Пояс Витовта

Ирина Воропаева
ПОЯС  ВИТОВТА

Иллюстрация:
Пояс Витовта. Национальный музей истории и культуры Беларуси в Минске.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Содержание:
Золотые пояса. Пояс Витовта.
Пояс князя Михаила. Пояс Дмитрия Донского.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вот так выйдешь летним утречком в свой дачный огородик, копнешь землицу, чтобы грядку под укроп и петрушку устроить, и вдруг под лопатой – дзинь! – неожиданный звук, и ощущение препятствия, и вот уже извлечены на свет какие-то глиняные черепки, а среди них блестит… золото?

Кто хотя бы однажды не мечтал найти клад. Богатство, которое упадет будто с неба, то есть внезапно откроется в разрытой земле. Какой восторг, какие перспективы! И только подержав в руках старые монеты, или украшения, или рукоять дорогого оружия, почувствуешь непонятный, даже как-то несоответствующий минуте трепет, что-то вроде холодка по спине… отблеск, отголосок прошлого… Люди впопыхах закапывали ценные вещи, когда приходила беда. Раз клад не был затем извлечен на свет своим хозяином, остался на этом месте на долгие – страшно подумать – долгие века, значит, хозяин за ним вернуться не смог. И яркий блеск золота становится похож на зарево военного пожара, и темные глиняные черепки сосуда, в котором оно хранилось, - на следы пепелища. 
 
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Золотые пояса.

          Есть один старинный драгоценный предмет одежды, без которого в старые времена не обходился наряд знатного вельможи на Руси, в Литве и в Польше – золотой кованый пояс. В Великом Новгороде делами вершили богатые бояре – их называли золотыми поясами. Летописное упоминание о богатыре Добрыне Никитиче именует его Добрыня-золотой пояс.

          Вообще с древнейших времен человеческого общества у многих племен и народов пояс рассматривался как необходимая деталь костюма, которая имела еще и смысл оберега. Без пояса появляться на люди было не принято (отсюда русское «распоясаться», то есть вести себя безнравственно, неприлично). Понятное дело, пояса были разные – женские, мужские, матерчатые, тканые, вязаные, кованые, кожаные… повседневные и праздничные, простенькие и чрезвычайно дорогие.

Ношение пояса мужчиной имело прямую отсылку к военному делу, причем одинаково и в Восточной, и в Западной Европе. На западе было понятие «опоясанный» рыцарь, на востоке «распоясать» означало лишить воинского звания (а заодно и опозорить).

Лучшие кожаные пояса для воинов в старину делали из шкуры туров, причем желательно было вырезать пояс из шкуры еще живого зверя, это придавало ему особую силу. На кожу крепились металлические бляхи, пояс дополнялся металлической пряжкой и концом. 

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пояс Витовта.
 
          Известны истории, более либо менее подробные и захватывающие, нескольких драгоценных, кованных из золота поясов, литовских и русских. Один такой сейчас находится в Минске, в печати о нем упоминают как о «самом загадочном сокровище Беларуси».  Условно его называют «поясом Витовта», хотя правильнее называть «золоченым поясом XV века». Можно добавить – изготовленном в восточном стиле из серебра с позолотой.

          Пояс был найден в 1992 году в составе клада, в земле. Его нашли сельские жители во время посевных работ и продали за бесценок, фантастика какая-то… Собственно клад содержал два пояса, а не один, и еще монеты (пражские гроши), отчеканенные между 1378 и 1419 годами. Потрясающая находка была сделана в деревне Литва Молодечненского района Беларуси (обобщенный адрес находки – «под Молодечно»).

По мнению некоторых ученых, такие названия – Литва - имели места, где проживали «лейти» - особое сословие служилых людей при великом князе.
Другая версия названия деревни связана с тем, что «раньше здесь проходила граница между Великим княжеством Литовским и Полоцким княжеством».

Неподалеку от деревни Литва располагается этнографический комплекс Дудутки (на берегу реки Птичь, в 40 км от Минска, музей старинных технологий и ремесел под открытым небом открыт в 1994 году). В XIV-XV столетиях в этих местах находился один из самых древних православных монастырей.

Содержание клада было распродано в разные руки, разным коллекционерам. Второй пояс и монеты из клада прошли мимо внимания ученых и общественности, будучи вывезены во Францию, где теперь и находятся. Но «пояс Витовта» был слишком дорогим, на него покупателя найти оказалось сложно. 

В 2013 году ДПД «Белорусский видеоцентр» снял документальный фильм «Пояса Великого князя Витовта», рассказывающий о судьбе клада в целом. В фильме слово предоставляется профессору Адаму Мальдису, утверждающему, что «в дополнение к поясу, который сейчас находится в Национальном музее истории и культуры Беларуси, есть еще один пояс, который принадлежал Витовту, и теперь он во Франции».

В 1994 году «пояс Витовта» предложили купить музею, но средств не нашлось, музей только принял его на экспертизу и хранение. Пояс хранился в Национальном музее истории и культуры Беларуси (Минск, ул. Карла Маркса), но при этом принадлежал частной фирме и по закону мог быть продан любому юридическому или физическому лицу на территории Республики Беларусь, однако с условием подписания и исполнения «Охранного обязательства», без права вывоза раритета на постоянное хранение за пределы страны, поскольку он был внесен в Государственный список историко-культурного наследия (ГСИКН) первой категории. Более 10 лет драгоценность находилась в частных руках.

Сообщение БЕЛТА (Белорусские новости) от 21 декабря 2006 года: «В 2005 году «Союзтехсервис» выставил пояс Витовта на торги, которые проводил в Минске антикварно-аукционный дом «Парагис». Предполагалось, что за пояс будет выручено более 300 тысяч долларов, стартовая же цена составила 80 тысяч долларов. Но желающих приобрести этот уникальный лот не нашлось. Вероятно, по той причине, что владение поясом Витовта - категория виртуальная. Как историко-культурная ценность пояс не может покинуть территорию Беларуси». Далее в заметке говорится о том, что пояс стал государственной собственностью.

В 2006 году усилиями доктора исторических наук, профессора Белорусского государственного университета Валентина Наумовича Рябцевича, обратившегося к президенту Александру Лукашенко, раритет по решению Верховного суда был передан в собственность государства. СМИ поставила об этом в известность главный специалист управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Лариса Каткова. Кстати, по мнению Катковой пояс может датироваться более поздним временем - началом XVI века.

          Связь находки с великим князем Витовтом прямо не прослеживается, могут иметь место только догадки. Нельзя полностью исключить, что им владел кто-то из осевших при Витовте в литовских владениях татар. Совершенно определенно одно - принадлежать такой пояс мог только очень знатному человеку.

Некий золотой пояс был преподнесен в дар королю Ягайло князем Иваном Гольшанским с целью примирения, причем упоминание о нем есть в орденской рукописи, сохранившей для нас рассказ Витовта великому магистру Ордена о Литве – так называемый «Мемориал Витовта», 1391 год (второе возвращение Витовта в Орден после первого отступничества). Однако князь Иван умер в 1401 году, а по оценкам экспертов имеющийся пояс был создан позднее.

В 1995 году экспертизу вещи делал ведущий научный сотрудник Эрмитажа Марк Крамаровский, вынесший вердикт, что это работа восточнокрымского мастера из Кафы (Феодосия), хотя пряжка скорее итальянская (Генуя).

Также поясом занимался историк Олег Лицкевич. Два специалиста – две гипотезы происхождения пояса, причем обе подводят к тому, что пояс в самом деле мог принадлежать Великому князю.

Заключение Крамаровского: «Уроженец Литвы Хаджи Гирей с помощью великого князя Витовта подчинил Крым около 1428 года. Нет ничего невероятного в том, что пояс попал на территорию Литовской Руси в числе подарков Витовту и членам его двора, когда последний в Минске принимал татар с южных границ государства».

То есть, согласно предположению Крамаровского (это более ранняя гипотеза, которая успела устояться в общественном сознании), пояс мог подарить литовскому господарю хан Хаджи-Гирей, подчинивший в 1428 году Крым и основавший Крымское ханство. Этот человек вырос в Литве при дворе Витовта, был его ставленником, пользовался его помощью.

В немецкой хронике есть упоминание, что 15 августа 1428 года Витовт встречался в Минске с татарами, так что логично предположить, что его гостем был благодарный Хаджи-Гирей, привезший дорогие подарки.

Однако Лицкевич, изучив немецкий источник, пришел к выводу, что речь шла не о Минске (старое Менеск), а о Мценске (запад России). В таком случае «крымские ли татары или какие-то другие встречались с литовским монархом, неизвестно». То есть здесь может быть разночтение названия города, а это многое меняет.

Кроме того, в «Литовской метрике» из архива Великого княжества Литовского (ВКЛ) Лицкевич обнаружил упоминание о «кузнеце серебраном» Хацебее, который жил «у Молодечне» во время правления в Польше и Литве короля Казимира - сына Ягайло и племянника Витовта, около 1448 — 1449 годов. Отсюда вытекает еще одна гипотеза происхождения драгоценного пояса (последняя по времени,  2014 год): «Вряд ли случайным является то совпадение, что около Молодечно найдены уникальные поясные наборы и здесь же работал ювелир татарского происхождения Хацебей. Возможно, появление этих украшений связано с его личностью и деятельностью».

Пояс имеет ярко выраженный восточный колорит, этого у него не отнять. Таким образом, «Как бы то ни было, этот экспонат наглядно демонстрирует переплетения связей Монгольской империи с другими государствами и переносит нас в эпоху завоевания Крыма, Грюнвальдской битвы и постепенного распада Золотой орды».

          По версии В.Рабцевича, временем сокрытия клада на территории православного монастыря под Молодечно могли быть 1430-1432 годы, которые были годами смуты и междоусобицы в Литве, наступивших после смерти Витовта.

А вот как именно это произошло – область фантазий. Обычно вспоминают историю короны Витовта, которую задержали поляки. Отсюда – гонец вез драгоценный пояс (кому и куда – вопрос остается открытым), но напоролся на поляков и нашел приют в православном монастыре. В конечном счете поручение выполнено не было, но пояс по крайней мере удалось спрятать.    

          Находка такого раритета – огромная редкость и большая удача для потомков. Заведующий отделом археологии, нумизматики и оружия Национального исторического музея Бераруси Николай Плавинский по этому поводу: «Атрибутики тех времен [имеется ввиду до XV века] осталось вообще очень мало. Даже в Вильнюсе ничего не найдено, хотя там за последние лет пятнадцать была раскопана вся территория Верхнего и Нижнего замков, где была резиденция великих князей литовских. Только со времен Витовта в ВКЛ уже можно говорить о какой-то княжеской атрибутике западноевропейского типа». 

          Итак, предполагаемый «пояс Витовта»… Собственно, это набор из прямоугольной пряжки с наконечником и своеобразных круглых звеньев (пустотелые серебряные бляхи, пластины), с резьбой в виде стилизованной розы. Две первые розетки по краям пряжки (или две звезды, каждая с 16-тью лучами) самые крупные и тщательно сделанные (растительный орнамент, птицы, василиски), между ними девять меньших розеток (растительный орнамент) – всего одиннадцать штук. Звенья и пряжка крепились на ременной основе, которая от времени истлела, а серебро и золото, конечно, нисколько не пострадали. Настоящее великолепие…   

Пояс покидал Минск в составе экспонатов выставок.

15 июля 2016 года состоялась презентация выставки «Средневековое украшение: таинственный пояс эпохи Витовта Великого» из коллекции Национального исторического музея Республики Беларусь в Витебском областном краеведческом музее. Из описаний презентации: «Все детали выполнены из серебра высокой пробы, большая их часть украшена позолотой и чернением. Пояс был изготовлен в конце XIV – первой трети XV в. на территории Крыма. В поясе одновременно видны элементы европейской готики (форма пряжки, изображения василисков и птиц) и традиции татарской орнаментики, что позволяет предположить о заказчике из тюркской среды».
Пояс тяжелый – на его изготовление пошло около килограмма серебра (точнее, согласно скрупулезным описаниям, - 805, 40 граммов серебра 960 пробы).

Летом 2019 года пояс был одним из экспонатов на выставке «Золотая Орда и Причерноморье» в Казани, в центре «Эрмитаж-Казань».

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пояс князя Михаила.

          Приключения еще с одним золотым поясом сохранили польские источники. Ян Длугош повествует о драгоценности, принадлежавшей племяннику Витовта, князю Михаилу Сигизмундовичу (сыну его младшего брата).

Во время одного своего приезда в Польшу Михаил близко сошелся со знатным поляком Вавржинцем Зарембой, даже спал с ним в одной комнате, поэтому на Зарембу и пало подозрение в краже, когда у Михаила пропал его золотой пояс. Несмотря на то, что сам Михаил отрицал вину приятеля, слухи быстро распространились и, поддерживаемые недоброжелателями Вавржинца, сильно портили его репутацию. В 1426 году великий князь Витовт, опираясь на показания Михаила и по его просьбе, даже выдал Зарембе письменное свидетельство, восстанавливающее его честь.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Пояс Дмитрия Донского.

          И, конечно, скандально известный драгоценный пояс – знаменитый пояс Дмитрия Донского, находившийся среди свадебных даров, поднесенных Дмитрию Ивановичу его тестем Дмитрием Константиновичем, князем Суздальским, по случаю свадьбы с его дочерью Евдокией, состоявшейся 18 января 1366 года в Коломне (на Руси по традиции пояс служил родительским благословением и передавался по наследству из поколения в поколение).

С Витовтом этот пояс никак не связан, зато связан с его дочерью Софьей, в замужестве великой княгиней Московской.

Пояс, пропавший, украденный во время свадебных торжеств в 1366 году, объявился в 1433 году 8 февраля на другой свадьбе, Василия Васильевича (это внук князей Дмитрия Донского и Витовта, сын Василия I Московского и Софьи Витовтовны). Пояс красовался на двоюродном брате жениха, Василии Юрьевиче. Один из гостей, старый боярин – по одной версии это был Петр Константинович Добрынский, наместник в Ростове, по другой – Захарий Кошкин… в общем, кто-то из тех, кто присутствовал в свое время на свадьбе Дмитрия Донского… этот человек опознал драгоценность и заявил, что пояс, коим опоясан князь Василий, не его, а тот самый, что пропал в старину.

Между тем еще на свадьбе Донского московский тысяцкий Василий Протасьевич Вельяминов, которому слишком приглянулась драгоценность, подменил этот пояс другим, меньшим, а настоящий отдал своему сыну Микуле, женатому на сестре Евдокии Суздальской, Марии. В свою очередь Микула отдал пояс боярину Ивану Дмитриевичу Всеволожскому, когда выдавал замуж собственную дочь. А Всеволожский обручил свою внучку Анастасию (дочь князя Андрея Владимировича Радонежского; князь Андрей – это сын Владимира Андреевича Серпуховского, двоюродного брата Дмитрия Донского) с сыном Юрия Дмитриевича Звенигородского, Василием Юрьевичем. И передал ему пояс…

Таким образом, пояс из семьи Дмитрия Донского попал в боковую княжескую линию и в качестве приданого передавался несколькими поколениями, пока не достался князю Василию Юрьевичу.

Согласно легенде, Софья Витовтовна, не сдержав гнева, сорвала с молодого князя пояс. Оскорбленный ею князь вместе с братом, Дмитрием Шемякой, немедленно покинул свадьбу. Затем ссора вылилась в междоусобную войну, предпосылки которой давно витали в воздухе. В результате пострадала русская земля, а двоюродные братья оба лишились в плену глаз и с тех пор были известны в истории по соответствующим прозвищам: Василий Темный (князь Московский) и Василий Косой (Звенигородский).
   
          А пояс Дмитрия Донского был очень дорогой и красивый… «пояс золотой на цепях с камением»… сделан из золота, и его украшали самоцветные камни, подобранные особым образом - язык камней в те времена применялся часто, по расположению и цвету камней люди легко могли прочесть все о владельце вещи, панегирик всех его достоинств и пожелание новых.

Возвращенный в московскую казну, пояс пропал из нее в начале XVII-того века, в Смутное время: самозванец Лжедмитрий I подарил его кому-то из родственников своей жены, польской панны Марины Мнишек.   
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2012г.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Предыдущее: «Отражение в бездне времен»
http://proza.ru/2020/07/18/1507
Продолжение: «Смоленск»
http://proza.ru/2020/07/20/1804