Кружились осиротевшие птицы

Сергей Алексеевич Наумов 5
                "...КРУЖИЛИСЬ ОСИРОТЕВШИЕ ПТИЦЫ"
   Из книги С.А. Наумова "Историческая мозаика"


Посвящается великому русскому художнику 
Архипу Ивановичу Куинджи

     Не будет ошибки, если наши ближайшие соседи назовут Куинджи великим украинским художником. Правомерна и позиция греков о том, что Архип Иванович великий греческий пейзажист, так как Куинджи этнический грек.
Сила таланта размыла границы, оставив замечательное наследие и гордость за великого гражданина и творца.
     Жизнь художника была сплошной борьбой. И везде он выходил победителем, благодаря силе характера и огромному дарованию. Сын сапожника, беднейший пастушок из Мариуполя стал именитым европейским художником, профессором Академии художеств, нажил очень крупное состояние.
     Вероятно трудное детство Архипа Ивановича, а родился он в 1861 году, привело его к мысли, что в обществе главную роль играют деньги, а вся беда в том, что они неправильно распределяются. Бороться же со всяким злом можно только деньгами. Поэтому надо накопить как можно больше средств и распределить их разумно. Этим путем и можно лечить общественные язвы.
Куинджи стремится, прежде всего, разбогатеть. Успех его картин и довольно крупный на них заработок дают ему возможность начать осуществление своей идеи: покупает и перепродает картины с фантастической прибылью. Не чурается и продажей недвижимости. Проводит сделки с земельными угодьями. Коммерческий успех и везение Куинджи рождало легенды.
     Довольно быстро сколотив состояние, художник начинает осуществлять свою мечту – помогать молодым творцам, студентам Академии художеств. Талантливых посылает за границу, больных на курорты, вытаскивает из беды всякого нуждающегося.
     Благотворительные акции художника сыграли свою роль. И когда была показана его знаменитая картина «Лунная ночь на Днепре», выставочный зал не вмещал пришедшей публики, «экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Успех был ошеломляющим. И не только от благотворительности автора. Впервые в России на выставке экспонировался только один пейзаж. Современников покоряла торжественность и эпичность пейзажного образа. Свет луны, отражающийся в реке, был воспроизведен с необычайной силой. Вариации зеленого цвета, чистого, насыщенного светом, выявляли разные по плотности части пейзажа, передавали ощущение глубокого пространства. Вода, земля, небо были даны в тонкой цветовой гармонии, какой у Куинджи не было ни раньше, ни потом.
     К зданию, где помещалась картина, стекались толпы. Люди ждали часами, чтобы войти в зал. А в зале, с опущенными на окнах шторами, освещенная электрическими лампами, стояла одна – единственная картина. Что это? Картина? Или, может быть, распахнутое окно, из которого, благодаря волшебству, видна не серая петербургская улица, а теплая украинская ночь? Месяц заливал все вокруг своим сиянием. Сверкали края разорванных облаков. Серебрились зеленоватые воды Днепра. Блестели огоньки в окнах низких, крытых соломой хат. И сами беленые стены хат, словно излучали серебряное сияние, о котором так хорошо написал Гоголь: «Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи! Всмотритесь в нее. С середины неба глядит месяц. Необъятный небесный свод раздался, раздвинулся еще необъятнее. Горит и дышит он. Земля вся в серебряном свете…».
     «Лунная ночь на Днепре» стала сенсацией в художественной жизни. Со времен экспонирования «Последнего дня Помпеи» К. Брюллова картина не привлекала такого количества народа. Но работа К. Брюллова – это гигантское полотно, отображающее историческое событие с десятками персонажей. Здесь же небольшой пейзаж – небо, река, луна.
     Остается загадкой, как художнику удалось передать на холст таинственное серебристо-зеленое лунное сияние. Казалось, он заставил светиться, сам холст. Обыватели высказывали предположение, что картина написана на стекле, а сзади поставлена яркая лампа или, что Куинджи, когда пишет, смотрит на природу сквозь цветное стекло. Высказывалось даже мнение, что художник не брезгует и нечистой силой.
     Куинджи не был колдуном. Он вкалывал, добиваясь задуманного эффекта. Месяцами работал в университетской лаборатории, изучал свойства красок. Занимался исследованиями с помощью специальных приборов, чтобы глаз тоньше чувствовал малейшие оттенки цвета.
     Сведения о жизни художника отрывочны и не всегда точны. Перед тем как заняться бизнесом, главным источником его существования, была работа ретушером. Своим учителем Куинджи считал И.К. Айвазовского, и влияние знаменитого художника сказалось на ранних работах молодого живописца.
     С 1868 по 1874 год Куинджи учился в Академии художеств. Время занятий и первые годы его творческой работы совпадают с национально-демократическим подъемом в русской культуре, с деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. Сближение с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.М. Васнецовым во многом определило общественную и творческую позицию Куинджи: он создает произведения, проникнутые глубоким сочувствием к народу. Таковы его ранние пейзажи: «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».
     Первой «куинджиевской» картиной явилась «Украинская ночь», мастерски передающая зеленоватый лунный свет. Здесь особенно заметны характерные черты творчества художника – повышенная декоративность, подчеркнутое обобщение форм, интенсивность цветовых отношений. Новаторская по своему художественному языку картина потрясает своеобразным эффектом освещения.
     В знаменитом пейзаже «Березовая роща» Куинджи, используя активные контрасты цвета, сумел блестяще передать ликование омытой дождем земли, ослепительный солнечный свет на стволах берез и траве лесной поляны. Полотно излучало любовь к природе.
     Любовь к природе, ко всему живому у Куинджи особенно трогательно проявлялась к птицам. Эта слабость доходила до крайне экстравагантных форм. Ежедневно, когда в двенадцать часов ударяла пушка в Петропавловской крепости, казалось, все птицы города летели на крышу дома, где жил Куинджи. В этот час Архип Иванович выходил с разным зерном и кормил птиц. Отдельная комната  его
квартиры служила лазаретом для птиц. Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными. Говорят, что какой - то птице, заболевшей дифтеритом, он вставлял перышко в горло и тем спас от смерти. Жаловался на жену: «Вот моя старуха говорит: с тобой, Архип Иванович, вот, что будет: приедет за тобой карета, скажут: там вот на дороге ворона замерзает, спасай. И повезут тебя, только не к вороне, а в дом умалишенных».
     Современник Куинджи карикатурист Щербов изобразил художника, приготовляющимся ставить вороне клизму на крыше дома. Остроумный удачливый художник-коммерсант отреагировал таким текстом: «Понятно, Щербов подкупил дворника и из слухового окна соседнего дома зарисовал меня на крыше. Дворнику дал два рубля, а можно было и за пятьдесят копеек сговориться».
     Картина «Днепр утром» стала последней работой, представленной художником на выставке. Пейзаж не поражал зрителя световыми эффектами. Он был исполнен в изысканной серебристо-жемчужной гамме. Эта колористическая особенность свидетельствовала о новых творческих поисках, о продолжающемся развитии оригинального таланта.
     С 1882 года Куинджи перестал выставлять свои полотна, но не прекращал работать у себя в мастерской. Произведения, созданные в последующие тридцать лет, демонстрировались только на посмертной выставке художника. Кроме этюдов здесь были и законченные пейзажи, отмеченные высоким мастерством: «Вечер на Украине», «Дубы», «Ночное».
     Многочисленные этюды и эскизы свидетельствовали об углубленной работе художника над пейзажем. Легкий бег облаков, бескрайние степные просторы, игра лунного света по снегу, движение морских волн, красота восхода и заката солнца – темы творчества Куинджи, запечатленные в таких его пейзажах, как «Полдень», «Стадо в степи», «Пятна лунного света в лесу. Зима», «Эльбрус вечером», «Море. Крым», «Снежные вершины. Кавказ», «Лесные дали», «Осень».
В 1894 году вместе с И.Е. Репиным, В.Е. Маковским, И.И. Шишкиным стал преподавать в Академии художеств. В его мастерской учились прославленные живописцы А.А. Рылов, Н.К. Рерих, К.Ф. Богаевский и многие другие.
     По инициативе и на средства Куинджи в 1909 году было основано Общество, носившее его имя, которому художник завещал свои картины и усадьбу в Крыму.
За гробом Куинджи в 1910 году шло много незнакомых передвижникам людей, получивших от него помощь, что никому не было известно, а над домом кружились осиротевшие птицы.
1999г.