Иван Агапов наш герой

Владимир Довженко
Многие ровесники Ивана Агапова, которым уже было по 18 -19 лет ушли на фронт по призыву или добровольцами защищать Родину от наглых германских агрессоров.  В начале войны, при быстром продвижении вражеских войск по нашей земле, в РККА (рабоче-крестьянской Красной Армии Советского Союза) хронически стало не хватать младших офицеров и военных специалистов, младших командиров. Поэтому в июле 1941 года, появился приказ  главного командования Красной Армии  срочно подготовить пополнение миномётчиков для участия в боевых действиях на всех фронтах против наступавших стремительно немецких войск.


Ивана направил военкомат на ускоренные курсы миномётчиков в город Мичуринск. По окончании ускоренной учебы оставили его служил инструктором для подготовки очередных групп миномётчиков, а потом отправили и его с группой выпускников на фронт воевать; в миномётную батарею, 42-й гвардейской дивизии, сдерживающей наступление немецкой армии на подступах к столице нашей Родины Москве.


Иван Агапов назначен был на должность  командира расчёта 82-ух миллиметровых миномётов. Перед отправкой на фронт молодые солдаты и сержанты, вчерашние курсанты учебного полка, с трепетом сердечным клялись перед командованием и боевым красным знаменем сражаться с врагами Родины храбро и до полного изгнания полчищ фашистов с нашей земли. Тихий вздох душевных воспоминаний не заглушал шелеста знамени, проносимого перед строем солдат знамённой группой. Каждый, глядя на этот торжественный парад спрашивал мысленно себя:
- Кто, если не я, ради сотен жизней, способен отдать свою жизнь в этой священной изнурительной войне с немецкими захватчиками.


А вражеские войска в начале первой зимы уже были совсем рядом с Москвой. В первых боях Ивана снаряды и пули удачно облетали стороной. Он попал на фронт тогда, когда фашистов наши войска уже погнали от Москвы и топали они потом прочь с нашей земли всё время, до самого Берлина.  Отступать Ивану не приходилось. Однажды подняли по тревоге и бросили взвод миномётчиков под Старую Руссу и Великий Новгород. Случилось здесь воевать вместе с пехотой, обеспечивая ей успешное продвижение. С марша сразу в бой пошли. В тех боях, через две недели, в грудь ранило его навылет, лёгкое ранение получил, хорошо не разрывная пуля попалась.  На его глазах погибли два друга из миномётного расчета, подкошенные вражеским пулемётом.


 При освобождении города Великих Лук батарея, в которой воевал Иван, скрытно была размещена у не большой деревни в 600 метрах и от передовых немецкий позиций примерно на таком же удалении.  Наши миномётчики открыли сходу беглый огонь по площадям занятым врагами и спешно занялись переходом на запасные позиции. Тогда их миномётная батарея действовала в составе общевойскового подразделения, назначалась для его поддержки и так же оставалась подручной у командира своего дивизиона. Минометная батарея в данный момент оставалась в непосредственном подчинении и у командира пехотного батальона, выполняла боевые задачи по его указанию. В отдельных случаях несколько миномётных орудий батареи предавались отдельной роте или же повзводно ротам первого эшелона в соответствии с изменением боевых задач.


Во время обстрела вражеской территории командир пехотного батальона велел прибыть на командный пункт всем командирам миномётных расчётов для получения новых приказов по разведанным огневым позициям противника.
Почти рядом с миномётом Ивана разорвался фугасный снаряд или мина  и к несчастью Ивану осколками разворотило бедро правой ноги и бок.  Бойцы вынесли раненого командира расчёта с поля боя в медсанбат. Тогда военные врачи госпиталя целых 4 месяца колдовали над ним, чтобы спасти жизнь и поставить снова в строй солдат освободителей. После того тяжелого ранения потребовалось длительное лечение и снова на  фронт.


Произведена была пересадка Ивану  своих собственных мышц и кожи с голени ног на бок бедра и на спину. Залатали доктора в госпитале ему раны профессионально на всю оставшуюся жизнь. Молодой и крепкий был Иван Агапов, поэтому заживали раны на нём удачно и довольно быстро, как у многих одержимых предстоящей победой защитников нашей Родины.
 
Дальше после ранения, воевал Иван командиром конно-миномётного расчёта тяжелого, 120-ти миллиметрового миномёта ПМ-120 на ленинградском фронте, которым командовал маршал Говоров.  Миномёт был большой и тяжелый, как средних размеров пушка и весил 275 килограмм, поэтому с помощью лошадей его перемещали с одной огневой позиции на другую с помощью лошадей и на марше в новые районы фронта оперативно передвигались  лошадьми.

 У немцев были свои тактические хитрости и преимущества, это запасные траншеи. Когда наши миномётчики начинали стрелять 16 килограммПроизведена была пересадка Ивану у своих собственных мышц и кожи с голени ног на бок бедра и спину. Залатали доктора в госпитале ему раны профессионально на всю оставшуюся жизнь. Молодой и крепкий был Иван Агапов, поэтому заживали раны на нём удачно и довольно быстро, как у многих одержимых победой защитников нашей Родины.

Дальше после ранения, воевал Иван командиром конно-миномётного расчёта тяжелого, 120-ти миллиметрового миномёта ПМ-120 на ленинградском фронте, которым командовал маршал Говоров.  Миномёт был большой и тяжелый, как средних размеров пушка и весил 275 килограмм, поэтому с помощью лошадей его перемещали с одной огневой позиции на другую с помощью лошадей и на марше в новые районы фронта оперативно передвигались лошадиной тягой.

 У немцев были свои тактические хитрости и преимущества, это запасные траншеи. Когда наши миномётчики начинали стрелять 16 килограммовыми минами по переднему окопному краю, немцы по переходам скрывались в траншеях второго эшелона, на запасной рубеж, вырытый заранее.

Позже эту тактику стали использовать и наши бойцы, было чему учиться у врага.  Выборг взяли, пошли на Хельсинки, но финские войска капитулировали под натиском Красной Армии.  Там Ивана ещё раз ранило осколком в ногу, так себе пустяк, по сравнению с первым тяжелым ранением. Потом участвовал  наш земляк Иван в боях за город Кенигсберг. Награжден был второй раз орденом Красной Звезды.

Последнее ранение в плечо случилось с ним в 1945  году, под конец войны.           В метре от него снова разорвался вражеский снаряд или мина, почувствовал гарь и пыль в воздухе, и какой-то туман в глазах появился, как будто пар идёт от земли, и ощутил сильную боль. Его расчёт поддерживал тогда наступление нашей пехоты. В  шоке от боли и в полу-сознании Иван сам побрёл, как подбитый летчик на полу-сознании в медсанбат и остался жив. Быть миномётчиком на войне далеко не простое дело. Самое трудное было пристреляться с первого выстрела, а со второй мины поразить обязательно пулемётное гнездо или артиллерийскую огневую точку противника. Иначе засекут тебя и уничтожат очень быстро. В одном из боёв расчёт, в котором воевал Иван Агапов, благодаря точной наводке с первого раза разгромил две важных артиллерийских батареи немцев, за что  был награждён орденом Славы третьей степени.

Не менее трудным всегда была смена огневой позиции с тяжелой миномётной плитой, которая служила основанием для ствола миномёта. Если не успеешь сменишь основную огневую позицию на запасную, после первых выстрелов своего миномёта, то засекут и тогда считай пропал, может быть навсегда.    По этому и ранения появляются у миномётчиков часто.

 В одном бою наблюдал Иван пролёт в небе над нашим фронтом немецких бомбардировщиков на большой высоте в тыл наших войск и подумал, что опять  бомбить летят  наши города и сёла. Один из последних летевших самолётов отстал немного и стал кружить над нашим блиндажом и окопами, сбрасывая на  наших бойцов, чтоб вы подумали,  пустые железные бочки из под  ГСМ, которые летели с гулом и кувыркались до самой земли. Попугали  немцы, таким образом, или хотели  устроить психическую атаку-бомбёжку, для устрашения наших солдат.
 

Вот и  пришел день  Победы. Полным разгромом немецко-фашистских войск закончилась 9 мая 1945 года вторая мировая война в Европе. В столице Германии на правительственном здании Рейхстаге было водружено знамя Победы Красной Армии в той войне, аналог которого видим мы  на ежегодных военных парадах на Красной площади в Москве.

Часть нашей армии с западного фронта была переброшена на Дальний Восток в Амурскую область и в Приморский край. Так Иван Агапов попал ещё и на русско-японскую войну и прошел с частями нашей армии по китайской территории до берегов Тихого Океана. За 10 дней разгромили наши полки японских захватчиков и подарили китайскому народу СВОБОДУ для восстановления в своей стране мирной жизни.

В войне с Японией наши войска потеряли 12 тысяч солдат, матросов и офицеров, а на войне с Германией 26 миллионов.  После войны ещё два года Иван служил  в Советской армии, пока не вышел приказ о демобилизации участников и ветеранов войны на заслуженный отдых, в запас. Они успели подготовить за послевоенные годы вполне профессиональное пополнение в нашей армии вместо себя. Награждён он многими орденами и медалями за мужество и отвагу проявленные на фронтах Великой  Отечественной войны.

В мирное время, только в 1947 году, вернулся он домой в Калужскую область в родное село Чернышено и выстроил новый дом для своей молодой семьи, рядом с едва уцелевшим полуразрушенным от войны, домом своих родителей.  После войны долго ещё работал Иван Иванович Агапов в сельском Совете, главой сельского поселения. Вырастил с женой Полиной Анисимовной троих сыновей и троих дочерей, прекрасных и привычных к труду детей. А в 1975 году он внезапно умер спокойно во сне от  инфаркта. Такова судьба нашего отца и деда героя, миномётчика старшего сержанта Агапова Ивана Ивановича отважного участника Второй мировой войны и отца замечательной многодетной семьи.