Хуторские королевы

Галина Широкова Хоперская
                Говорят, старость - это закат возраста.    
                Но есть закаты, на которые все
                останавливаются, чтобы посмотреть.

                Ричард Гир


        Евдокия Семёновна, жительница хутора Кривошеинский, среднего роста подвижная пенсионерка,  смешливая, с  выразительным взглядом карих глаз, сидя с соседками на лавочке у своего дома, пригласила их в субботу на чай с позолотой в честь своего Дня рождения.
       - Придём, конечно, куда ж мы денемся, - подтвердили приятельницы.
        - Вон и Васяня идёт! Согнулась совсем, ручки раскрылила... За воздух держится, упасть боится. Скоро и  мы такими будем, - с горечью заметила Ираида, женщина миловидная и ещё крепкая на вид.
Наконец выплыла из своих ворот тяжеловесная Анна Каргина с  табуреткой. Знает: если сядет на общую лавочку – обрушит. Идёт враскачку: так  ей легче нести своё большое, грузное тело. 
        - Ну, вот и все в сборе!
        - Да, - вздохнула Мариванна,   - что ни говори, а все мы вступили в возраст «дожития». Обидное слово, но жизнь действительно оказалась короче заячьего хвостика…
        -  Мы, хуторские бабы, ничего доброго в своей жизни не видели. На работу годами по грязи да по колдобинам бегали, всё лето висим над грядками кверху попой, лопату да мотыжку из рук не выпускаем. Ножки наши, кроме калош, другой обувки не знают! Курорты, моря да театры обошли нас стороной, - с обидой молвила Анна.
        Глядя на подруг, Евдокия подумала: ещё совсем недавно эти женщины были полны сил и здоровья. Весёлые, налитые соками жизни, с горящими глазами даже без морей и театров. А как вышли на пенсию -  сдулись, как шарики после праздника жизни... Болячки откуда-то повылазили: постреливают по-тихому то в одну, то в другую, выбивая из привычной колеи...
        Прошлой осенью Евдокия тоже хворала,  тяжело, долго…  А началось всё с обычного ОРЗ, как ей казалось. Хотя позже узнала, что в райцентре уже вовсю свирепствовал коронавирус. Месяца полтора она лежала дома, задыхаясь от кашля - всю грудь разбухикала, уйму денег потратила на лекарства – не помогло. Кислород  в крови упал, грудь заклинило: ни вдохнуть - ни выдохнуть. Давление скакало, пульс за 100 переваливал...  Чувствовала: смерть где-то рядом ходит… Собрала узелок на погребение на всякий случай: мать с отцом умерли в её возрасте. Ей тогда казалось, что выработали они свой жизненный ресурс и ушли на покой. Похоже, и её срок настал. И так жалко себя стало! Ведь она ещё не жила - только работала. В густых вечерних сумерках, когда почва ощутимо стала уходить из-под ног, душа восстала: «Я не сдамся без бою! Я не сдамся без бою!!» - это были слова давно забытой рОковой песни... А всё дело в том, что  в районной больнице мест для больных не было в связи с нездоровой оптимизацией здравоохранения. Задыхаясь, с трудом выговаривая слова, бледная, не похожая на себя Евдокия вступила в схватку за больничную койку. Воевала, отстреливаясь, в трубы трубила, в барабаны била! - и всё-таки  отбила для себя койко-место!  А там, в заветной терапевтической палате, пришло спасение: кислород подкатили, уколы в живот, капельница. Через 10 дней поднялась. Недаром говорят:  «Характер – это судьба». Из больнички летела домой на собственных ногах, как на крыльях. В тот день сделала для себя важное открытие: возраста нет – есть самочувствие!
        После сегодняшних посиделок Евдокия долго ворочалась в постели…  «Возраст дожития… возраст дожития…», - эти слова были несправедливы  по отношению к ней и её ровесницам. Всю жизнь работали на государство, на семью,  на общество, а теперь, выходит, поскорее доживайте и освобождайте место!? Обидно… - вздохнула Евдокия Семёновна. Недавно она прочла в журнале очень интересную статейку о Королевском возрасте женщин 70-80 лет - и духом воспрянула. Это целая философия жизни. Позитивная. Мудрая. Рождается подобная идея в головах  тех, кто хочет жить с интересом и радостью, невзирая на возраст.
      - И правильно делают, - согласилась Евдокия, - побеждает тот, кто не сдаётся.
Охота пуще неволи. Поднялась  с постели, вошла в Интернет почитать, как поживают её ровесницы за рубежом... С итальянками нам не тягаться, - решила Евдокия: у них круглый год лето, море, солнце, средиземноморская диета. Живут они долго и обеспеченно, и этим гордятся...   
      Француженки тоже себя любят. Покупают дорогие объёмные солнцезащитные очки потрясающей формы! Убеждены: женщине в возрасте  очки нужны и летом, и зимой… Едят чеснок как нечто очень полезное для здоровья, любят плавать, ухаживают за кожей декольте… Спят на дорогих качественных подушках… (Отлично! Дорогие очки и качественные подушки берём на вооружение!) Француженки никогда не торопятся во время ужина, наслаждаясь едой… Не злятся на себя… ( а мы торопыги и самоеды по природе своей). В одежде француженки знают толк:  предпочтение отдают простоте, комфорту и элегантности... (да, вкус к восхитительному шарму они унаследовали от самой Коко Шанель!) А что там японки? 
        А японки  мало едят, много пьют тёплой воды и зелёного чая. Физически активны, жизнерадостны, живут не спеша, с трепетом относятся к природе, внутренне спокойны. Спят на спине, чтобы не помять личико, (а мы на боку спим, не думая о морщинах). Японки не любят, когда их спрашивают о возрасте - живут они в среднем по 99 лет. Для них доктор Тошики Фукуцудзи создал уникальные упражнения: всего 5 минут в день - и  тело женщины начинает расцветать! Знает мудрый Тошики: ничто так не молодит женщину в возрасте, как прямая спина и гордая осанка. За самодисциплину доктор вознаграждает японок лёгкой и уверенной походкой - ведь женщину делает походка! Уникальная нация эти японцы: они познали тайну жизни!
 
        А что советуют русские долгожительницы? По учительской привычке, Евдокия делает для себя пометки и записи в блокноте:   
- Пропускай сквозь пальчики весь негатив, и тогда в ладошках останутся радость и счастье.
- Меньше беспокойся о том, что думают о тебе окружающие, - счастливее будешь.
- Создай сама свою жизнь и свою судьбу – всё в твоих руках.
- Правильно питайся после 50 лет – и будешь здорова.
- Хорошее расположение духа и хорошее настроение – самый ценный вклад в здоровье. 
А что говорила по поводу возраста Майя Плисецкая? - интересуется Евдокия Семёновна. Плисецкая выглядела королевой до глубокой старости и никогда не скрывала, что за её восхитительной фигурой стоит железная воля. А ещё Майя говорила: "Есть старый сад и новый сад, но ухожен ли он – это другое дело. То же самое с лицом женщины: всегда видно, ухожено оно или запущено". Тем, кто носился со своей полнотой как кошка с мясом, великая балерина безапелляционно заявляла: "Жрать надо меньше!"
       - Дёшево и сердито! Браво, Майя! - рукоплещет Евдокия - и перед нею зримо встаёт  образ великолепной Майи - божественно изящной, грациозной, неповторимой...
Особенно впечатлили Евдокию слова одной 83-летней русской женщины:
"Жизнью надо наслаждаться, а не просто «терпеть» её. Удивительно, каким ясным стало моё мышление сейчас!. (Ради этого стоит дожить до её лет!) Годы, которые нам остались, не есть что-то данное - это подарок. Но пока мы здесь, ничто не мешает нам танцевать. Ничто и никто, кроме нас самих!" (
     - Да, мы очень рано вычёркиваем себя из жизни, а между тем там осталось ещё много хорошего! - подумала Евдокия. Она сделала неутешительный вывод: культура старения наших прапрабабушек утрачена в суровом 20 веке... Мы, сегодняшние русские женщины, пасуем перед старостью, как дети, брошенные на произвол судьбы. У нас не сформировалась своя, русская, культура старения. Видите ли, возраст нам не позволяет жить в гармонии с собой и миром, потому что у нас дети, внуки, правнуки - о них надо думать в первую очередь, для них надо жить, выстилая своим трудом и деньгами дорожку к их будущему. Вот такая у нас философия. Многие матери готовы скормить себя детям. Как правило, в старости родители детям становятся не нужны... Мы сознательно вычёркиваем себя из жизни, и летит наша жизнь, словно пущенная под гору телега, - куда кривая вывезет...
     Евдокия Семёновна крепко задумалась. Она пописывала стихи, а недавно сложились строки, от которых у самой мороз по коже...

                Довольно прослужила простыня,
                Лежит она, заброшенная в угол,
                И рада послужить ещё прислугой,
                Да нету в доме места для хламья...

     Не умеем мы ценить себя, тратим силы, время, здоровье на кого угодно и на что угодно, только не на себя... А кто нас пожалеет? Не холим мы себя. Вспомнились Евдокии необъятные фигуры приятельниц. А между тем еда - главный регулятор самочувствия и внешнего вида.   
        Ей вспомнилась серия статей в журналах своей молодости - "Самочувствием можно управлять", - но ни одной она так и не прочла за ненадобностью. Пора  навёрстывать упущенное, но делать что-то хорошее для себя одной - всё равно, что есть плюшку у себя под одеялом. А вот делиться со всеми - радостно! В её глазах  блеснул огонёк. Окрылённая идеей, пенсионерка решила воплотить её в жизнь.

        Утром, ополоснувшись прохладной водичкой, помыла голову, прополоскала волосы шалфеем, подсушила феном - и её короткая стрижка стала задорной и пышной. И делала это не с постным лицом, а с улыбкой. Глянув в зеркало, подмигнула себе и решительно выкинула вон старые шмотки, которые любую женщину превращают в серую мышку или в бабку-ёшку. Надела новое платье из трикотажного хлопка современного кроя, скользящее вдоль ещё гибкого тела и ниспадающее книзу. С боковыми карманами и разрезами. Пшикнула за ушко духами. Она всегда следовала совету  Коко Шанель: «Если женщина не имеет хороших духов, у неё нет будущего».
 
          Подруга Евдокии Семёновны, Мариванна, женщина энергичная и приятная во всех отношениях, с ходу поддержала её идею создания оздоровительного клуба для женщин "королевского возраста", мало того, тут же название придумала - "Клуб "КОМФОРТ".
        Сказано - сделано! На первом занятии, вдохновенно глядя в глаза одноклубниц, Евдокия буквально на пальцах разъяснила:
        - Дорогие мои сударыни! Стоит нам всего лишь! немного изменить своё сознание!! - и мы вместе изменим свой мир!!! Это же здорово! Две трети жизни мы прожили для других и по чужим правилам, а после 70-ти мы просто обязаны жить для себя и по своим правилам. Мы ещё тряхнём стариной и порадуемся жизни!
После оживлённых и волнительных дебатов слегка перезрелые дамы пришли к выводу: заниматься собой и своим здоровьем никогда не поздно. А желание, похоже, появилось у всех. Мариванна хорошо  поставленным учительским голосом, не допускающим возражений, предупредила: "Ходить пятками назад в нашем клубе не принято. Только вперёд! Никогда не забывайте: мы красивы, улыбка - самый лучший наряд женщины! Носите его с удовольствием!"
        Хуторянки шутили, фантазировали и громко смеялись в предвкушении главного события: настанет день и час, когда острые на язык казаки спохватятся и спросят:
       - А куда подевались наши кривошеинские старухи? Вокруг одни королевы! Не пора ли наш хутор, поскольку ни одной кривой бабы в нём не осталось,  переименовать в Королевский?!