Боль матери

Андрей Емельянов 4
      В Великую Отечественную войну миллионы советских воинов пропали без вести. Среди них были сотни тысяч ребят, которым не исполнилось еще и двадцати лет. Сколько людских судеб, семей исковеркала эта страшная и жестокая война, было выдернуто из жизни целое поколение молодых людей. Как много боли, горечи и слез выпало на долю  их матерей, какая безмерная тяжесть легла на их хрупкие плечи.
      Один из этих вечно молодых воинов, Павел Федорович Лыков, родился в 1925 г. в с.Машково Тульской области. Его отец Федор Иванович в годы войны служил разведчиком-артиллеристом, при попытке прорыва ленинградской блокады получил тяжелое ранение. Вернувшийся после излечения в госпитале в 1941 г. и награжденный медалью «За отвагу», он в скором времени возглавил колхоз в родном селе. В военные и послевоенные годы колхоз под его руководством считался одним из передовых в районе. Здесь работала и его жена Ольга Александровна.
      Павел, как и многие мальчишки той предвоенной поры, с детства мечтал стать военным. Ему хотелось доблестно служить Отечеству, до последнего оставаться верным присяге. В январе 1943 года 17-летнего секретаря сельской комсомольской организации Павла Лыкова  призвали в ряды РККА и вскоре зачислили курсантом в Тульское пулеметное училище. Из стен этого военного учебного заведения  вышли будущие Герои Советского Союза Н.Круглов, С.Буздалин, а также туляк Н.Кутепов (будущий митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай). Фронту требовались все новые и новые офицерские кадры, поэтому были сокращены сроки обучения с 2 лет до 6-9 месяцев. Так, пройдя обучение в ускоренном режиме, в августе того года старшего сержанта Павла Лыкова откомандировали в 29-й гвардейский стрелковый полк 12-й гвардейской стрелковой дивизии.
      Этот полк вел тяжелые бои на территории Украины. В его составе Павел с августа 1943 г. принимал участие в освобождении населенных пунктов Черниговщины от фашистских оккупантов. Будучи командиром отделения пулеметного взвода, гвардии старший сержант П.Ф.Лыков проявил себя как храбрый и мужественный воин и был представлен к награде. Он так и не успел ее получить. 
      Немцы на правом берегу Днепра укрепили оборонительную полосу с сильно развитой огневой системой, усиленной врытой в берег танками, разнокалиберной артиллерией и пулеметами. Казалось, это был неприступный бастион. Наши части получили приказ – форсировать реку и закрепиться на том берегу. Однополчане Павла Лыкова  выполнили боевое задание, проявив мужество и храбрость, а двадцать воинов были удостоены высокого звания  Героя Советского Союза. В этой ожесточенной и кровопролитной операции, Павел Федорович Лыков проявил героизм, но после боя тело его не нашли. Официальная формулировка – числится без вести пропавшим с октября 1943 г.
      Спустя несколько месяцев в дом Лыковых пришло печальное извещение. Ольгу Александровну трясло от долгих рыданий, она не хотела верить, что больше своего любимого сына не увидит никогда. Каждый день она стояла у дороги, вглядываясь вдаль – ждала Павла. В душе у Ольги Александровны еще теплилась надежда: раз пропал без вести, значит, не убит, тяжелораненый лежит в госпитале или находится в фашистском плену. Случалось, когда воины, числившиеся без вести, возвращались домой. Но бывало и такое, что  бойцы, безрукие и безногие, не возвращались домой, чтобы не быть обузой для близких. Павел был ей нужен любой – искалеченный, но живой, а от сына по-прежнему не было вестей.
      После войны О.Лыкова несколько раз посылала письма в Подольский архив Министерства обороны СССР в надежде получить хоть какую-нибудь информацию о сыне. В этих письмах была вся ее материнская боль и мольба о помощи. Одно из них: «Дорогие товарищи! Я в войну потеряла своего сына. Все мои розыски оказались безрезультатными. Прошел 21 год, а сердечная рана моя до сих пор не залечилась. Очень прошу вас проверить по спискам личного состава и сообщить – когда, куда и по какой причине он выбыл. Одновременно прошу сообщить мне фамилии и адреса его командиров взвода, роты и батальона, дабы через них продолжить его поиски. С уважением к вам, О.Лыкова».
      Ответы приходили неутешительными, т. к. ничего существенного ей не могли сказать. Сердце матери разрывалось на части, уже давно высохли ее слезы, по ночам ей снился Павел, он улыбался и все время молчал. Просыпаясь, она бежала открывать дверь. «Наконец-то мой сыночек вернулся», – радостно мелькало в ее голове. Но это был всего лишь сон. Безутешная мать  после увиденного долго не могла заснуть. Ольга Александровна по нескольку раз перечитывала его нежные письма, пропитанные огромной сыновней любовью. Они ей и придавали силы для того, чтобы жить, надеяться и ждать. Своего внука – сына дочери – она назвала Павлом в честь его родного дяди.
      Она до последнего своего вздоха в течение 35 лет верила и надеялась, что Павел вернется, откроет калитку, войдет в дом, обнимет мать и скажет: «Здравствуй, вот я и вернулся!». Не суждено было этому сбыться, Ольга Александровна умерла, так и не дождавшись сына.
После этого прошло еще 40 лет, а следы Павла Лыкова до сих пор не обнаружены. Его имя отсутствует среди тех, кто пал в той войне.
      За Великую Победу советский народ заплатил высокую цену, пожертвовав миллионами жизней своих сыновей. Многие из них до сих пор лежат незахороненными на месте ожесточенных боев в полях, лесах и болотах. Каждый год их тысячами находят поисковики, делающие великое и благородное дело – они возвращают из забвения имена советских воинов, кому мы обязаны своей жизнью. Девизом военно-патриотического движения стали слова великого А.В.Суворова: «Пока не будет предан земле последний погибший солдат, война не окончена!»