Приврать во имя победы мировой революции

Максим Оленев
То, что большевики в свое время намеренно сгущали краски, обвиняя в чем попало (что было, и не было) царский режим, давно известно. И понятно – это объяснялось необходимостью обосновать законное происхождение власти. Ну и, естественно, все показатели советского времени должны были быть намного лучше прежних. Иначе, за что же тогда боролись? Поэтому и любили сравнивать абсолютно все с последним довоенным, 1913 годом.
Например, хорошей «разменной монетой» являлась показатель грамотности в стране. Действительно, уровень образования и медицины в советское время по сравнению с царским, был намного выше. Всем вдалбливалось, что население при «кровавом царизме» было сплошь безграмотным и забитым. Для нас аксиомой были сплошные преимущества социалистического строя (попробуй – засомневайся). Однако сельские школы, появившиеся еще в середине XIX столетия, существовали повсеместно, а многие мужчины, отправлявшиеся новобранцами в армию, в начале XX века имели сокращенный срок службы (как льгота по образованию).
Не так давно я наткнулся на еще одно свидетельство намеренного искажения фактов. Точнее, их подтасовки в угоду правящей идеологии (так, это можно окрестить по научному).

****

В деревне Тихомирово Клинского района Московской области, на берегу реки Малой Сестры, откуда были родом мои предки по матери, родился и вырос будущий знаменитый сталинско-хрущевский нарком финансов Арсений Григорьевич Зверев (1900 – 1969), друг детства моего деда. Он оставил после себя мемуары, в которых уделил значительное место своей деревенской жизни. И этим они ценны.
Конечно, не хотелось бы спорить с ветеранами, тем более, родившимися и выросшими в этих краях. Они узнавали эти сведения от своих более старших товарищей.
Но ведь и я провел в Тихомирово значительную часть своей жизни – целых 10 лет. В свое время там для меня был дорог каждый дом и каждая тропинка. Я также был посвящен в разные деревенские легенды и правдивые истории.
До 1926 года деревня носила странное и обидное название – Негодяево, и старожилы порой по-разному объясняли происхождение этого названия.
Читая мемуары советского министра, сразу же привлекло внимание следующее.
Зверев пишет:
«… Одним из горьких впечатлений моего детства было прозвище «бычатники». Так дразнили всех жителей нашей деревни. Поводом для этого послужило следующее. Трое односельчан, задолго до моего появления на свет, украли в соседней деревне быка. Время было летнее, жаркое, и, чтобы мясо не протухло, они положили его в мешки и спрятали в пруду, где били холодные ключи. Соседние мужики искали быка по всей округе и, когда заметили, что над прудом вьются вороны, сообразили что к чему. Мешки с мясом обнаружили, а за нами надолго закрепилось прозвище «бычатники». Страдали от некрасивого прозвища все поколения жителей нашей деревни. Я очень обижался, когда меня обзывали «бычатником». Нашей деревне и так не повезло: из-за самодурства помещика-крепостника ее назвали Негодяевой. Так мы и страдали вдвойне. И только в 1928 году деревня была переименована в Тихомирово — в память о рабочем Высоковской мануфактуры Тихомирове, погибшем в схватке с врагами Советской власти. Я, узнав о переименовании деревни, порадовался. Почти все мои односельчане, кого я помню, были прекрасными людьми — работящими, гостеприимными, добродушными, приветливыми и чистосердечными, а по натуре своей очень откровенными и прямыми. Приятно ли было им зваться негодяевцами, тем более что до революции это словечко особенно часто пускало в ход фабричное начальство, когда рабочие протестовали против тяжелых условий труда и низких расценок? ...».
Немного дополнений. Павел Андреевич Тихомиров – простой кочегар Высоковской прядильно-ткацкой фабрики. 18 января 1925 года он был смертельно ранен в схватке с бандитами возле деревни и на траурном митинге высоковские текстильщики приняли решение назвать Негодяево именем погибшего рабочего. Постановлением Президиума ВЦИК от 16 августа 1926 года деревня переименована в Тихомирово.
Как видно, Зверев объясняет происхождение деревни фамилией помещика. Ну, в этом-то ничего сверхъестественно нет. Главное в том, почему именно так?
А вот здесь Зверев объясняет обидное название личностными качествами помещика: мол, жил здесь какой-то негодяй, подлец, обижал своих крестьян, буйствовал и тиранил. Вот, почем зря, жители с тех пор и страдали…
Важно было показать, что корни этих процессов уходят глубоко в прошлое, и что только народная советская власть способна в корне изменить отношения между людьми.

****

Негодяево все известное мне время (почти с петровских времен) в XVIII – XIX веках относилась к Некрасинской ямской волости, а жители деревни были государственными ямщиками (т.е. находились на государственной службе). Казенная деревня! Естественно, что никакого помещика здесь не было. Возможно, конечно, что таковой здесь и обитал в XVII веке, но история об этом умалчивает.
Местотасположение ее, действительно, «Богом забытое»: Тихомирово – небольшая деревушка, находящаяся в 2,3 километрах от основной трассы Высоковск – Волоколамск, за оврагом, почти у самого леса. Ну, кто сюда просто так станет добираться?
Более вероятным кажется происхождение названия, что здесь могли скрываться бежавшие в леса от своих помещиков крестьяне. Или то, что сюда, в эти отдаленные края, могли специально отправлять каких-нибудь никуда негодных работников.
Чувствуете разницу?
Одно дело «самодур» помещик, тиранивший своих ни в чем не повинных крестьян, а другое дел – негодные работники?
Вот так-то!
Но во имя победы мировой пролетарской революции можно было и приврать немного: все равно проверять никто не станет…