о классической литературе. заметки на полях

Ив Жовайр
 18.07.20


        Когда мы говорим или думаем о «классике», к примеру, - о классической литературе, мы, не пытаясь определить это многозначное понятие, относим сюда некую литературу, которая, как это говорится, прошла испытание временем. И при этом, мы так же молчаливо предполагаем, что кое-что из современной литературы, пройдет время, - и тоже станет классической.
        Но это последнее утверждение мне стало казаться сомнительным. Мне подумалось, что времена, когда создавалась классическая литература, закончились и более никогда не повторятся. И, следовательно, вплоть до последних дней существования земной цивилизации классической литературой считаться будет лишь та литература, которая считается классической сегодня. И более ничего к ней значительного, увы, не добавится.
        Мне трудно себе представить кого-нибудь из современных писателей, у кого хватило бы времени, да, и было бы желание, творить литературу на 20 томов собрания сочинений, как это было у классиков… (Груды занимательного чтива литераторов, вроде Б. Акунина, отнести к классической литературе, даже в исторической перспективе, у меня как-то не получается). В большинстве случаев, среди литераторов с признаками таланта, мы наблюдаем лишь «халифов на час» - сотворил, «раскрутился», достиг известности и достатка, а далее – спешит попользоваться всем тем, что дает за деньги наше сегодняшнее «общество потребления». А на смену ему приходит следующий счастливчик, которым займутся - «раскрутят» жаждущие новизны торопливые молодцы, делающие сегодня новости…   
        Наверное, в этих коротких рассуждениях не все бесспорно. И вовсе не утверждается, что это явление - плохо. Ведь уже и сегодня существует такое понятие как «современная классика», куда следует, по-видимому, отнести таких авторов, как, скажем, Аркадий Гайдар, или Эрнест Хемингуэй… Когда две-три, или даже, одна написанная талантливо книга продолжает читаться и выдерживает не одно переиздание.
        Но кое-что здесь очевидно. Успехи цивилизации, технический прогресс приводят к появлению множества легкодоступных и примитивных радостей (раньше  сказали  бы - «много соблазнов»), которые отвлекают талантливого человека от творчества. «Соблазны» и раньше вставали на пути гуманитариев, но теперь их много больше, и число их добавляется с каждым шагом на пути технических успехов человечества.
        А может быть, что все эти рассуждения о классическом искусстве, о классической литературе, об «испытании временем» вообще утратят смысл, если, как это намечается уже сейчас, люди вообще перестанут читать художественную литературу, и когда литература как область человеческого творчества перестанет существовать…