Карабах

Эльмира Ахмедова
Это был снежный зимний день. Лёшке купили шапку-ушанку и мальчик спешил в подробностях рассказать о ней своим друзьям в гардеробе школы. Мальчишки мерили обновку по очереди, поздравляя Лёшку с приобретением. Ахмед прождал друга более получаса, пока тот не закончил восхваления своей шапки.

- Меня дома ждёт горячий чай,- ворчал Ахмед, когда друзья вышли на крыльцо школы. - А я тут мёрзну с тобой. Идём скорее!

- Как я мог не показать эту прелесть Ваньке, Егору и Вите?- догонял друга Лёшка, на ходу надевая шапку-ушанку.

- И ещё Андрею, Саше, Паше и Вадику,- продолжал ворчать Ахмед, идя вперёд.

- Да ладно тебе,- Лёшка упал в снег. Ахмед развернулся, помог другу встать и продолжил свои ворчания:

- Чай сам себя не выпьет.

- Погода холодная, зато сердце - горячее,- рассмеялся Лёшка и снова упал в снег. - Кстати, о горячем - давай купим пирожки. До дома ещё идти и идти, а пирожок, как ты говоришь, сам себя не съест.

Мальчишки зашли в лавку "Госпожа Пирожкова" и купили по пять пирожков: с капустой, с картошкой, с яблоком и по два с повидлом.

Лёшка начал трапезу с пирожка с повидлом, а Ахмед - с пирожка с капустой. Так и шли друзья, занятые едой, когда услышали:

- Хныыык,- плакал кто-то.

На пустой автобусной остановке сидела девочка, ребята узнали её - она училась в подготовительном классе. Друзья подошли ближе и заметили, что девочка сидит, крепко обняв рюкзак.

- Не реви,- сказал Лёшка максимально строгим голосом. Всё-таки он тут самый старший. - Что случилось?

Девочка глубоко вздохнула и, набравшись сил, ответила:

- Холодно,- и громко шмыгнула носом в подтверждение своих слов.

- Ну дела,- вздохнул Лёшка и развёл руками, в одной из которых держал пирожок. - А почему ты без шапки? И где твой шарф? Ты из лета приехала, я что-то не пойму,- мальчик поставил руки в бока, как делала его бабушка, когда была чем-то недовольна в поведении внука.

- Я в автобусе забыла,- девочка опустила заплаканные глаза вниз. - Спешила и забыла. Снега не было тогда.

- А зачем здесь сидишь? У тебя же вторая смена, урок скоро начнётся,- спросил Ахмед, который успел доесть пирожок. - И потом, здесь сидеть холоднее, чем в школе.

- Холодно там,- всхлипнула девочка, показывая рукой на улицу. - Тут козырёк есть, снег не падает.

Мальчишки подняли головы вверх - действительно, снегопад заметно усилился, а на остановке было более сухо.

- Давай так,- Ахмед снял со спины рюкзак и вытащил оттуда пакет с пирожками. - Поешь и погрейся,- сказал мальчик, протягивая девочке лакомство с повидлом. - Горячее ещё.

Девочка робко взяла пирожок и всхлипнула:

- Спасибо.

- И это тоже держи,- Ахмед снял с себя шарф и протянул его знакомой. - Горло совсем открытое, простыть можно, а ангина – это не игрушки. Надень. Так теплее будет.

- Верно,- поддержал друга Лёшка и снял с себя шапку-ушанку. - И это тоже возьми. Новая! Почти не ношенная.

Девочка покачала головой:

- Что вы, мальчики! Не надо.

- Слушай, что старшие говорят,- вспомнил слова бабушки Лёшка и нахмурил брови, чтобы казаться самым строгим мальчиком.

- А завтра нам в школе вернёшь,- Ахмед поднял капюшон куртки и съёжился.

- Точно,- кивнул Лёшка, наматывая свой шарф на голову. - Мы 1 класс "А".

- Спасибо, мальчики,- девочка надела шапку-ушанку и завязала на шее зелёный вязаный шарф Ахмеда, держа при этом пирожок зубами. - Я обязательно верну. Меня Ануш звать, а вас как?

Лёшка свистнул. Мальчик хорошо знал, что между странами Ахмеда и Ануш давно идёт война.

- Меня зовут Ахмед,- ответил тем временем мальчик. - А это - мой друг Лёша, он сейчас стоит с округлёнными глазами почему-то, но я уже привык.

Ануш рассмеялась. Девочка доела пирожок и встала со скамейки, надевая свой рюкзак на спину.

- Тогда до завтра, мальчики! Спешите домой! А завтра мы увидимся и я угощу вас конфетами, мой дедушка мне много-много конфет привёз. Пока!- с этими словами Ануш побежала в сторону школы.

Мальчишки помахали Ануш на прощание и в молчании направились домой. Спустя время Лёшка, пробиваясь сквозь снегопад, сказал:

- Ты отдал ей свой шарф.

- Я знаю.

- Но она же армянка!

- И что?- Ахмед прищурил глаза - таким сильным был режущий ветер и столь беспощадно падали снежинки.

- Ты сам говорил, твой дядя воюет!- возмущался Лёшка, падая в снег.

- Я помню, Лёша,- Ахмед снова помог другу подняться. - И я помню свою страну. Но это же,- Ахмед упал в снег и на этот раз Лёшка помог другу встать. - Но это же не значит, что я должен был отобрать у Ануш свой шарф и сказать тебе не отдавать ей шапку-ушанку, правда?

- Думаю, да, не значит,- подумав, ответил Лёша. - А как бы ты поступил, если бы жил в Азербайджане?

- Там бы я вряд ли встретил армянскую девочку,- ответил Лёша, смахивая с ресниц снежинки. - И потом, неважно, в какой стране я нахожусь - человеком нужно оставаться везде.

- Ты прав, конечно,- закивал головой Лёшка, прячась в шарфе. - Но война -это всегда какие-то споры и недопонимания.

- Она замёрзла,- Ахмед устало вздохнул. - А мы могли ей помочь и помогли - какие уж тут недопонимания? Если человек в беде, то самое последнее, что меня интересует - это то, откуда он. Даже если из Ника... Из Никарагуа - и что?

- Но Нико… Никорадуга не воюет с твоей страной,- продолжал Лёшка, вытащив язык и вылавливая снежинки. - Это разное.

- Разное,- согласился Ахмед, спрятавшись глубже в капюшоне. Чтобы общаться друг с другом в снегопад, мальчики почти кричали. - Но она была без ружья и не хотела меня обидеть - почему я должен обидеть её? Если бы Ануш угрожала моей стране, мне - как азербайджанцу, конечно, я был бы зол на неё и не захотел бы помочь. Я не хочу, чтобы на моей земле была война, а антоним войны - это мир, это гуманность. Если мира не могут добиться взрослые, которые решают наши жизни, то мира добьюсь я сам, пускай даже этот мир будет маленьким и только между азербайджанцем и одной армянской девочкой. Я не хочу быть злым. Я хочу, чтобы моя страна и мои земляки жили с добрым сердцем,- голос мальчика вздрогнул, но из-за погодных условий Лёшка этого не заметил. - Карабах - это и моя боль тоже, это боль моего дяди, моей семьи и моего народа,- Ахмед тихо всхлипнул. – Но, чтобы вылечить эту рану, надо остаться человеком, не превратиться в шайтана. Большего я не знаю, не знаю, почему Карабах так долго кровоточит в сердцах многих нас. Но папа мне говорил: "mehriban ureyine xeyanet etme", "не предавай своё доброе сердце". А я слушаюсь папу.

- Ты прав, Ахмед,- Лёшка остановился и положил руку на плечо друга. Лица Лёшки было почти не видно – только большие серые глаза улыбались Ахмеду. - И я рад, что ты так думаешь. И ещё меня греет мысль о том, что мы помогли. Это очень хорошо. Бабушка говорит, что добрые дела - это самое важное, что есть в мире,- Лёшка замолчал и на его ресницы упали снежинки. - Ещё пирожки - это тоже самое важное в мире.

Друзья рассмеялись и продолжили путь домой.