Лашман

Татьяна Дорофеева-Миро
Лашман



Любили Артем  с Колей  ездить по округе на велосипедах.
Ехали и, переделав строчку Пушкина, повторяли: «Там, на неведомых дорожках катился мой велосипед». Нравилось им объезжать свое село, заглядывая в самые дальние уголки, где, как говорится, не ступала нога человека.
 Однажды Артем предложил: «Айда  вверх по Аре-реке, к ее истоку!».  Коля согласился.
 Вдоль Ари расположилось несколько  запруд: Сысна ферми ( возле бывшей  свинофермы), Чул тов айки( буквально:  сторона каменной горы), Тобал, Акмани. Лес, полный тайн и историй, рос вдоль дороги.
 Аря начинается  в лесах к западу от деревни Арабоси, образуя в самом начале пути озеро, которое  называется Лашман.  Небо там, отражаясь в воде, качается на волнах, образуемых дуновением легкого теплого ветерка.  Деревья вокруг озера уходят ввысь, подпирая небосвод. Это они,  старые и здоровые – хранители истории рода Арабосинцев, это они ведают, «откуда есть пошла земля» села Арабоси.
Нетронутые травы вокруг  вытянулись  так, что будут по пояс, а то и выше, взрослому человеку.  Кажется, что все насекомые мира копошатся в этой густой сочной траве.  Разнообразное жужжанье и шелест листвы – единственные нарушители спокойствия и тишины вокруг.
 И вдруг,  холодок пробежал по спине…
 Коля обернулся. Он увидел  в ветвях  деревьев  огромную фигуру человека в длинной белой рубашке.  Фигура словно качалась  в ветвях старых сосен, чуть тронутых розовой тенью заката.
«Артём, ты видишь это?»- спросил он,  в ужасе округлив глаза.
Артём видел, он уже привстал, готовый броситься с этого места подальше.
«Видения  не бывают массовыми. Если я вижу то же, что и ты,- то пора бежать отсюда»,- сказал Артем, беря свой велосипед.
 Изо всех сил крутя педали,  друзья мчались по проселочной дороге по направлению  к селу.
 А белая длинная фигура человека так и качалась на высоте верхушек деревьев…
***
«Дед, что это было?»- спросили они,  примчавшись и побросав   свои велосипеды у ворот.
Неторопливо начал свой рассказ старик.

-Лашмана вы видели. Однозначно: его.  Мда… был человек!
Дело это было в те далёкие времена, когда Артема  чуваши  звали Ортеми, а Коля был  Микулаем.
 А то и еще раньше. В те годы не было села Арабоси,  и река была просто рекой. Переселились сюда чуваши в поисках лучшей жизни. Остановились на речке Сыснар. Часть из них поднялась выше по реке Аре. Одного из них звали Акмани. Полноводной была река.  Ара - так  в старину  звали реку.
 «Ар»- означало «вода». Во все времена   все племена мира   селились ближе к водоемам, потому что  вода - источник жизни. Река - кормилица.  В Аре водилась разная рыба. Вот и облюбовали это место наши предки.
 Озеро Лашман -  одно из  мест на  нашей  земле, хранящее историю лашманского сословия и  память о кораблестроении   Петром I – государем Российским. Мда… Озеро Лашман – единственное озеро   в России с таким названием.
Лашман – слово не наше, заморское. Означает оно: мужчина, обрубающий, обтесывающий лес. Заготавливали  корабельный лес для постройки флота России.
  Пётр I в 1718 году издал Указ о закладке в Казани верфи по строительству кораблей для Каспийского флота:
для работ по вырубке и доставке корабельных лесов, брать служилых мурз, татар, мордву и чуваш без всякой платы, а с тех из них, которые живут слишком далеко от лесных дач, собирать деньги для найма вольных рабочих.  Вместе с тем постановлено было набрать до 300 человек плотников, кузнецов, пильщиков и бочаров из русских сел и волостей тех же губерний, зачислить их в рекруты и поселить особыми селениями, с возложением на них обязанности заготовлять корабельный лес для флота.*
Так  понемногу образовалось  сословие  лашманов.
Тяжко им пришлось, мда…
Жаловались лашманы на своё печальное положение и на притеснения со стороны чиновников.
Уезжали из дома за несколько сотен верст  на пол года, а то и на год. С собой на лесозаготовки  приходилось брать инструмент, одежду и продукты. Для лошади -  корм и амуницию. На лашманов-крестьян  возложили обязанность заготовлять кроме мачтовых,  еще и дубовые деревья. За исполнение этой повинности лашманов освобождали от поставки ректрут - людей для  солдатской службы.
 Крепкими были чувашские парни, сильными. Настоящими Улыпами - богатырями были!  Но несмотря на это, лашманы в лесах  сотнями погибали от холода или под бревнами.  И денег они тратили на заготовку леса  в  два, а то и в три раза больше, чем получали  за работу. Лишь через  сорок лет со дня издания Указа - в 1757 году  ввели смехотворную плату: лошадному крестьянину зимой — 8, летом 10 копеек, а пешему — 5 копеек за день, несмотря на времена года.*

Здоровые дубы и сосны для строительства кораблей  приходилось  сплавлять по рекам до Казани. Так, по Аре-реке сплавляли до Свияги, а оттуда - до   пункта назначения. В лесозаготовителях работали  мужчины от 15 до 60 лет. Они были вынуждены работать в лесах  в тяжелейших условиях. Когда из-за лашманства дома  отсутствовал глава семьи, то его хозяйство  разорялось, приходило в упадок. Крестьяне, уезжая на лесозаготовки, не  сеяли хлеб, не заготовляли  сено и дрова. Трудились в адских условиях. Несмотря на всё это  лашманов  не освобождали  от ежегодных подушных налогов в казну.
В Старо-арабосинской волости росли корабельные рощи - сосны отличных пород. Тут и работали  лесорубы. Так появились в наших краях лашманы.
В те времена   на дорогах было опасно: можно было встретить разбойников, которые грабили людей, отнимали деньги, вещи, лошадь. Свою добычу делили между собой, иногда  что-то продавали.
Жившие в лесах, они хорошо знали   потаенные тропки, где  обычный человек мог заблудиться.
Мда…
И вот однажды, захотелось разбойникам поживиться по крупному: украсть лес и продать его. Правительство запрещало в те времена рубить в лесах  всякое дерево, даже больное: боялось, что  вместе с больными деревьями на дрова  будут рубить и  хороший, так называемый «деловой» лес.
Так вот, решили заработать разбойники. Условились с богатым покупателем, и отправились на дело. Глубокой  ночью пробрались  они  на лесоповал.

Ночь  была темной. Овраги вокруг сгущали  темноту, в  которой не  разобрать  никаких  очертаний. Начало и конец всего  окружающего размылось, став одной темной стеной, с еле  заметным непонятным свечением. От этого тени увеличивались  и сливались друг с другом.
Но привыкшие  к  бесконечным ночным теням разбойники, двигались быстро и бесшумно.
-  В землянке двое, остальные  лесорубы на другой стороне озера. Скрутим этих двоих,  и пикнуть не успеют,- шептались они.

 Не спал Лашман в ту ночь. Услышав странный  шорох, он вышел из землянки.
Что-то  мгновенно ухнуло, хрустнуло, и тяжелой теменью свалилось на голову Лашмана. Наступила тишина.
  Очнулся  Лашман от холода и тихого ржания лошади. Позвякивание металлических колечек на уздечке   доносилось поверх    густого  тумана  над оврагом, каким-то зловещим месивом  подбиралось к ногам и заползало в душу.
Лашман дернулся, чтобы отступить. Не сразу  до него дошло, что  был привязан к стволу   сосны.  Сбоку в бедро упирался сук, об него  Лашман   развязал веревки.
Услышав возню, один разбойник отделился  от группы, уже грузившей ровные бревна на телегу.
   - Тебе что, больше всех надо?- схватил разбойник Лашмана за рубаху на груди.- Молчи, и тебе   прибыль перепадет.  Будут деньги – освободишься от  лашманской повинности, уедешь куда. С нами ты, или нет? Язычник ты, или крестьянин?
-  Разве это важно, язычник я, или крестьянин?  Лес -  не ваш, и его нельзя  трогать!- выпрямил спину Лашман.
-  Да ты не трусь, на тебя не подумают, всё спишут на жителей  деревни, там и будут искать вывезенный лес,- зло  улыбался разбойник.
-Лес трогать нельзя! Не дам! - упрямился Лашман.
 Завязалась драка. Среди ночной тишины эхом раздавался шум драки разбойников с Лашманом. На  другом  берегу озера загорелись  огоньки: лашманы  торопились на помощь.
-Бросай всё! – скомандовал  главарь.
-Да гори оно жарким пламенем!- выругался один из разбойников, и поджег лес, собираясь нырнуть  из светлого  от пожара кусочка леса в   сгустившуюся темноту вокруг.
Лашман  одним прыжком настиг главаря, и навалился на него  всем своим   богатырским  телом. Мда…
 Подоспевшие лесорубы скрутили  остальных разбойников, спасли лес - потушили огонь.
 Убытков мало было. Вовремя  пламя потушили.
- Через несколько дней из деревни прибыли старики-послы с благодарностями,- закончил свой рассказ дед.- И видели вы его, Лашмана: видимо осматривал лес, не рубят ли, не ломают ли  понапрасну деревья, всё ли спокойно вокруг,- добавил старик, вставая.
  -А как звали этого лашмана? - спросил Артём.
-Тора*  его знает!- ответил старик,  вставая,- Лашман. Так и звали: Лашман. Человеком был. Всегда всё по справедливости решал. Уважали его люди. Потому и озеро назвали  в его честь.

.


* -  Сведения из Википедии.
*Тора - верховный бог древних чуваш


На фото: озеро Лашман к юго-западу от д. Арабоси Урмарского района Чувашской Республики.
 Фото автора. Соблюдайте авторские права!