История в лицах. Акбар

Аркадий Кузнецов 2
               Абуль-Фатх Джалалуддин Мухаммад Акбар I Великий,
                падишах Империи Великих Моголов, шахиншах
                (14 октября 1542 г. - 17 октября 1605 г.)

Прозвища: Великий(хотя само имя Акбар означает "великий").
Места жизни и деятельности: Умеркот, Дели, Агра, Фатехпур-Сикри, Джаландхар, Панипат, Аллахабад, Кабул.
Предки: с отцовской стороны - Великие Моголы, потомки Тимура; с материнской стороны - потомки пророка Мухаммеда.
Семья: главная жена - Рукия Султан-бегум, ещё до 30 жён и наложниц, дети - Нураддин Мухаммад Джахангир, Султан Даниал-мирза, Султан Мурад-мирза и другие.
Сподвижники: Абу-л-Фазл, Бирбал, Ман Сингх, Фазли, Тансен.
Собеседники: Родольфо Аквавива, Антони де Монсеррат, Маулан Гилани.
Адресаты: Сулейман II Великолепный, Тахмасп I, Аббас I, Филипп II.
Противники: шейх Бадауни.

Литература:
Забавные рассказы про великомудрого и хитроумного Бирбала. М. 1968.
Путь к мудрости: Акбар и Бирбал / Сост. С. В. Махотина. Минск. 2000.
Шри Чинмой. Могольские императоры.
А.Радфорд. Владыка мира.
Д.Гербер. Ангел, стоящий на солнце.
С.Рушди. Флорентийская чародейка.

Можно надеяться, что хотя бы кто-то из учеников знает об Акбаре больше того, что это - сорт индийского чая...
Занятие можно начать с того, что учащиеся вспомнят о постоянной раздробленности древней и средневековой Индии и что страну с начала средневековья на время объединяли лишь представители внешних завоевателей и их потомки. Таковыми были в XVI веке и Великие Моголы,  выходцы из Средней Азии.
Герой нашего занятия был внуком создателя империи Великих Моголов Бабура и сыном её второго правителя Хумаюна. Мать - Хамида Бану Бегум - принадлежала к потомкам пророка Мухаммеда. Таким образом, Акбар одновременно вёл своё происхождение от Мухаммеда, Чингиз-хана и Тимура...
В момент рождения сына Хумаюн потерял трон после мятежа своего военачальника Шер-хана и укрывался в Синде, в небольшой крепости Умеркот. Детство Акбара прошло сначала в раджпутском княжестве Марвар, а затем - в Кабуле, Кандагаре и даже в Иране, куда затем бежал Хумаюн. В 9-летнем возрасте, в Пенджабе, шахзаде был повенчан со своей двоюродной сестрой Рукиёй. В это время отец, заручившись поддержкой иранского шаха Тахмаспа, начал вновь наступление на Дели, восстановив там свою власть только в 1555 году.
Акбар так и не получил хорошего образования и позднее любил, когда ему читают книги(сам не имел привычки к чтению).
Через год после нового воцарения в Дели, Хумаюн внезапно умер, упав с лестницы во дворце (по одной версии, поспешив к молитве, засидевшись в библиотеке, по другой - от передозировки наркотика...) Едва вступив на престол, 14-летний подросток вынужден был встать в главе войск, подавивших ряд мятежей. Первые четыре года от имени Акбара фактически управлял его опекун Байрам-хан.
"Когда мне исполнилось двад­цать лет , я по­чувствовал горькую неудовлетворенность. Не было у меня духовного при­обретения, с которым я мог бы отправиться в свой последний путь, и это жестоко уязвляло мою душу".

Начав с владения небольшой территорией, за 30 лет Акбар стал правителем бОльшей части Индии. В 1572 г., после осады порта Сурат, занятого португальцами, Моголы получили право морских плаваний до Персидского залива, и заключили с Португалией договор. В 1595 г. Акбар подчинил Кандагар, до этого закрепив за собой Кабул. Позднее Акбар уже тяготился войнами и заключил почётный мир со знаменитой княгиней южного княжества Ахмаднагар Чанд Биби.
В 1569 г. началось строительство новой столицы близ Агры - Фатехпур-Сикри - «города Победы». За десять лет был построен город, бывший, по свидетельству английского путешественника, гораздо больше Лондона! Можно показать памятники города и прежде всего - великолепный мавзолей Салим-Чишти-Ка-Мазар, построенный в честь рождения наследника.
Но к 1586 г. из города ушла вода - была неудачно построена оросительная система. Столицу пришлось перенести в Лахор.
Но главное, чем вошёл в историю Акбар - его веротерпимость, проявление уважения ко всем религиям и провозглашение их равенства в Индии. С 1575 г. под его руководством в суфийском "Доме молитв" начались дискуссии о бытии и вере с участием носителей разных вер и взглядов. Вероятно, религиозная вольность была порождена в Акбаре с детства, когда он вместе с отцом переходил из суннизма в шиизм и обратно.
«Многие глупцы, поклонники традиций, принимают обычай предков за указание разума и тем самым обрекают себя на вечный позор».
Государственным языком в державе оставался фарси. На него переводились как "Махабхарата" и "Панчатантра", так и Евангелие.
Религиозные взгляды Акбара выразил Абу-л-Фазл, написавший "Акбар-наме":
«В каждом храме, куда бы я не пришел, есть ищущие Тебя и на каждом языке, что я слышу, говорят о Тебе. Неверные и мусульмане ищут пути к Тебе... В мечетях громкие молитвы возносят Тебе,  а  в  церкви, стремящиеся к Тебе, звонят в колокола. Уединяюсь ли я в обители,  поселяюсь ли в мечети - везде я ищу Тебя. Избранникам Твоим нет дела ни до ислама, ни до верований неверных. Неверному - неверие, правоверному - веру, а пыльцу лепестков розы - тому, кто делает благовония.... Если думаешь о душе, то со всеми надо быть  в ладу".
«Лишь та вера истинна, которую одобряет разум», - любил говорить падишах.
Он всю жизнь изучал разные религии, португальцев просил «послать ко мне двух падре, знатоков священного писания [христиан], которые бы привезли с собой главные книги и Евангелия, ибо я имею великое желание познакомиться с этим законом и его совершенствами... " Рассказывают, что государь однажды посетил построенную иезуитами капеллу и поклонился, обнажив голову, распятию, а затем поклонился, уже как мусульманин, в тюрбане, и сложил руки в молитвенной позе индусов!
Из письма Акбара шаху Ирана Аббасу: «С самого начала мы были настроены не принимать во внимание различия в религиозных доктринах и считать все народы слугами божьими. Следует заметить, что благодатью господней отмечены все религии, и необходимо приложить всевозможные усилия, чтобы достичь вечно цветущих садов мира для всех»
Падишах хотел, чтобы «люди могли отбросить слепую вражду и доискиваться правды».
Одно время даже была провозглашена новая вера "дин-и иллахи"(божественная вера), приверженцев которой, правда, было очень мало.
Провозглашение равенства вер в стране и попытка начать формировать новую синтетическую религию в 1582 г. были первым актом веротерпимости в тогдашнем мире. Нантский эдикт Генриха IV был принят в 1598 г., аналогичный эдикт императора Рудольфа II - в 1610 г.
Индусы составили при Акбаре около 17% придворных и военачальников. Мало, но ранее были почти одни мусульмане. Одно время Раджа Ман Сингх был назначен правителем Кабула.
Падишах ввёл единый солнечный календарь, основанный на проектах Улугбека. Он запретил обряд сожжения жён после смерти мужей(сати), ограничил рабство.
По возможности держава Акбара поддерживала хорошие отношения со всеми досягаемыми ведущими государствами. В так называемом "Письме мудрецам Запада" правитель заявлял: «нет ничего выше любви и никого, кто не был бы достоин дружбы». Однако испанский король Филипп II, которому было адресовано письмо, даже не поинтересовался им, узнав, что Акбар не собирается креститься!
В народе несколько веков популярны рассказы о падишахе Акбаре и всегда сопровождающем его Бирбале - мудром защитнике его подданных.
"Падишах Акбар был большим любителем шуток. Бирбал тоже слыл охотником до всяких забав и проделок.Однажды падишах и Бирбал вели веселую беседу, и падишах сказал:– Бирбал! Давно ты не придумывал новых забав. Устрой-ка новую потеху, какой никто еще не видывал. Что бы ты ни устроил, все тебе прощу..."
При дворе Акбара также блистали брат Абу-л-Фазла поэт Файзи и великий музыкант Тансен, считающийся создателем жанра рага. Вот что рассказывают индийцы о том, как встретились Акбар и учитель Тансена:
"Император очень высоко ценил музыку Тансена. Тансен же всегда превозносил своего учителя. Неудивительно, что однажды великий Акбар захотел познакомиться с учителем Тансена.
Тансен объяснил императору, что учитель никогда не придет к нему во дворец. Император сказал: "Тогда поедем к нему". Тансен ответил: "Ваше Величество, мой учитель не станет петь для императора, это разрушит естественность". Акбар был воистину великим владыкой. Он сказал: "Тогда я переоденусь твоим слугой, и поедем к нему". На том и порешили. Тансен ехал на коне, император, переодетый слугой, шел сзади.
Учитель Тансена, увидев эту пару, конечно же, понял, кто к нему пожаловал, но оценил по достоинству то, что ради музыки император умалил себя. Он согласился спеть. Дождался, когда придет верное время и настроение, и запел.
И это была великая музыка, это была песнь самой Вселенной.
Вернувшись домой, император попросил Тансена спеть ему эту же рагу. Когда Тансен закончил, Акбар сказал: "Да, это та же музыка, но не тот же дух. Почему?"
Тансен ответил: "Причина в том, Ваше Величество, что я пою тебе, Император, а мой учитель поет Богу".
Знаменитые стихи Файзи:
Неислам и ислам — все едино на взгляд просвещенных людей.
Ведь и храм, и Кааба — лишь мертвые камни по сути своей.
А фанатики шествуют днем со свечой неустанно.
На дороге к Всевышнему грабят они караваны...
Сподвижник Акбара, его визирь Абу-л-Фазл обращался к нему в стихах:
Будь справедлив. Судьбу людей решая,
Все “за” и “против” взвесь, не поспешая.
Прославь себя поступками такими,
Чтобы в веках твое сияло имя!
И к падишаху вполне можно отнести эти слова.
Правление падишаха продолжалось почти 50 лет, но прожил Акбар не так много - 63 года.  Умирая в конце 1605 года, он передал власть наследнику - сыну Джахангиру.
Вот что в конце жизни говорил Акбар о себе: «Счастлив, ибо мог прилагать в жизни священное Учение, мог дать довольство народу и был оттенён большими врагами».
Увы, в 1691 г. были уничтожены останки Акбара во время налёта на окрестности Агры кочевников-джатов. Мавзолей в Сикандре сохранился.
Преемники Акбара продолжали политику подчинения большей части Индии, но не поддержали его линию веротерпимости, противопоставляя свой ислам преобладавшему в стране индуизму и другим верам.
Через 100 лет, в период особо неверотерпимого падишаха Аурангзеба, раджпутский князь Раджа Сингх напоминал потомку Акбара в письме о завещании великого правителя:«Да будет угодно Вашему величеству то, что Ваш царственный предок Мухаммад Джелал-уд-Дин Акбар, чей трон теперь на небесах, вел дела державы на протяжении пятидесяти двух лет, руководствуясь спра­ведливостью и обеспечивая покой, благополучие и счастье людей, будь они верующими во Христа, или в Моисея или Давида или в Мухаммада, - будь они брахма­нами или членами общины дхариев, которые отрицают вечность материи, или теми, кто считают существова­ние мира случайностью - все они равным образом пользовались его благорасположением, так что в благодарность за беспристрастное  его  покровительство всем им они во славу его присвоили ему наименование джагат гуру ["учитель мира”]…    Бог – это Бог всего человечества, а не одних только мусульман… Поносить религию и обычаи других людей значит идти против угодного Всемогущему».
"Все остатки строительства Акбара имеют налет какой-то грусти. Здесь великий объединитель страны хоронил свои лучшие мечты, так непонятые современниками. В Фатехпур Сикри беседовал со своим мудрым Бирбалом и с немногими, понявшими его уровень. Здесь он строил храм единого знания. Здесь он терял немногих друзей своих и предчувствовал, как не сохранится созданное им благополучие государства. И Агра, и Фатехпур Сикри - все полно безграничною грустью. Акбар знал, как будет расхищено достояние, данное им народу. Может быть, уже знал, как последний император Индии дотянет до половины девятнадцатого века, торгуя мебелью своего дворца и ковыряя из стен дворца в Дели осколки мозаик."(Н.К.Рерих)

В индийском кинематографе -  два фильма об Акбаре: "Великий Могол"(1960 г.) и Джодха и Акбар"(2008 г.).

Задание на дом: Подумайте, почему в Индии вопрос о вере, взглядах, объединяющих всех людей, ставился именно в огромных империях Ашоки и Акбара. Почему начинания Акбара не были в те времена закреплены?