Братство без обмана

Фархад Гулямов
В середине прошлого столетия краснополянские греки завели традицию: ежегодно летом пройти по горным тропам предков, которые в семидесятые годы XIX века пришли в Красную Поляну со Ставропольской губернии.

В поход шли только мужчины. С собой брали только самое необходимое: продукты и туристское снаряжение. Главной целью было не мотать километры и покорять высоты (это входило в «обязательную» программу), а пообщаться друг с другом в тесном кругу: небо, высокие горы, лес — чистый от всего наносного мир и ты с друзьями, близкими…

Общность греков (слово «община» здесь не уместна) очень отличается от других национальных объединений: они живут так же, как и жили их предки тысячелетиями: каждая семья – отдельное государство. Но между ними прочная связь: они прекрасно знают: как живет и чем дышит каждое «государство», в случае необходимости всем миром могут прийти на помощь, разделить горе, поделиться счастьем.

Они такие же неуемные, как и их предки: если те подарили миру прекрасную бессмертную культуру, нынешние, краснополянские, греки — изумительный «Традиционный поход».

В истории походов был сорокалетний перерыв, они возобновились семь лет назад, в 2002 году. Теперь уже в новом качестве — «Традиционный поход жителей Красной Поляны». Как и прежде, в поход идут только мужчины, но не имеет значения какой ты национальности, ты — краснополянец. Здесь все друг друга знают с пеленок, вместе жили, учились, работали. Поэтому нет необходимости изображать из себя кого-то — мигом раскусят и скажут в лоб. Крутой бизнесмен, который ворочает миллионами легче, чем его товарищ-дорожник лопатой щебенку, в этом походе равны. Если появляется кто-то новый — из детей ли, гость ли какой, проходит обряд посвящения: целует флаг участников похода, принимает на грудь походные сто граммов и в путь.

Я тоже поцеловал флаг и впервые в жизни поднялся на вершину кавказской горы, горы Аишхо, искупался в снежном озере. И прочувствовал что такое кавказские горы и настоящие кавказцы.

Июль 2009 г.

P.S. Я с ними ходил в походы три лета, есть ли сейчас этот поход - не знаю.