Архыз воспоминание из детства

Саша Лиса
рассказ отца - записано за ним
****************
Архыз - чудесный уголок Кавказа, где можно найти всё - укромные долины с разнотравьем, лесистые горные отроги, бурлящие кристальной чистоты реки, минеральные источники с вкуснейшей водой, ледники, состоящие из вековых льдов и, конечно, незабываемые вершины, перевалы, пики и отвесные стены!
Мои родственники и сейчас живут неподалёку - в Черкесске, а раньше жили и подавно поблизости - в станице Зеленчукской, ныне оккупированной горными аборигенами.
Поэтому в Архызе я бывал часто. И подолгу. Даже одно лето работал в тамошней КСС - контрольно спасательной станции. Это скорая помощь для альпинистов и горных туристов. Ну есть у меня первый разряд по альпинизму и жетон спасателя.
Но тут я не об этом.
Хочу вспомнить год эдак 1962-й. Весна. Примерно конец апреля месяца. Закончился ленинский субботник. А тётя моя была тогда в одной из школ Черкесска старшей пионервожатой. И субботник она с пионерами провела на одном из заводов города. Помогали убирать территорию. Я, первоклашка, тоже с ними был (по секрету скажу - по большому блату, отпросила меня тётя с уборки школьных газонов).
Руководство завода (ну и парторганизация конечно - куда ж без неё) решило наградить хорошо поработавших пионеров.
А чем мог наградить завод детей? Вымпелом? Грамотой? Нет. Не все были такими бюрократами.
Завод выделил школе два грузовика для поездки пионеров в Архыз! Во как!
Тогда как-то всё было проще. Детей возили в открытых кузовах. И никто не выпрыгивал и не выпадал. Были правила - скамейки, доски вдоль бортов. И всё. Может флажки - не помню.
Так вот. Собрались пионеры под водительством моей тёти во дворе школы. Приехали два грузовика. Как сейчас помню - один ЗИС-5, другой новенький - УралЗИС! Всем сразу захотелось ехать на нём. Пришлось бросать жребий - кто едет туда, кто обратно. Типа машинами поменяться. Уладили. Погрузили в кузова брезент, котелки, мешок картошки и немного другой снеди.
Расселись и поехали. Помню - пели песни. Машины шли медленно - выехали около шести утра (да, тогда ленивых было мало), а приехали в Нижний Архыз уж к обеду. А там-то всего около ста километров. Но дороги не очень, да и останавливались "мальчики направо, девочки налево" не раз.
Как приехали, расстелили на поляне брезенты. Кто-то разжигал костёр, кто-то чистил картошку, что-то ещё делали. И много пели. Вот это помню. Играли в футбол. В прятки. Пока картошка варилась.
Сели гурьбой есть. Все - дети, вожатые, шофёры. Смеялись много - помню.
Погрузились и поехали обратно. В дороге застал дождь. Все накрылись брезентом. Было прохладновато и сыро. Но никто не ныл и не скулил.
Вернулись к вечеру. Сгрузились и разбежались по домам. Рассказывать родным о приключениях.
Я тоже с удовольствием делился впечатлениями с дедушкой и бабушкой пока сон не сморил.
А назавтра с утра, между прочим, в школу.
Вот такая поездка была у нас.
Кстати, тогда у многих школ были и свои грузовики.