место не было бы местом. Оно было бы везде, где угодно, а не только в себе самом. Впрочем, не буду настаивать. Пойдем лучше воду поищем. А то я не пил уже несколько дней, горло начало болеть.. Пойдем, Олененок!
- По-моему, где-то совсем недалеко должно быть небольшое болотце.. Или озерцо..
- В такое жаркое лето, как нынешнее, оно могло и высохнуть..
- Но если это озеро нашего подлинного сознания, оно не высохнет никогда. Давай найдем его, и будем пить до тех пор, пока ночь не вернется в сову, и бабочка не перестанет порхать..