Внимание Снимаем трюк!

Николай Ник Ващилин
Воскресный гость "Смены"  - и.о.доцента кафедры физического воспитания Ленинградского государственного института театра,музыки и кинематографии, кандидат педагогических наук ,каскадёр Николай Ващилин

ВНИМАНИЕ: СНИМАЕМ  ТРЮК!

Его не узнают на улицах,как порой узнают киноактёров, к нему не подходят за автрографами. И хотя за плечами Ващилина уже 39 фильмов, в которых он принимал участие,широкая популярность ему не знакома. Таков удел каскадёра: выполняя на экране эффектные трюки, тем не менее оставаться в тени.
Каскадёр в кино - профессия чрезвычайно трудная,синтетическая, окрашенная ореолом мужества,романтики. Он должен одинаково мастерски прыгнуть с крыши пятиэтажного дома,правдиво ,чтобы поверил зритель,"утонуть" в ледяной реке, с крутого обрыва вместе с лошадью броситься в бурный поток. Естественно, человеку,физически не подготовленному,не спортсмену, проделать всё это не возможно. Значит, в редкой и интересной профессии - спортвсему основа? С этого вопроса и начался наш разговор с николаем Ващилиным.  Кстати, и проходила беседа в спортивном зале,откуда только что ушли с очередного студенты ЛГИТМиКа. Шведские стенки, гора мягких матов,ринг, очерченный упругими канатами, - здесь одно из рабочих мест Ващилина.

- Спорт? Разумеется.Каскадёры, выполняющие на съёмках тот или иной трюк,обязаны уметь мобилизовать в нужный момент все свои физические и психологические качества.Такая способность воспитывается в человеке прежде всего спортом. Причём не просто занятиями физкультурой, а именно по настоящему большим спортом. Поэтому не случайно в первом официальном документе, определяющим статус "трюкачей" .- положении о каскадёрах,принятом на  "Ленфильме", ставится непременным условием работы человека в этой области высокий спортивный разряд - не ниже кандидата  в мастера спорта.
- Вы ведь мастер спорта по самбо. входили в сборную молодёжную страны, не так ли?
-Так. Правда, с тех пор немало лет прошло...Вот заговорили на эту тему, и своё детство вспомнил. Должен сознаться, мальчишкой я был безнадёжным трусом. Да,да. Бывало ,во дворе затеет ребятня потасовку, кого-то незаслуженно обидят, а у меня духу не хватало вступиться, не мог перешагнуть барьер страха. Поэтому, вероятно. и сам я нередко становился предметом насмешек. Так продолжалось до одиннадцати лет. Именно в этом возрасте начал заниматься самбо,пришёл в секцию ДСО "Труд", где тренером в ту пору был Массарский. Александр Самойлович умел привить нам любовь к этому мужественному виду спорта, собственным примером убеждая, что без изнурительных, всепоглащающих тренировок  успех разминётся со спортсменом.
  По складу своего характера я.видимо, максималист. Наверное,поэтому с первых же занятий поставил перед собой цель - непременно стать чемпионом мира. Вот так - ни больше ни меньше. Чемпионом, правда, не стал,но был включён в состав сборной молодёжной страны для участия в первенстве Европы. Не повезло - накануе соревнований схватил ангину,слёг. После болезни вновь вернулся к тренировкам, ещё дважды становился членом сборной команды страны.
   Так вот, моему тренеру Массарскому и самбо я обязан  не только становлению собственного характера, но и тому, что попал в кино, стал каскадёром. После первых же съёмок выбора передо мной - спорт или кино - уже не стояло. Только кино. Хотя тогда ещё и в самбо я мог добиться успехов. Но это ещё и потому, что в каскадёрском искусстве я увидел многое. что сродни спорту. Ведь исполнение трюков требует немалых физических нагрузок, смелости,решительности, необходимо обладать крепкими нервами, сильным характером, постоянно психологически настраиваться на поединок: если не среальным противником, как в спорте, то с высотой, со скоростью...
  Дебютировал я в фильме Алексея Баталова "Три толстяка". Наша группа отрабатывала падения с крыш, массовые драки. Помню, было очень трудно: сказалось отсутствие специальных, целенаправленных тренировок. Это теперь, когда позади почти сорок картин, я научился многому: падая. скажем, с дома, создавать иллюзию смертельной опасности, отделываясь при этом мелкими ушибами и царапинами, научился управлять инстинктом самосохранения. Это умение.между прочим, составляет специфику работы каскадёра. А тогда опыт был мизерным,точнее его вовсе не имелось. Приходилось искать на ходу,ориентироваться по обстоятельствам.
-Только в этом и заключается сложность исполнения трюков?
-Далеко нет. Я уже говорил, что все каскадёры - отличные спортсмены. Но использовать впрямую одно лишь спортивное мастерство кинематограф не может. Ведь кино - это не только всё пополняющийся и пополняющийся список лент, одни из которых надолго останутся в памяти, а другие забудутся, и не только объект критических исследований, кино - это ещё и часть нашей жизни. Жизни... А значит, и на экране всё должно быть жизненно, правдоподобно, осмысленно. Надо стремиться, чтобы эффектный трюк, драка органично вплетались в канву сюжета, "играли" на него ,несли свою смысловую нагрузку.
Известен такой случай. Снимали схватку на занятой гитлеровцами переправе.По развитию сценария. спортсмены,переодетые в фашистскую форму,должны были прыгать в воду с высокого обрыва. Они и прыгали. Но как же делали это...красиво.чётко - летели вниз , как на соревнованиях. Это была не "кинематографическая" драка, она прямо "резала глаз". Нечто подобное произошло со мной на съёмках одного из фильмов о Шерлоке Холмсе. Помните поединок сыщика с Бейкер стрит с профессором Мориарти? Он вёлся на природе, на краю обрыва. Режиссёр картины Игорь Масленников росил при помощи различных приёмов борьбы покончить с Мориарти.Но был бы до конца точен этот эпизод, если бы Холмс собственноручно расправился со злодеем? Быть может оправданнее выглядел бы финал, когда профессор оказывая яростное сопротивление в жёсткой схватке, был повержен не только противником, но и самой судьбой,роком. Этими сомнениями поделился с Игорем Масленниковым. Режиссёр согласился , и в итоге на экране появилась эфектная сцена падения в пропасть "короля" уголовного мира. Пусть этот трюк потребовал дополнительных усилий,поисков.но зато он стал закономерным финалом фильма, как бы логически завершил поединок добра со злом. Так что каскадёру для успешной работы в кино необходимо ещё обладать и художественным воображением, артистизмом.
- николай, у каждой специальности, вероятно, есть своя этика поведения.В профессии каскадёра она просто необходима. мы уже говорили, что каскадёры - люди особого психологического склада. Они не просто смелы и отважны. Ведь главное в поведении любого смелого человека, попавшего в критическую ,экстремальную, ситуацию -моментально оценить опасность и сделать всё. чтобы её избежать. Приемлем такой выход для каскадёров?
-Чаще всего неприемлем. И вот почему. Зачастую люди, которых приходится изображать каскадёрам,не обладают мужеством,решительностью, смелостью и умением правильно вести себя в опасных обстоятельствах. Оценивая критические ситуации , мы прежде всего думаем категориями своих героев. Мой друг, помошник сопостановщик трюков Олег Василюк снимался в  "34 -м скором". Есть там такой эпизод : из вагона поезда падает девушка и катится вниз под откос. Разумеется, сильный и ловкий мужчина постарался бы сгруппироваться, как то смягчить удар от падения. Но девушка этого сделать не может. Не мог этого сделать и Олег, изображавший её в тот момент.И он катился,беспомощно раскинув руки, безащитно, я бы сказал, по-женски. Такие моменты возникали и у меня в картинах,где принимал участие: в  "Звезде пленительного счастья", "Тиле Уленшпигеле","Блокаде","Романсе о влюблённых","Ярославне,королеве Франции".
  Часто режиссёры требуют, чтобы актёры сами исполняли трюки - эффектные,но небезопасные для специально неподготовленного человека. В этом случае особая ответственность ложится на постановщика трюков: он бязан предусмотреть любую,казалось бы, мелочь, научить актёров, как вести себя в критической ситуации. В одном из эпизодов картины "Сибириада", где я. кстати, выступал уже в роли постановщика трюков, герои ленты - их роли исполняли Александр Потапов, Сергей Шакуров,Виталий Соломин - после драки на берегу реки должны были упасть в тлеющий костёр. Одежда, спустя какое-то время,загорается люди бегут к воде. Так получилось, что костюмы вспыхнули раньше времени -помошники смочили бензином рубашки слишком щедро. Для каскадёра - натренированного,быстрого человека - это не страшно: до воды добежать успеет. А актёры? В той сцене и они  отлично справились с задачей. Хотя я, готовивший этот эпизод, изрядно поволновался...
- Постановщик трюков - это уже следующая ,более высокая ступень в каскадёрском искусстве?
-Что такое трюк или каскад трюков? Это действие . которое должно вызвать максимальный эффект опасности ситуации при при минимальном риске для исполнителя. Каскадёр к трюку готовится долго. Но ещё дольше,ещё тщательнее готовится к трюкам постановщик. Например,массовую драку в "Трёх мушкетёрах"  /"Д*Артаньян и три мушкетёра"   ..примечание  автора/ я готовилдве недели. Помните, там были падения с крыш, гвардейцев выкидывали из окон, Михаил Боярский спрыгивал вниз с высокой балюстрады. Сцены, на мой взгляд, получились достаточно эффектные, и всё обощлось без травм. А за безопасность каскадёров / и актёров..примечание автора/ несёт ответственность постановщик трюков. Вот приходится быть ещё и психологом, кем то вроде тренера, вовремя заметить спад в настроении каскадёра, потерю спортивной формы. Лучший выход в этом случае - запретить участвовать в опасной сцене. Ребята порой обижаются,но потом,правда, всё становится на свои места.
 Вообще каскадёрами становятся только те, кто беспредельно любит кинематограф, кто , я бы сказал, одержим идеей исполнить тот или иной трюк лучше всех,лучше чем это было раньше,до него. Сделать это непросто. Поэтому и остаются среди нас лишь те, кто готов много трудится. Например,для исполнения сцены поединка рыцарей на конях потребутся провести не один десяток тренировок. Представляете, как  всё должно быть отработано,отшлифовано, чтобы на экране появилась такая сцена. На стремительном галопе съезжаются рыцари. В руках острые копья,щиты. Удар! Копьё попадает в копьё,они ломаются. Новая схватка. Один из воинов изловчился , и удар пришёлся прямо в забрало шлема пртивника. Но тот пока не повержен. Удерживаясь в седле,несётся по полю,наконец падает, запутывается  в стремени,лошадь бьёт копытом, оруженосцы пытаются помочь рыцарю...Как всё это сделать достоверно? Пока не знаю, но сцена такая будет - в новом фильме режиссёра Сергея Тарасова -"Айвенго".
  Создание трюка требует специальных знаний, изобретательности, фантазии. Без инженерных знаний здесь не обойтись. Приходится изобретать и защитные костюмы, и горючие смеси с низкой температурой горения, и различные типы страховочных матов для падений с высоты, и многие другие приспособления. К примеру,не так давно работал на съёмках фильма "Красные колокола". Сергей Фёдорович Бондарчук посчитал. что я подхожу не только как каскадёр,но и как актёр: меня одели в матросскую форму, и в одном эпизоде я ехал, стоя на ногах, в кузове переполненной машины. Рядом находился итальянский актёр Франко Неро, американка Сидней Роом, другие исполнители. В мою задачу входило не только играть роль революционного матроса, но и страховать актёров - грузовик заносило на поворотах, можно было ожидать всего. Как осуществить страховку? Пришлось разработать целую систему тросов, концы которых были закреплены у меня. В случае резкого,неожиданного торможения все как бы  "стягивались" тросиком ко мне, к центру кузова. К счастью. всё обошлось благополучно.
- Трюки, которые мы видим на экране, будем говорить - лучшие трюки, всегда несут в себе определённый кинематографический образ. они могут быть смешными,героическими, детективными. В них,вероятно, должен чувствоваться колорит времени, выявляться характер героев.
- Каждый из трюков призван выполнять свою определённую функцию в ряду других образов фильма, он быть эффектным и эстетичным. В этой связи нас с Олегом Василюком в скором времени ждёт очень интересная работа: на "Мосфильме" режиссёр Эмиль Лотяну снимает ленту "Божественная Анна"  о балерине Анне Павловой. Там будет очень эффектный ,но чрезвычайно сложный в исполнении ,эпизод. Тройка горячих рысаков,запряжённая в сани, вылетает на уже непрочный лёд весенней реки. Сани мчатся,лёд позади крошится, кучер в ужасе спрыгивает, кони храпят, несут...Как снять этот эпизод с минимальным риском? Вот сейчас как раз и думаем над этим. Скорее всего, придётся изготавливать инженерные конструкции подо льдом, каркасы...Интересная работа предстоит в телевезионном фильме режиссёра Владимира Вробьёва "остров сокровищ".
- Получается, что к каждому фильму, к каждому трюку  надо искать новые приспособления. Помогает ли здесь опыт предыдущих работ?
_ Помогает ,конечно. Хотя прямых,один к одному, повторений нетю Нет, к сожалению, ни одного учебника, пособия по каскадёрскому делу. Не говоря уже о том, что нет никакой специальной школы. А ведь называть работу каскадёра в кино увлечением или хобби / А.С.Массарский . Советский спорт.  01.01.1977 / уже нельзя. Очень много она требует от человека. Да, школа нужна. Разумеется, осуществить это не просто по многим причинам: нужно определить . в каком учебном заведении и как вести обучение каскадёров нужна гарантия заняости в фильмах, нужно разработать законы и  различные положения. Думаю, эту задачу могли бы решить Ленгорспорткомитет ,Ленфильм и ЛГИТМиК / Ленинградский государственный институт театра,музыки и кинематографии/ .Хотя,повторю, осуществить это непросто. Твёрдо уверен в одном: работа каскадёра не может быть хобби. Потому что слишком много зависит от её качества:  и здоровье людей, и художественный уровень кинопроизведений, да и дальнейшее развитие кинематографа.
-Работа в кино как -то влияет на вашу деятельность в Институте театра,музыки и кинематографии?
-Самым непосредственным образом. Здесь существует органичный синтез практики и теории. Ведь то, чему я учу студентов в спортивном зале , уже не раз опробовано на съёмках. Поэтому выпускники нашего института зачастую уверенно чувствуют себя перед камерой в сложных сценах. Могу  это сказать о Михаиле Боярском, Андрее Толубеве, других актёрах...

Беседу с Николаем Ващилиным вёл Олег Вдовин. 


Гезета  ОК ВЛКСМ "СМЕНА"  от 10.01.1982 года



Комментарий к российскому 12 серийному фильму "Трюкач"

«Каскадер в России — игрок в русскую рулетку: бесшабашность, удаль и русский авось»
Непонятен статус фильма «Трюкач»: что это – историческая драма советского времени или боевик, полностью вылепленный фантазией сценаристов? Несмотря на претензии сериала на реальность, к сожалению все персонажи (Сан-Саныч Богатырев, Олег Фомин, Сева, Марина) полностью вымышлены, их черты даже не прослеживаются в исторических персонах эпохи 70-х – 80-х годов, за исключением одного героя: Сергея Заборского (Антон Хабаров), прототипом которого является Евгений Урбанский. Он погиб 5 ноября 1965 года на съёмках фильма 'Директор' режиссера Алексея Салтыкова. Съёмочная площадка была в сорока километрах от Бухары. В тот роковой день снимали проезд автоколонны грузовиков по пескам пустыни Кара-Кум., который выполняла группа из 19 автогонщиков под руководством мастера спорта СССР Ефима Слепого и организатора трюков, мастер спорта СССР по фехтованию Владимира Балона. Согласно сценарию легковая машина с открытым верхом должна была промчаться прямо через барханы, обогнать колонну и возглавить её. Наиболее сложный кадр в этой сцене — прыжок автомобиля с одного из холмов. Опасного в этом не было ничего, но Урбанскому предложили, чтобы снимался его дублёр, спортсмен Юрий Каменцев. Евгений подошёл к кинокамере, посмотрел в глазок и сказал, что получится отличный крупный план, и он его ни за что не уступит. При выполнении трюка легковушка перевернулась. Автогонщик Юрий Марков, сидевший за рулем, сумел сгруппироваться, что его спасло, Урбанский не выжил после полученных травм. Следствие Мосфильма о несчастном случае на производстве виновных не нашло. Расследование кражи у Евгения Урбанского его гонорара в 800 рублей за все съёмки накануне из его номера гостиницы вообще не проводили. В милицию дело не передавали. После этого случая Госкино ввело строжайшее распоряжение - актерам в трюках не участвовать. Трагедия в пустыне Каракум открыла дорогу в кино профессии каскадера. Из воспоминаний Ларисы Лужиной об Урбанском: «Высоченный мужчина с широкими плечами, огромной головой и красивым лицом - с крупными губами, зубами, глазами. А сильный какой! А еще он был очень честным, откровенным, добрым, открытым. Такие большие и добрые мужчины в душе остаются детьми, их очень легко ранить, обидеть. Женю могла выбить из равновесия любая несправедливость, даже если лично его она не касалась». Никого не напоминает? Конечно, Сан-Саныча. Не зря даже фамилия у него – Богатырев. Личность талантливого народного актера в сценарии урезана до эпизодической роли, а его яркие черты характера «переданы» оставшемуся в тени истории неизвестному каскадеру… Не нашлось в анналах советской истории и случая с горящим автомобилем, летящим через разведенный мост… Кто это был? Кто из реально существовавших людей мог быть прототипом Богатырева? Юрий Марков? Юрий Каменцев? Ефим Слепой? Их имена в списках каскадеров после этой трагедии не встречаются. Владимир Балон? Судя по его воспоминаниям: «Осенью 1965 года мы с ним (Урбанским) начали сниматься в фильме Алексея Салтыкова «Директор». Жили в Бухаре. Я должен был играть французского гонщика, участвующего в автопробеге Москва - Каракумы - Москва. Полдня снимались, ночами под бутылочку резались в преферанс», - его скорее можно отождествить с ролью Севы. А кто был прототипом «лучшего постановщика трюков' на Мосфильме Олега Фомина? В конце 60-х на Мосфильме консультантом по трюковым съёмкам стал милицейский полковник в отставке Аркадий Михайлович Блинков. На Ленфильме - тренер по самбо Александр Массарский. Николай Ващилин, с 1964 по 1996 год каскадёр и постановщик трюков киностудии Ленфильм, член Союза кинематографистов России, мастер спорта по самбо, в своей книге 'Мы умирали по воле режиссеров. Откровения каскадера' дает резкую критику Массарского: «Он плохо представлял себе травмоопасность при выполнении трюков, так как сам их не выполнял, а о здоровье других мало заботился. Ответственность он ни за что не нес. Было странно, что он не жалеет ни себя, ни других, выполняя опасные и не эффектные действия». В свою очередь, в своей книге «За кадром и в кадре» Массарский подробно рассказывает о работе в кино, где каждая съёмка под его руководством — это несчастный случай с ожогами, переломами и удушениями каскадёров. Это при том, что на каждой студии и в Госкино СССР существовали отделы по технике безопасности, обязанные не допускать к съёмкам таких «организаторов», как Массарский. В 1971 году Николай Ващилин, мастер спорта по самбо, каскадёр с семилетнем опытом работы в кино, открыл студию каскадёров при Ленинградском государственном институте театра, музыки и кинематографии. Подготовка велась по принципу подготовки пятиборцев и включала занятия бегом по пересечённой местности, прыжками, плаваньем, стрельбой, акробатикой, дзюдо, карате, боксом, фехтованием, верховой ездой и вольтижировкой, работой с огнём, работой с транспортными средствами, высотные падения. Для студентов такая программа четырёхгодичного и двухразового в неделю тренинга позволяла развить физические качества и особенно ловкость и способность к импровизации. Так была организована профессия каскадёра в СССР в 1970-е и 1980-е годы. Николай Ващилин был приглашён на стажировку в Национальную консерваторию драматического искусства в Париже. Но в 1980 Андрон Кончаловский, близкий друг Ващилина, остается в Америке, и тень этого события, а также конфликт с Александром Массарским и другими, поставили крест на поездке во Францию и заставили его прекратить работу в ЛГИТМиКе, с тех пор такого курса не существует. Так может, Николай Ващилин был прообразом Олега Фомина? Профессия каскадёра так и не нашла своего законного статуса в стране развитого социализма и великого кино. Новая эра началась в 1992 году с организации Ассоциации каскадёров России под президентским началом Александра Иншакова, друга Вячеслава Иванькова (Япончик), Никиты Михалкова, Отара Квантришвили и других авторитетных людей Новой России. Но в последних 4 сериях, повествующих об этом периоде России, эти события тоже не нашли отражения. Это скорее не рецензия, а небольшое историческое расследование, не увенчавшееся успехом... Значит, сценарий - не историческая драма, а псевдоисторическая? А жаль… Фильм о самом актере Евгении Урбанском был бы более жизненным... Искусство — съемка трюковая, та трюковая, роковая, где выжимают полный газ. От нас - поэтов и актеров - оно, как Молох, ждет повторов - все совершенней каждый раз! И все смертельней каждый раз! Так ты упал в пустыне, Женька, как победитель, а не жертва. И так же вдаль-наискосок тянулись руки к совершенству - к недостижимому блаженству, хватая пальцами песок... (Евгений Евтушенко)

Ващилин Николай Николаевич

фильмография

РОЛИ В КИНО
1992 Мы едем в Америку | We are going to America  ::  бандит, грабящий евреев
1991 Урга - территория любви | Urga  ::  Николай
друг Сергея и Гомбо в сцене на дискотеке

в титрах - Н.Вощилин
1986 Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия)  ::  купец в белом костюме
обгоняющий с цыганами телегу с Патрое
1983 Скорость  ::  бандит
приятель Гриши Яковлева
1982 Остров сокровищ  ::  пират
1981-1982 Красные колокола | Red Bells | Campanas rojas (СССР, Италия, Мексика)  ::  матрос с "Грома", сопровождающий Джона Рида в Петрограде
(нет в титрах)
1979 Д'Артаньян и три мушкетёра  ::  гвардеец кардинала
1978 Ярославна, королева Франции  ::  разбойник
шайка Черного рыцаря
(нет в титрах)
1976 Легенда о Тиле  ::  испанский воин и гёз
в сцене абордажа кораблей в затопленном городе
1975 Стрелы Робин Гуда | Robina Huda bultas  ::  Билл
один из друзей Робина Гуда
(нет в титрах)
1974 Сержант милиции  ::  прохожий,
сбитый машиной на перроне
(нет в титрах)
1974 Рождённая революцией  ::  официант
1974 В огне | 3-я серия
(нет в титрах)
1971 Проверка на дорогах  ::  немец
(нет в титрах)
1970 Любовь Яровая  ::  рабочий
(нет в титрах)
1968 Интервенция  ::  анархист в драке с Бродским
(нет в титрах)
1964 Гамлет  ::  стражник
(нет в титрах)
КАСКАДЕР
1998 Хрусталёв, машину!
(нет в титрах)
1998 Сибирский цирюльникъ | Le barbier de Sib;rie / Lazebn;k sibi;sk;
(нет в титрах)
1997 Святой | Saint, The (США)
координатор трюковых съёмок
1994 Утомлённые солнцем | Soleil trompeur
(нет в титрах)
1992 Мы едем в Америку | We are going to America
1991 Урга - территория любви | Urga
постановщик трюков
1991 История Аляски (США, ФРГ, Польша)
спортивная массовка
1991 Афганский излом
(нет в титрах)
1989 Торможение в небесах
постановщик трюков
1987 Остров погибших кораблей
пассажир, падающий в воду с тонущего теплохода
1987 Железный дождь
постановщик трюков
1986 Пётр Великий | Peter the Great (США)
шведский пехотинец в бою на редуте под Полтавой
постановщик трюков
1986 Очи чёрные | Dark Eyes | Oci ciornie (Италия)
купец с цыганами в поле, возница телеги Мастрояни
постановщик трюков
1986 Голова Горгоны
кулак в сцене захвата обоза
1985 Я любил вас больше жизни | Sizi d;nyalar q;d;r sevirdim
постановщик трюков
(нет в титрах)
1983 Скорость
постановка сцены драки в ресторане
(нет в титрах)
1983 Обрыв
постановщик трюков
1982 Остров сокровищ
постановщик трюков
1982 Вокзал для двоих
консультант и тренер-постановщик с Никитой Михалковым
1981-1982 Красные колокола | Red Bells | Campanas rojas (СССР, Италия, Мексика)
постановщик трюков
(нет в титрах)
1981 Тарантул (фильм-спектакль)
1981 Придут страсти-мордасти
постановщик трюков
1981 Ленин в Париже
постановщик трюков (подавление мятежа в крепости Кронштадт)
1981 Комендантский час
постановщик трюков
1981 Это было за Нарвской заставой
постановщик драки персонажей А.Демьяненко и Ю.Прокофьева
(нет в титрах)
1980 Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона
постановщик трюков
1980 Смертельная схватка | 2 фильм / 2 серия
1980 Охота на тигра | 2 фильм / 3 серия
1979 Сталкер
(нет в титрах)
1979 Несколько дней из жизни И.И. Обломова
постановщик танцев на льду
(нет в титрах)
1979 Д'Артаньян и три мушкетёра
1978 Ярославна, королева Франции
постановщик трюков
1978 Сибириада
постановщик трюков
1976 Синяя птица | Blue Bird, The (СССР, США)
(нет в титрах)
1976 Семьдесят два градуса ниже нуля
(нет в титрах)
1976 Легенда о Тиле
1975 Стрелы Робин Гуда | Robina Huda bultas
1975 Они сражались за Родину
постановщик трюков
1975 Одиннадцать надежд
полицейский на стадионе во время беспорядков
(нет в титрах)
1975 Неожиданность (короткометражный)
1975 Звезда пленительного счастья
дублёр декабриста Муравьева в сцене повешения
1975 Воздухоплаватель
дублер Леонарда Варфоломеева
(нет в титрах)
1974, 1977 Блокада
немецкий солдат в рукопашной на Лужском рубеже; пассажир горящего поезда, прыгающий из окна; солдат СА на Невском пятачке в рукопашной схватке
1974 Сержант милиции
(нет в титрах)
1974 Романс о влюблённых
дублёр Конкина в драке в электричке, матрос утонувшего БТРа
постановщик трюков
1974 Не болит голова у дятла
гражданин, падающий на крыше
(нет в титрах)
1973 Сломанная подкова
матрос на паруснике в драке с Разумовским
(нет в титрах)
1972 Дела давно минувших дней...
бандит, падающий с крыши
1972 В чёрных песках
дублёр Бибо Ватаева в драке
(нет в титрах)
1971 Проверка на дорогах
(нет в титрах)
1971 Даурия
анархист из банды Г.Штиля в захвате штаба большевиков
1971 12 стульев
(нет в титрах)
1970 Миссия в Кабуле
(нет в титрах)
1970 Любовь Яровая
рабочий на сходке с Шукшиным
1970 Король Лир
дублёр Адомайтиса в поединке, воин французской армии при штурме
1970 Бег
(нет в титрах)
1969 Пятеро с неба
драка с немецкой охраной на хранилище химоружия
(нет в титрах)
1969 На пути в Берлин
солдат в штурме тюрьмы
(нет в титрах)
1969 Белое солнце пустыни
(нет в титрах)
1968 Интервенция
(нет в титрах)
1968 Виринея
(нет в титрах)
1966 Три толстяка
друг Тибула в драке на эшафоте
1966 Республика ШКИД
дублёр Купы Купыча
1966 Неуловимые мстители
(нет в титрах)
последнее обновление информации: 21.03.2023



Энциклопедия сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия фильмографии: //www.kino-teatr.ru/kino/stuntman/ros/283981/works/


Подробнее на Кино-Театр.РУ