Шахматы

Юрий Саньков
Эта умная и поучительная игра – шахматы. Когда Митька был маленький, он смотрел на эти причудливые фигурки, которые стояли на шахматной доске, и тоже хотел научиться играть в эту чудесную игру. Игру, в которую играли взрослые дяди в деревенском клубе, игра, которая называлась шахматы. У них в доме были шашки, в которые они играли с Витькой, да и то всё больше им нравилась игра в Чапаева. Это когда шашки устанавливаются по самому крайнему полю с каждой стороны, а чтобы начать игру, потом бросается жребий. Тот, кто выиграл жребий, начинает эту игру. Это значит, что он щелчком бьёт по одной из своих шашек с такой силой, чтобы его шашка сбила шашку или две шашки противника, а сама удержалась на шахматной доске. Если шашка не удержится, то игра переходит к противнику, теперь он начинает бить по своей шашке щелчком, чтобы она сбила шашки противника. Вот такая вот игра, мальчишки называли её игра в Чапаева. Шашки тоже развивающая игра, но это, конечно, не шахматы. Митька смотрел на игру взрослых и расспрашивал их, в чём суть этой игры. Взрослые дяденьки объяснили ему, как ходят шахматные фигурки, и что надо сделать, чтобы победить в этой шахматной игре. Дома Митька обратился к брату
- Витя, давай сложимся и купим шахматы.
- Они, наверно, дорогие. У нас с тобой не хватит денег, что даёт нам мама, когда мы идём в Зарайск.
- Тогда давай попросим маму, чтобы она купила нам шахматы.
- Давай, только ты сам просит её, а то она меня за то, что я прогулял уроки в школе, очень сильно ругала.
Когда мама была дома, Митька обратился к ней с просьбой, чтобы она купила им шахматы.
- Мама, купи нам шахматы со своей получки.  Мы с Витей будем играть в свободное от уроков время.   
- Хорошо, я куплю вам шахматы, только с таким условием, чтобы шахматы не мешали вам заниматься домашним заданием, которое задаёт вам учительница. Договорились? Витя, ты слышишь, что я говорю Мите?
- Да, мама я всё слышал.
Вот так в доме, в котором жила их маленькая семья появились шахматы. Что Митька, что Витька не умели толком играть в шахматы, но старались как можно быстрее освоить и понять эту увлекательную игру. В летнее время шахматы выносили на улицу и тогда у дома собирались ребята соседних домов и следили за игрой. Чаще всего игра в шахматы проводилась на лужайке у дома Буслаева Вовки. В этом доме жила когда-то бабушка Вовки, теперь этот дом использовался как дача, так как в зимнее время Вовка вместе с бабушкой уезжал в Зарайск, где у них было постоянное место жительства. С одной стороны от этого дома жил Коля Торчков вместе со своей мамой, а с другой стороны располагался дом директора деревенской школы Евдокии Дмитриевны. Коля Торчков учился в школе города Зарайска в десятом классе, так как в деревенской школе учили только до девятого класса, т.е. было неполное среднее образование. После восьмого класса необходимо было или продолжать учёбу в одной из школ города Зарайска, либо поступать в техникум или в ПТУ (профессиональное техническое училище). Игра в шахматы собирала всех ребят, которые проживали на этом краю деревни. Особенно остро игра проходила между Витькой и Митькой. Витьке очень часто помогал в игре Коля Торчков, Митька очень сильно обижался из-за этих подсказок, а Витька только сильнее дразнил Митьку. После очередного проигрыша возникала потасовка, которая перерастала в драку. Иногда даже директору школы приходилось разнимать дерущихся. После нескольких таких случаев Митька как-то остепенился и стал наблюдать за всеми подсказками и не только наблюдать, а ещё анализировать. Почему лучше сделать ход фигуркой по подсказке того же Кольки, а не так как хотел сделать это Витька. И так постепенно Митька освоил эту игру до такой степени, что уже никакие подсказки не могли помочь Витьке выиграть у Митьки, да и старшие ребята не могли уже обыграть Митьку. Когда в деревенском клубе проводились какие-либо мероприятия, на которые собирались жители ближайших деревень, то обязательно проходило состязание в игре в шахматы. Как правило, взрослые жители деревень играли под интерес и вот тут старшие деревенские ребята просили Митьку сыграть вместо них. Особенно в этом деле старался Федя, который учился в Коломенском ПТУ.
- Митя – говорил он – садись играть с приезжими. Если проиграешь, то расплачиваться буду я, а если выиграешь, то выигрыш мой, а тебе печенье купим или конфет. Мы с ребятами будем болеть за тебя и следить, чтобы никто не мешал тебе играть.
Митька соглашался и, как правило, обыгрывал взрослых дядей. Взрослые ершились, шумели, возмущались, но игра есть игра.  Митька просто радовался тому, что смог обыграть очередного взрослого дядю, а ещё ему нравилось, что деревенские ребята признавали Митьку лучшим игроком в деревне. Игра в шахматы предполагает развитие умственных способностей, анализировать ход игры и смотреть в будущее. Эта игра в шахматы помогла Митьке хорошо разбираться в математике и других точных предметах. В свою очередь успехи в математике способствовали спокойному осмыслению дальнейших ходов не только в шахматах, но и во многих других учебных предметах.
Мальчики и девочки учитесь играть в шахматы, не стесняйтесь проигрывать. Чем больше, чем чаще вы будете играть в эту игру, тем сильнее будут развиваться ваши умственные способности, тем осмысленнее будет ваши рассуждения и правильнее более обдуманной речь.