Двадцать фунтов русскому другу

Теодор Буки 2
Кэрол Тэтчер была журналисткой в Сиднее (Австралия), когда её мать стала Премьер-министром, она работала в газетах «Намбэр тен» и «Чекерс» в Лондоне. В 1996 году она написала книгу под названием «Биография Дэниса Тэтчера. Ниже плинтуса».

Когда Дэнис и Маргарет впервые встретились в незабываемый день 1949 года, он был уже директором компании. Она – привлекательной девушкой, делающей первые шаги в политике на самых низких ступеньках политической лестницы в консервативной партии. Они были как бы и не пара….

Через 25 лет Дэнис уже подумывал о выходе на пенсию со своего высокого поста директора, а его жена Маргарет была выдвинута лидером Консервативной Партии.

Ещё через три года, вместо того, чтобы отдыхать спокойно и играть в гольф с такими же благополучными британскими пенсионерами, Дэнис становится первым мужчиной – мужем британского премьера…. Практически ежедневно он находился в окружении самых сильных людей мира сего.

Дэнис исполнял «свой супружеский долг» с присущими ему тактом, достоинством и добрым юмором, независимо от того был ли он на банкете в Бакингемском дворце с королевой Елизаветой II,  путешествуя по Египту или играя с Президентом Джорджем Бушем-старшим в гольф.

Биографию Дэниса Тэтчера, очень личностную, трогательную историю любви двух выдающихся людей «изнутри» показала их дочь, талантливая журналистка.
Находясь в тени своей «железной» супруги, Дэнис сумел создать атмосферу доверия и партнерства в семье для благоприятного общественного мнения.

Достаточно вспомнить его мистификацию в газете «Приватный детектив», где он вместе с Лордом Биллом Дидсом долгое время разыгрывал публику своими шутливыми корреспонденциями.

В 2003 году Сэра Дэниса не стало. И только тогда официально было объявлено, что Сэр Дэнис был миллионером, и об этом знали только люди из большого нефтяного бизнеса. Свои капиталы он создал задолго до того времени, когда вместе с женой поселился на Даунинг стрит, 10. Баронесса Тэтчер призналась после смерти мужа, что он был той путеводной нитью ("golden thread"), которая вела её всю жизнь. Без любви, постоянной поддержки в тяжелые моменты и советов мужа, она бы никогда не достигла высот в Британии.

21 февраля 2007 года возле здания Палаты Общин открывали памятник Маргарите Тэтчер. Он был отлит из бронзы по решению Парламентского большинства, несмотря на протесты меньшинства о том, что все статуи в Зданиях Парламентов Её Величества могут быть воздвигнуты только посмертно (to be dead to rate a statue in Britain's Houses of Parliament).

Скульптор Энтони Дюфор (Antony Dufort) увековечил премьер-министра в её стремительной, как бы срывающейся с места манере выступления перед Парламентом с вытянутой вперед правой рукой.

Маргарита Тэтчер после снятия покрывала с памятника произнесла две фразы: "I might have preferred iron, but bronze will do. It won't rust. And, this time I hope, the head will stay on." Это вызвало оживление и смех, потому что все британцы знают, что эта скульптура – не первая. В 2002 году в центре Лондонского финансового квартала (the City of London) уже возводилась мраморная скульптура «Железной Леди». Она стояла на подстриженном газоне, и какой-то вандал разбил ей голову. Поэтому М. Тэтчер сказала: «Я бы предпочла железо, но бронза тоже сойдёт. Она не ржавеет. И я сейчас надеюсь, что голова на ней будет /неповрежденной/».

Пока только двух своих премьер-министров всех времён суровые на проявление внешних чувств британцы увековечили в бронзе – Сэра Уинстона Чэрчилля у здания парламента в Вестминстерском дворце на берегу Темзы и Даму Баронессу Маргрэт Тэтчер у прихожей в здание Палаты Общин.

… Когда подошла моя очередь подписывать книгу «Thatcher, Carol, The Biography of Denis Thatcher. Below the Parapet, Harper Collins, 1996», я сказал девушке – «Попросите её подписать – Моему русскому другу, а то я последние 17 фунтов за нее отдал». Перед книжным магазином Hatchards Bookseller на Пиккадилли стояла приличная очередь, и за порядком следили несколько полицейских. Внутрь не пускали, книги забирали, заносили внутрь и после подписи выносили. Когда я раскрыл книгу, в ней я увидел подпись «К. Тэтчер» без всяких «русских друзей» и… двадцатифунтовую банкноту.