Сытины

Альтаф Гюльахмедов
Сытины

***

Прим.
Только что политолог Сытин сказал, что далекие предки его из Восточной Пруссии, не уточняя, являлись ли они пруссами.

Напомнило, как в свое время популярности эмиграции и репатриации, знакомый был поражен новостью(для него), что Адам был евреем и значит…

-Это что получается? – тихо произнес он. – Я теперь могу свободно переехать в Израиль?

-Да! В принципе можешь, - ответил я. – А еще ученые вроде доказали, что предки всего человечества в Африке. Так что ты и туда можешь.

Когда он уходил лик его был светел, словно бы освещаемый изнутри идущим сиянием открывающихся перспектив.

В данном же случае, я вспомнил, что у меня есть папка с материалами по этой фамилии, но пока не выставлял ее, поскольку возникли сложности с носителями. Поиск все время ограничивался определениями – помещик, кавалерист, офицер, плотник, из Пруссии и так далее.

Но… выставлю то что есть и, когда представится возможность, попрошу какого – никакого носителя немецкого языка поискать в Прусской литературе, потому что они уже таким определением не отделаются и придется все же ответить на вопрос

- ‘’Как есть тфой национьяльност? Патчему на тфой герб такой айн звезд и айн луна? Гофори!!!’’..


***

Компиляции

Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.

Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.

Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только, как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.

Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие

‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.

Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.

Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.

В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.



Сытины

***

От татарина Сыта, вышедшего на Русь (БК, II, с.383). Под 1489 годом упомянут Фёдор Сыта — дьяк ростовского владыки, а под 1510 годом Фёдор Евстафьевич Сытин, дьяк князя Юрия Ивановича с землями в Дмитрове (Веселовский, 1974, с. 310).
(Источник: «Татарские, тюркские, мусульманские фамилии». EdwART, 2009.)

https://dic.academic.ru/dic.nsf/lastnames/16462



Прусские уланы

***

В период , предшествующий Перегородки Польши , улан образования , состоящие из поляков или польских татар были созданы в большинстве соседних государств просто потому , что польская корона не имеет ресурсов или политической воли , чтобы поддерживать многочисленные армии. Скорость и мобильность являются ключом к эффективности легкой кавалерии , вооруженных копьями.

Уланский полк, образованный Прусское королевство в 1740 году, так называемые Natzmer-уланы, был бездарно использован, с использованием тяжелой кавалерии тактики против укрепленных позиций. Полк не смог отличиться выгодно в первую из силезских войн и был расформирован вскоре после этого.

В 1745 году, Саксония , участвует в личном союзе с Речью Посполитой , создал полк польского уланской под названием « Saxon добровольцев ». Вскоре после этого , Маршал де Сакс создал польский полк Улан для французского короля Людовика XV .

https://ru.qwe.wiki/wiki/Uhlan




По паспорту - немцы, в душе – татары

***

Татары появились в Восточной Пруссии в конце 18 столетия. После двух мировых войн их число в Германии выросло за счет военнопленных. В 90-х годах прошлого века татары переселились в ФРГ как члены семей этнических немцев.
   
Татарский праздник Сабантуй в Берлине

У татар в Германии давняя история. Прусский король Фридрих Вильгельм (Friedrich Wilhelm III) своим указом в августе 1795 года разрешил татарам селиться в Восточной Пруссии. Так, в конце 18 века из западной Польши в Берлин переселились богатые татарские семьи, которые создавали здесь торговые предприятия.

Татары-мигранты из числа военнопленных

Музей Плетцензее. В здании бывшей тюрьмы был казнен Муса Джалиль

Число татар в Германии выросло после двух мировых войн за счет военнопленных. Историки говорят о нескольких десятках тысяч человек, которым удалось остаться в Германии. Их судьбы сложились по-разному. Кому-то удалось выжить в концлагерях, другие - погибли. Среди них известный татарский поэт Муса Джалиль, которого нацисты казнили в августе 1944 года в тюрьме Плётцензее (Pl;tzensee) под Берлином.

"По окончании Второй мировой войны большая часть военнопленных татар была возращена в СССР, некоторым удалось остаться в Германии. Среди них - основатель и руководитель татаро-башкирской редакции радио "Свобода" Гариф Султан", - рассказывает председатель татаро-башкирского культурного центра в Берлине Раис Халилов. По его словам, самые известные в Германии татары – это астрофизик академик Рашид Сюняев и всемирно известный композитор София Губайдулина.

Облюбовали Берлин

Точных данных о численности татар в ФРГ нет. По сведениям Раиса Халилова, в немецкой столице и ее окрестностях их проживает около пятисот человек, а по всей Германии около трех тысяч человек. Татаро-башкирский культурный центр был образован в Берлине в 1999 году. В 90-х годах прошлого века татары переселились в ФРГ как члены семей этнических немцев или евреев из бывшего СССР.

Раис Халилов живет в ФРГ 20 лет. Две его дочери уже говорят только по-немецки. Но, по его мнению, для национального самосознания не всегда важно владеть родным языком. Возможность изучать татарский и башкирский языки есть в Институте тюркологии Свободного университета Берлина (Freie Universit;t Berlin).

Цель татаро-башкирского культурного центра - помочь всем желающим сохранить национальную самобытность. Раис Халилов работает свободным художником-дизайнером и занимается фотографией. Ему удалось объединить в культурном центре художников, музыкантов, ученых. Центр проводит выставки, вечера классической и национальной музыки. Татаро-башкирская община в Берлине регулярно отмечает национальный татарский праздник Сабантуй.

Книги для татар на немецком языке

Художница Нурия Хадеева дарит свой рисунок вице-президенту бундестага Вольфгангу Тирзе

В городке Вайлер-Бинген (Weiler bei Bingen), что в федеральной земле Рейнланд-Пфальц, есть небольшое татаро-башкирское издательство "Бертуган". Им руководит кандидат филологических наук Алия Тайсина. Здесь издают книги татарских авторов на немецком языке, в том числе и для детей. Одна из целей издательства – сделать татарскую литературу популярной у немцев. Так, например, хорошо разошлись книги: "Шурале" и "Опыт жизни в восточной и западной Европе". Алия Тайсина недавно перевела на немецкий язык башкирский народный эпос "Урал-батыр".

Татары не забывают о своих корнях

У татарского народа богатый опыт жизни за пределами исторической родины.

"Этот опыт жизни вдалеке от родины, накопленный веками, помогает им довольно быстро адаптироваться в других странах, одновременно не забывая о своих корнях", - считает исполнительный директор Германо-Казахстанского общества в Берлине Галина Нуртазинова.

У казахов, по ее словам, такого опыта меньше. Помнить о своих традициях и сохранять свою национальную самобытность казахам и татарам на немецкой земле удается во многом благодаря поддержке со стороны их исторической родины - Казахстана и Татарстана и, разумеется, нынешней - Германии.

Автор: Виктор Вайц
Редактор: Наталья Позднякова

https://www.dw.com/ru/-----/a-15237912




Саксонские уланы

***

Рахметолла Байтасов

На рис. саксонские уланы 1730-1763 гг.

Появление улан связано с литовскими татарами.

В Золотой Орде уланы - сыновья из знатных родов, которые имели право брать в жены дочерей чингисидов. Эти сыновья воспитывались при дворе ханов вместе с ханскими сыновьями. Литовские татары-мусульмане настолько сжились с местным населением, что часто выступали против единоверцев. В актах Литовской метрики содержится их ответ крымским татарам:

"Ни Аллах, ни пророк, не предписывал вам грабить, а нам быть неблагодарными. Мы считаем вас хищниками и саблями нашими поражаем грабителей, а не братьев наших".

Татары вместе с местным христианским населением боролись против внешних врагов, образуя сначала отдельные татарские харугви, а впоследствии - полки. Одна из харугвей, к которой были приписаны уланы, называлась уланской. Уланские роды: Ассанчукович, Абдзевич, Ахматович, Халецкий, Чугаевич, Чимбаевич, Демидковский, Волкачов-Каецинский, Жданович, Засульский, Ильяшевич/Ильяшевич, Эльяшевич/Елиашевич, Хасеневич, Йозефович, Корицкий, Лостайский, Малучицкий, Мочинский, Мисаков, Нуруллович, Романовский, Рудзиевич, Ризванович, Шабанович, Шагуневич, Шемешов, Улан. В начале XVIII в. особо прославился князь Александр Улан, татарский полк под командованием которого был включен в состав лейб-гвардии короля Польши и великого князя Литовского, Курфюрста Саксонии Августа II.

В то время в немецкой традиции было принято именовать полк по фамилии командира, поэтому татарский полк Александра Улана стали называть "уланский полк" или просто "уланы". В 1733 г. формируется полк улан под командованием Александра Мустафы Корыцкого. После раздела РП во всех трёх государствах, разделивших её, появились уланские части. В 1797 г. в составе русской армии созданы Конно-польский товарищеский и Литовско-татарский конный полки. В 1803 г. в официальный обиход введено слово "уланы" - создан Лейб-Уланский Его Императорского Высочества Великого Князя Константина Павловича полк.

В 1807 г. созданы Польский, Татарский, Литовский, Волынский (из вольновербованных Волынской и Виленской губерний) уланские полки. Аналогичные части были созданы в австрийской и прусской армиях.
22 окт 2017

https://vk.com/photo12523752_456239184




Кавалерист 9-го прусского полка

***

Рахметолла Байтасов

1806 г. Кавалерист 9-го прусского полка Towarczy.

После 3-го раздела Речи Посполитой в состав Пруссии вошли земли Подляшья и Августова, на которых жили татары.

В 1795 г. полковник польской армии Януш Мирза Туган-Барановский предложил из татар, участвовавших в восстании Т.Косцюшко, создать часть в прусской армии. Генерал фон Гюнтер заключил с Туган-Барановским договор "касающийся особых прав и обязанностей татар, а также организации новой формации, гарнизона, строя и вооружения". Шефом полка, состоявшего из 5 эскадронов (500 человек) был назначен Туган-Барановский. В 1799 г. полк состоит из 10 эскадронов, а в 1800 г. к нему присоединили ещё 5-эскадронный батальон. Рядовых 15-эскадронного полка называли товарищами. К 1.06.1800 г. численный состав составлял: 51 офицер, 100 унтер-офицеров и 1080 рядового состава. В 1806 г. "товарищи" в составе корпуса Лестока участвовали в битвах при Прейсиш-Эйлау (Илавой) и Хайльсберге. После поражения антифранцузской коалиции в октябре 1806 г. полк "товарищей" был одной из немногих прусских частей полностью сохранившей свой состав. Солдаты полка 23.12.1806 г. сражались против французов под Бежуном, где прусская армия потерпела поражение. 8.02.1807 г. в битве под Илавой полк разбил французскую кавалерию. 10 июня 1807 г. у Хайльсберга "товарищи", действовавшие на северном фланге русских войск, вместе с прусскими черными гусарами и гусарами Цитена (всего 15 эскадронов) сдержали атаку наполеоновских кирасир, заставив их отойти на исходные позиции, а два эскадрона черных гусар прорвали каре 55-го французского линейного полка и захватили его знамя. После тильзитского мира (1807 г.) полк товарищей состоявший из 8 эскадронов, был преобразован в уланский полк (26.07.1807), а затем был разделён на два 4-эскадронных, 1-й и 2-й уланские. 80 поляков, служивших в полку "товарищей" под командованием майора Юзефа Дрошевского, под Фордоном перешли на сторону Польши. Они стали ядром 6-го уланского полка, начавшего формироваться в конце декабря 1806 г

https://vk.com/photo12523752_456239187




Герб рода дворян Сытиных

***

(потомство коллежского советника Федора Васильева Сытина)
Герб рода дворян Сытиных внесен в Часть 20 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 40

Дата пожалования: 11.03.1911

ОПИСАНИЕ ГЕРБА (БЛАЗОН):

Утверждаю.
В Царском Селе 11 Марта 1911 года.
Министр Юстиции Щегловитов Герб рода Дворян Сытиных.

В лазуревом щите, два серебряных на крест положенных с золотыми рукоятями меча, сопровождаемые внизу золотою о шести лучах звездою и под нею серебряным полумесяцем, рогами вверх. Щит увенчан Дворянским коронованным шлемом. Нашлемник: рука в стальных латах, держащая серебряный с золотою рукоятью меч. Намет: лазуревый с серебром.

Определениями Правительствующего Сената, по Департаменту Герольдии, от 21 Марта 1873 и 29 Апреля 1910 годов, утверждены постановления Владимирского Дворянского Депутатского Собрания, от 22 Февраля и 18 Апреля 1873 года, о признании в потомственном дворянстве, со внесением в третью часть Дворянской родословной книги, детей умершего Коллежского Советника Федора Васильева Сытина, от первого его брака с Юлиею Георгиевою, рожд. баронессою Фрейтаг-фон-Лорингоф: 1) Василья с его женою Мариею Ивановою и детьми: Евгением, Николаем, Александрою, Михаилом и Дмитрием, 2) Николая, 3) Елисаветы, 4) Юлии, 5) Иулиана, и от второго брака с Елисаветою Адамовою, рожд. баронессою фон-Фитингоф-Шель: 6) Максима, ныне Действительного Статского Советника, председателя Нижегородского окружного суда (просителя), по заслугам вышеназванного Коллежского Советника Федора Васильева Сытина.

ИЗОБРАЖЕНИЯ из ОРИГИНАЛА ГЕРБОВНИКА:

© 1999-2020 Сетевое издание «Геральдика.ру»
редактор сайта - А.Н. Хмелевский, gerb@gerbovnik.ru
При воспроизведении текстовых материалов или изображений ссылка на gerbovnik.ru обязательна.

https://gerbovnik.ru/arms/3225.html