Эльбрус - живой организм

Андрей Анатольевич Кожуховский
Привет, Эльбрус. Вот я снова на твоих склонах.
Твой лед неприступен а кроваво-красные скалы внушают ужас... На этот раз ты меня принимаешь как родного. На небе ни облачка.

Я веду на Эльбрус двоих: активная, амбициозная девушка и не менее активная, целеустремленная ее мама. Мои спутницы полны решимости покорить тебя. Однако зная твой нрав я не тороплюсь, точно чувствуя грань между победой и пропастью в которую можно легко угодить.

Акклиматизация в семь дней ничтожно мала но время ограниченно, и практически без должной акклиматизации мы вышли на маршрут направляясь к вершине. Одна из спутниц не рассчитала свои силы и амбиции... Мне это четко понятно исходя из опыта. Как и понятно то, к чему это может привести. Сильная девочка в расцвете лет. Сейчас такое время, человек ничем не ограничен, он способен управлять своей энергией сделав определенный выбор.

Дочери очень хотелось показать вершину матери. Я тоже был полон огромного желания и решимости показать им вершину во всей красе. Женщины красивы на эмоциональном и духовном уровне. Но два фактора были против. Еще на первом акклиматизационном выходе стало понятно, что уровень физической подготовки не высокий и слишком мало времени на акклиматизацию. На последнем рубеже у штурмового лагеря, осознав свое бессилие мать лежала на своем рюкзаке и слезы котились из ее глаз. Как показывает практика, для человека старше 50-ти лет этот период должен быть более 10-12 дней.

Она осталась нас ждать в штурмовом лагере, в качестве группы поддержки. По этой причине на лед нас вышло двое. В этот день в этом году на вершину восходили все в первый раз. Инструктора акклиматизировались и готовились к будущим восхождениям с группами в этом сезоне. Визуально и от тех кто уже вернулся с горы было известно, что огромные поля склонов покрыты твердым бутылочным льдом, скользким, как стекло… И нам в двух или трех местах пришлось крутить ледобуры что потребовало дополнительное время.

Когда, мы уже достигли высоты 4 800 метров над уровнем моря на небе не было ни облачка. На ледниковой шапке, легкий ветерок и как нам показалась дикая жара. На самом деле температура всего лишь -1.. -5 градусов. Запас сил достаточен для восхождения. Уже 2 часа дня. Через два - три шага останавливаюсь, веревка натягивалась и я жду свою спутницу…

Вышли на относительно ровный участок между верхними и нижними скалами Ленца, на привале сняли рюкзаки.
И вдруг моя подруга воспряла духом и говори: “пусть рюкзак останется здесь, а я сбегаю на вершину”. “Это неоправданный риск” - предупредил я ее.

Группы, вышедшие раньше нас спускались. До заката оставалось 6 часов на обратном пути нас ожидал участок с поперечными трещинами. При благоприятном раскладе времени хватит дойти до вершины и вернуться до места, где мы сейчас. Дальше ночь, бесконечные поля из прозрачного льда в котором вырубить полочку ледорубом — еще надо постараться.

И тут моя спутница говорит: “Я понимаю, что мы условились возвращаться в 14 ч, ты иди, скажи маме, чтобы не волновалась, а я приду позже”. Показываю руки в шрамах, которые получил однажды здесь. Она не верит, идет, расспрашивает спустившихся и слышит тот же ответ. Долго стоит на склоне, думает, я просматриваю площадку для “холодной” ночевки где лежат останки вертолета. Рядом вагончик полностью забит льдом. Вариантов нет. Снега 2-3 см, остальное лед, только спускаться. Если будет ветер, то замерзнем.

Попутчица поняла, что я прав. Начали спуск. Шли там, где раньше были огромные трещины. Снег забил их, а теплый ветер растопил. Трещины не просматривались. Над Эльбрусом ни облачка, только к вечеру появились.

Наиболее опасен участок до поворотного камня скал Ленца. Выше уклон не так крут и лед порист. Приходилось лавировать между ледяных полей. Спуск оказался проще. Ниже плюсовая температура растопила снег и он нещадно налипал на кошки, приходилось постоянно сбивать.

Моя спутница сняла кошки. Крутизна ледника увеличилась, пришлось надеть снова. Спустились еще засветло. Вторая ночевка на северном приюте прошла спокойно. Был штиль, ночью небольшие порывы ветра.

На приюте несмотря на карантин были около 6-ти групп. Еще до поворотного камня нас обогнала пара. У них была хорошая акклиматизация, ждали погоды.

Мы же смогли частично пройти акклиматизацию только на 2 500 м и две ночи на 3 200 и 3 600 м, что недостаточно. Причина — короткий отпуск моих участниц.

В последний день побывали на водопаде Султан и отправились в Кисловодск.

Не бывает восхождений похожих. Каждый раз это — приключение, уникальный опыт познать себя. Если вам Эльбрус не дал постоять на вершине, это еще ничего не значит. Даже сильные спортсмены не все поднимаются. И в то же время девушка - студентка выходит на вершину. Эльбрус — живой организм.