Следы древних ариев на Кольском полуострове

Юрий Шутилин
Следы древних ариев на Кольском полуострове. Сейды и лабиринты. Г.Соколова. Митра" № 10 (14). 2009.  https://maxpark.com/community/politic/content/3133391.  В 1880 г. американский исследователь У.Уоррен, изучив и проанализировав мифы народов почти всех стран мира, написал книгу «Найденный Рай, или Колыбель человечества на Северном полюсе».Он работал с источниками на 28 языках и обратил внимание на то, что во всех, без исключения, религиозных учениях присутствует утверждение, что местоположение рая прямо или косвенно связано с Северным полюсом. Так, например, четыре течения реки Библии могут означать только единовременное направление на четыре стороны света, т. е. точку Северного полюса. В космогонии китайцев четыре реки мира текут в противоположных направлениях с вершины священной горы. Египтяне понимали северную выпуклость земли как высшую точку единения с Небом. Индусы верили в священную гору Меру, вокруг которой вращаются все светила небес, что возможно только на Северном полюсе. Аналогичные утверждения обнаруживаются и в Авесте древних иранцев.

Гиперборея на карте Меркатора

Уоррен пришел к выводу, что поиск рая— это попытка людей оформить в мифах свою память о собственном происхождении с далеких северных земель. Это объективно подтверждается данными палеографии и палеологии. Книга Уоррена вызвала горячий отклик в Индии, отразив то, что таится в «Ведах». Индийский ученый Б. Тилак продолжил работу в этом направлении. Опираясь на уровень мировой науки своего времени, он убедительно описал указания «Вед» на реалии Приполярья и впервые отнес эпоху «арктической родины» ко времени последнего периода межледниковья. После появления книги Тилака все более широкий круг исследователей начинает интересоваться полярной теорией происхождения ндоевропейцев.
В России первым на труд Тилака откликнулся биолог Е. Елачич, опубликовавший свою книгу «Крайний Север как родина человечества». Впоследствии геологи, геофизики, палеоботаники, климатологи доказали, что на севере Восточной Европы в 13–11м тысячелетиях до н. э. было потепление. Эти тысячелетия оказались переломными в истории человечества. Интересно то, что в «Махабхарате» история современного человечества измеряется 12ю тысячелетиями.
Ученые считают, что «межледниковый период» на Земле — состояние временное. Одни связывают это с результатами геологической или атмосферной катастрофы, другие — с внутренними причинами перемещения земной коры, изменениями в недрах Земли, расширением Земли, изменением уровня Мирового океана и др.

Влияние электромагнитного поля Земли на судьбы людей

Электромагнитное поле Земли, или энергоинформационное поле, так же как планеты и звезды, влияет на судьбы людей. В своей книге «Заветными тропами славянских времен» (М., 2002. С. 245) В. Н. Демин пишет, что концентрированное воздействие этого поля в определенное время, в определенном месте и на определенные этнические группы людей или этнос в целом в решающей степени обусловливает явления пассионарных
вспышек и мутаций. Об этом говорил в свое время и Лев Гумилев.
Ядро Земли пребывает в расплавленном состоянии, при этом его основу составляетжелезо. Расплавленное железо проводит электричество лучше меди, в результате чего возникают магнитные бури, своего рода «штормы», которые постоянно вырываются на поверхность Земли подобно ураганному шквалу и вызывают необратимые изменения пассионарно мутационного характера. Выбросы внутреннего магнитного поля Земли врываются в живущий по своим законам магнитный океан, окружающий Землю с внешней стороны. С точки зрения геофизики оба поля не смешиваются, подобно водам реки, сливающейся с морем. Для организма и биополя человека и животных такие «сюрпризы» не остаются бесследными.
Пассионарные вспышки и мутации связаны, главным образом, с отклонениями в нормальном состоянии биосферы Земли и окружающего ее космического пространства. Эти аномалии закономерны и возникают как возбуждение энергоинформационного поля. Они теснейшим взаимодействием биосферы с природным ландшафтом. В данном плане особенно важны горные образования, которые так же, как и русла рек, береговые очертания морей, островные и континентальные контуры, служат упорядочиванию структуры биосферы, перераспределению со средоточенной в ней мощной энергии, направлению потоков различных физических полей.
Элементы природы являются естественными аккумуляторами энергии электромагнитного и других полей. Там, где имеются горные образования, есть благоприятные условия для направленного выхода выработанной в недрах Земли физической энергии и воздействия на биотические, психические и социальные процессы. Поэтому любое грубое вмешательство человека в эту сферу и разрушение природного горного комплекса чревато дурными последствиями и дестабилизацией магнитного поля Земли.
В последнее время мы часто наблюдаем, как люди вторгаются в природные ландшафты и пытаются перекроить их на свой манер. Чаще всего это происходит при добыче природных материалов. Все это не может пройти бесследно. Человек не понимает, что приобретая одно, безвозвратно теряет большее, при этом нанося вред окружающему и себе в том числе. К таким вмешательствам в наше время можно отнести попытку группы предпринимателей начать разработку гравия в священном месте Карелии — горе Воттоваара, где находится уникальный комплекс сейдов (летящих камней). «Покорители природы» не хотят понять, что разрушение этого природного ландшафта и его переработка на гравий могут привести к печальным последствиям. Ученые считают, что каменные глыбы (сейды) чаще всего встречаются именно там, где проходят особо важные магнитные линии. Разрушение сейдового комплекса может привести к необратимым последствиям — нарушению магнитного баланса и катастрофам на близлежащих территориях. Ведь сейды, возможно, способствуют балансировке магнитного поля Земли.

Группа зороастрийцев вместе с членами туристического клуба СанктПетербурга недавно побывала на горе Воттоваара, священном хранилище древних тайн, и стала свидетелями грубого вторжения в природный ландшафт, которое влечет за собой неизбежное разрушение этого сакрального комплекса. После поездки было организовано движение в защиту горы Воттоваара, сбор подписей с просьбой к правительству края сохранить в первозданном виде это уникальное место, которое, возможно, являлось одним из поселений древних ариев. К сожалению, обращение в вышестоящие инстанции не было понято и не принесло желаемых результатов.

Связь сейдов с геологическими особенностями региона

Большую работу по изучению всех имеющихся северных сейдов проделал петербургский исследователь, действительный член Русского Географического общества Вячеслав Мизин. Он выпустил несколько книг о сейдах и лабиринтах. Результаты его исследований хорошо представлены в Интернете. В. Мизин выявил, что существует связь сейдовых комплексов с некоторыми геологическими особенностями региона. Сейды часто ставились у источников или даже над ними. Некоторые горы бывают «опоясаны» сейдами, по высоте 100 м.
Геология Кольского полуострова — это древнейшие кристаллические породы возрастом около 1 млрд лет. Тектонические разломы уходят в глубь Земли на 150 км и сопровождаются древнейшими вулканами, отмечающими стыки плит. Встречаются магнитные и гравитационные аномалии. Культура сейдов зародилась именно на Мурмане, в конкретных геологических условиях Кольского полуострова, а затем распространилась в Карелию и на другие территории. Группы древнейших сейдов располагаются, как правило, вдоль тектонических разломов. Здесь имеется немало геопатогенных зон. Особые геологические факторы влияют на форму и взаимное расположение сейдов, которые, в свою очередь, воздействуют на психику человека и природу.
Сейды — это своего рода некие «технические устройства». Наличие большого количества сейдов в местах разломов, возможно, способствует усилению и направлению в нужное русло земных энергий, а система и расположение сейдов создают нужное воздействие в определенном месте. Неустойчивое жеположение (многие из сейдов не жестко закреплены на своих основаниях) — не прихоть, а единственно возможная форма для фунционирования неизвестных нам процессов, связанных с резонансом. Становится очевидным, что строители сейдовых комплексов использовали природные радиоактивные элементы, рентген, ультрафиолет — то, что используется в современной медицине.
Мегалитический комплекс на горе Воттоваара располагается на северовостоке Карелии. Он известен еще и тем, что рядом с сейдами раздаются щелкающие звуки, а также «гудение» горы ночью. Аналогичные эффекты регулярно наблюдаются и на горе Нинчурт, вблизи Сейдоозера.

На горе Воттоваара

Само расположение сейдов относительно друг друга не носит случайного или хаотического характера. Космопланетарная энергетика в местах их расположения превышает любые допустимые нормы. В. Н. Демин в своих книгах отмечает, что энергетический эффект усиливается в случае использования огня, однако в основном это происходит при совпадении
проводимых сакральных экспериментов с определенными календарными датами (например, с днями летнего и зимнего солнестояния).

Сейды — хранители древних тайн

Горные массивы Русского Севера — немые свидетели древнейшей истории, хранящие немало тайн. Следы древних культур Севера находятся практически на современной поверхности Земли. Хрупкие отпечатки тысячелетней древности сохранились в первозданном виде в потаенных уголках карельской тайги до наших дней. В последнее время издается много книг, посвященных исследованию памятников древности. В одном из таких изданий «Священные камни Гипербореи» (Петрозаводск, 2005) представлены удивительные фотографии северокарельской археологической экспедиции.
Сейд (или «сейде», «сейте», «сайво») посаамски — «священный камень». Немецкий путешественник И. Шеффер, посетивший Лапландию в XVII в., считал, что слово «сейд» обозначает «всякого рода божественность».
Многие исследователи объясняют происхождение сейдов поклонением предкам и считают, что сейд для саамов — это покровитель, владыка рода, дающий промысловое счастье приносящему жертвы.
В изданной литературе сохранились многочисленные свидетельства о существовании на Севере какойто особой, самобытной, кардинально отличной от всех других цивилизаций. Древнейшим населением Северной Европы являются современные саамы. Саамский культ священных камней — сейдов — при всей известности остается попрежнему самым непонятным и загадочным среди религиозных представлений северных народов.
Еще 300 лет назад саамы, по свидетельствам полярных путешественников, считали сейды «божествами», обозначающими объекты северной природы, которые они включали в свою систему сакральных представлений.
Сейд — культовый камень. По древним легендам, камнисейды наделялись магической, чудодейственной силой. Они были обителью духа, который был способен отрываться от Земли. Иногда сейды называли «летучими камнями». Летучие камни — это огромные валуны, удерживающиеся над поверхностью земли с помощью маленьких камушков, позволяющих им находиться в равновесии.
Особенно ценными считались камнисейды, сформированные водой или похожие на птиц. Сейдыскалы или горы тоже были особо почитаемыми. Им приносили жертвы (например, оленьи рога). Общение с сейдами происходило по определенному ритуалу, с заклинаниями и плясками под бубен. К ним не подпускались женщины. Нельзя было рядом с сейдом кричать или брать воду.

Сейд-птица

Саамы верили в существование трех миров:
неба, земли и воды. Острова они считали обителью умерших душ. У саамов было две сферы религиозных представлений — почитание высших богов и культ сейдов. Если по одной изгипотез, сейды являются жилищем духов
умерших, то по другой — хранителями духов покровителей местности. В саамской мифологии очень распространен также сюжет превращения человека в сейдкамень. Считается, что камень раскалывается, если живущий в нем дух уходит. В данном случае речь не идет о «культовых камнях на ножках».

Каменные колодцы

На горе Воттовааре, наивысшей точке ЗападноКарельской возвышенности, археологическая экспедиция Карельского государственного краеведческого музея 1992–1993 гг. обнаружила целый комплекс, занимающий всю поверхность горы и состоящий из 1286 камней (сейдов). Можно предположить, что в глубокой древности здесь был город. Об этом свидетельствуют и расположение огромных валунов, и следы от древних капищ. Здесь есть и каменные ступени, ведущие в небо, заканчивающиеся отвесным обрывом и облаками.
Общепринятое мнение о культовом назначении подобных сооружений ограничило дальнейшее научное исследование комплекса. Было решено, что расположение камней не имеет системы, «хотя никто и не думал сравнить этот доисторический мегалитический комплекс с другими подобными сооружениями планеты, например с английским Стоунхенджем», пишет Ант Адаев в своей книге «Алтари цивилизации» (М., 2004), и археологические поиски, к сожалению, в этом районе были остановлены.
Места культовых святилищ в Карелии — это главенствующие над тайгой безлесые возвышенности и скалы и самые высокие каменистые острова в Белом море. Наиболее многочисленный культовый комплекс в Западной Карелии состоит из 1600 каменных сложений на территории в 6 км2.

Каменные ступени, ведущие в никуда. Гора Воттоваара

Почитание священных камней прошло огромный путь развития, оно менялось и трансформировалось под влиянием историко культурных процессов. 3000 лет назад универсальный культ камней охватывал огромные территории атлантического побережья Европы. Сейды, или «пирамиды из камней»,
чаще всего располагаются на вершинах гор и возвышений в северных районах с гористым ландшафтом.
Следы поклонения сейдов встречаются не только в России, но и в Норвегии, Швеции и Финляндии. Культ сейдов был распространен во всей Лапландии, которую даже называли Краем Летучего Камня. В основном сейды имеют вид пирамид. Некоторые из них сооружены отдельно стоящими камнями, размеры которых иногда очень значительны. Некоторые имеют человекоподобный вид и напоминают каменных истуканов евразийской степи («каменных баб»). Рядом с сейдами иногда размещаются следы символического очага или жертвенника, магического круга из маленьких камешков. Археолог Марк Шахновит считает, что это «памятники карельских друидов». Они скрывают тайну древнего бытия.
На Русском Севере археологи открыли много стоянок древнего человека. В годы послеледникового теплого периода, начавшегося около 12–14 тыс. лет назад, от условно проводимой линии Кольский полуостров — Урал — Байкал, температура к северу была на 5° выше, чем к югу от нее. По мнению некоторых ученых, сейды могут быть порождением тающего ледника. Например, Н.Р. Гусева объясняет происхождение сейдов «характерным явлением, сопровождающим скольжение массы ледника по подстилающей поверхности суши и отрыв от нее валунов и даже осколков скал». Она пишет, что «тающий ледник как бы роняет все эти свои донные запасы обратно на землю, и их количество нарастает по мере этого таяния» (Русский север — прародина индославов. М.: Вече, 2003. С. 31). На почвах Северного полушария известно большое количество почвенных камней, иногда сплошь покрывающих обширные поверхности, подобно настеленным мостовым. Скопления камней самых фантастических размеров и форм вызывали представления об их неземном происхождении. На их поверхности бывают иногда царапины, подобные руническим знакам.
Греческая мифология рассказывает нам о населяющих Гиперборею титанах, многие современные исследователи и искатели этой страны связывают находимые на Северных землях нагромождения камней, будто бы сложенных мощнейшими гигантами, с «древней расой титанов».
Святилища Карелии считаются «отголоском» иной культурной среды, нежели величественные мегалитические сооружения — дольмены, кромлехи, менгиры, которые сохранились в более южных регионах страны. «Культ камней» распространяется на все северные земли от Скандинавии до Камчатки.

Арктика как колыбель арийской цивилизации

Исследования таких ученых, как Рене Генон, Гвидо фон Лист, Юлиус Эвола, Герман Вирт, подтверждают существование древней прародины человечества — легендарной Гипербореи — на Крайнем Севере. Во время археологических экспедиций современных русских исследователей (В.Н. Демина — на Кольском полуострове и Г.Б. Здановича — на Южном Урале) в России были найдены древнейшие очаги протоарийской культуры.

Схема астрономической обсерватории

В 1997 г. экспедиция, возглавляемая доктором философских наук В. Н. Деминым, на горе Нинчурт, обнаружила руины древнего города, мегалитический комплекс: культовые сооружения, фундаменты с таинственными знаками, останки сооружения, предназначенного для астрономических наблюдений. Были обнаружены материальные следы самобытной древней культуры с изображением белого лотоса. Об этом он пишет в своей книге «Гиперборея — утро цивилизации». Открытие руин древнего города на Кольском полуострове подтверждает гипотезу о существовании цивилизации за Полярным кругом.


Каменная пирамида в Хибинах — хранительница древней цивилизации

Особого внимания заслуживают также исследования российских историков лингвистов С. Жарниковой и Н. Гусевой по сопоставлению современных гидронимов Индии и старинных гидронимов русского Севера. Оказалось, что у главных рек Индии Инда и Ганга есть несколько «тезок» на севере
России — это реки и озера в Архангельской и других губерниях: Индера (река), Индель(озеро), Ганга (остров), Гангас (залив) и др…


Солнечные культы на Кольском полуострове

В книге «Историческая география летописной Руси» (Петрозаводск, 1990) В. И. Паранин пишет, что этноним «Русь» образован от древнего названия Карелии, которая раньше была островом, известным под названием «Рус», или «Гарда». С санскрита «рус» означает «расти, расширяться в пространстве». С другой стороны, русское слово «роса» обозначает и влагу вообще, воду. «Руса» с санскрита — «светлая». Известно также, что языком древних ариев был санскрит, на котором изданы «Веды». А одним из древнейших символов арьев является свастика, которая имеет солярную природу.
Название Кольского полуострова, образованное от протекающей здесь реки Колы,как раз означает Солнечную землю. Коло —одно из древних названий Солнца. В ряде местностей Полярную звезду называли «кол». Солнечный культ указывает на гиперборейскую прародину. Гиперборейцы были солнцепоклонниками. Культ Солнца процветал на Севере во все времена. Как показывают исследования, некоторые материальные памятники прародины цивилизаций сохранились на Кольском полуострове. Например, на Мурмане до сих пор встречаются древние петроглифы с изображением Солнца: это точка внутри одного или двух кругов.
На Севере берет свое начало и культура лабиринтов. Именно отсюда они распространились по всем континентам. Ученые давно доказали, что северные лабиринты и их аналоги во всем мире — ни что иное, как закодированная проекция блуждания Солнца по полярному небу. Но это только одна из версий.

«Немые свидетели седой старины»

Лабиринты называют «немыми свидетелями седой старины». Они несут информацию о далеком прошлом. Повсюду на Земле, кроме Антарктиды, встречаются загадочные выкладки из камней, наскальные рисунки, орнаменты и т. п. в виде спиралей или более сложно устроенных лабиринтов. Термин «лабиринт» — греческого происхождения. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. Даля он означает «запутанные дорожки, переходы, место, откуда трудно найти исход…».
Наиболее известные лабиринты в России находятся на Севере — на Кольском полуострове, Соловецких островах и Новой Земле. На Кольском полуострове найдено к настоящему времени 10 каменных лабиринтов.
На сегодня известны лабиринты близ Кандалакши, у села Умба, в селе Поной, на реке Харловке, в бухте Вящина, на реке Варзина и на реке Вороньей.
Лабиринты являются сакральными сооружениями, расположенными там, где на местах тектонических разломов прорывается на поверхность энергия земных недр. Считается, что лабиринты карельского Беломорья созданы в конце I тыс. до н. э. протосаамскими племенами, хотя, конечно, некоторые исследователи датируют их и II тыс. до н. э.

Лабиринты Кольского полуострова

Таинственные и выразительные объекты — лабиринты — часто называют также легендарными «северными вавилонами». Это сложные спиралевидные выкладки из камней и торфа, создающие тропинки, ведущиек центру конструкции, имеющей диаметр от 5–6 до 30 м. Создатели «вавилонов» не оставляли у конструкции выходов. Лабиринты располагаются на островах и берегах Белого, Баренцова и Балтийского морей, а также найдены в континентальных районах Южной Финляндии. На севере Европы обнаружено более 600 таких сооружений. Неизвестно, когда и какой народ их оставил и каково их предназначение. Возможно, это следы древнеарийской цивилизации.
Сейды и лабиринты присутствуют в мифах и сказках норвежцев, ирландцев, шведов, саамов, финнов, русских. Самое первое предание, связанное с лабиринтами, записано любознательными русскими князьями Звенигородским и Васильчиковым в 1552 г.в ходе проведения дипломатической миссии на Мурмане. Автором одного из таких объектов, по легенде, был новгородский посадник Валит, увековечивший таким образом свою победу у города Колы, имеющим солярную символику. Другое предание, относимое
к началу XVIII в., представляет лабиринт как загон для волков (вара волхвов?).
Археологи отмечают, что лабиринты в основном сосредоточены близ мест активного морского путинного промысла — в устьях семужьих рек. Есть предположение, что они являлись моделями и остатками реальных рыболовецких ловушек. Но в основном исследователи склоняются к иррациональному, культовому их назначению. Есть много версий их предназначения: они создавались для контактов потустороннего и реального миров, как объект для погребальных действий. Астральное значение — древний календарь, атрибут охотничьего ритуала (заклинания, танцы, жертвоприношения) и мировой универсальный символ солнца в 3000 тычячелетней истории, разбросанный по всему миру.

Спиральная природа лабиринтов

Каждый лабиринт содержит в себе спираль в качестве первичного символического элемента. Спираль — это сакральная форма в нашей жизни. Она есть во всей природе. Спирали можно обнаружить в рогах некоторых животных (например, у оленя), морских раковинах, в сосновых шишках, подсолнухах, розах и др. Орган слуха в наших ушах тоже имеет форму спирали. Древний авестийский символ зодиакального знака Рака, символическое значение которого — дом, родина, корни предков, тоже включает спираль. А спираль в развитии — это свастика, символ творческого развития Вселенной.


Типы лабиринтов

Лабиринты имеют общий единый код с молекулярной моделью генетического кода, без которого невозможна передача наследственности от родителей к детям, преемственность поколений. Мы живем в Галактике, имеющей спиральные рукава. Между спиральными закономерностями Космоса и спиралевидным узором на человеческих пальцах существует прямая или опосредованная связь.
Конфигурации лабиринтов отличаются друг от друга. Их форма может быть подковообразной, круглоспиральной, почкообразной и концентрическикруговой. К «классическому типу» относятся подковообразные лабиринты. Именно такие лабиринты, а так же концентрическикруговые и почкообразные, чаще всего можно встретить на Кольском полуострове.

Движение энергии при прохождении по лабиринту

Лабиринты находили повсюду в мире — в Китае, Тибете, Англии, Ирландии, Перу и у американских индейцев. Все, кто прошел через лабиринты, говорят о необыкновенных ощущениях, которые они испытали. Д. Мель
хиседек в своей книге «Древняя тайна цветка жизни» (т. 1, с. 172–173) пишет, что в ходе его исследований при прохождению по лабиринту оказалось, что при этом энергия жизненной силы движется по чакрам в такой последовательности: она возникает в 3й чакре (манипура), затем идет по 2й (свадхистана), потом — к 1й (муладхара), потом она подскакивает к сердцу (4я чакра — анахата), идет в центр головы к шишковидной железе (7я чакра — сахасрара), затем опускается ко лбу в гипофиз (6я чакра — аджна), а после идет вниз к горлу (5я чакра — вишудха).

;;;»;µ;;;;;;;°;;;;;; ;;;; ;»;°;±;;;€;;;;;‚;; ;;;;;·;;;°;µ;‚ ;‡;°;;;;.jpg

При этом порядок следования энергии по лабиринту создает «чашу». А чаша в авестийской традиции — символ Хаурвата, изеда, связанного с восстановлением целостности и обретением здоровья. Таким образом, при прохождении по лабиринту человек как бы наполняется (как чаша) энергией, которая дает возможность выйти на свои исконные истоки, т.е. лабиринт, действительно, является как бы связующим звеном с нашими предками. Проходящего, человек включается в особый энергетический поток, дающий возможность очищения и получения сакральной информации.

Символическое значение лабиринта в мифах

Лабиринты отражают космистские представления наших предков и прапредков. По древнейшим представлениям индоевропейцев, человеческое существование — нечто иное как нить жизни, что прядет Богиня Судьбы (у многих народов их три: это мойры — у эллинов, парки — у римлян, норны — у скандинавов).
Один из греческих мифов «Ариадна и Тесей» имеет прямое отношение к символике лабиринта. В этом мифе рассказывается о том, как дочь критского царя Миноса, внучка бога солнца Гелиоса, Ариадна влюбилась в Тесея и спасла его. Она дала ему клубок нити, с помощью которого он нашел выход из лабиринта, после того как убил Минотавра, чудовище, обладающее невероятной хитростью и мощью. Минотавр держал в страхе всех вокруг и постоянно требовал, чтобы ему приносили в жертву самых лучших девушек и юношей. Этот миф имеет символическое значение. Лабиринт — это путь поисков души человека, которая должна преодолеть в себе сомнения, страх. Минотавр является олицетворением зла, которое человек должен победить в себе. И только после этого он может спасти других и спастись сам, обрести свободу.
Сюжеты мифа об Ариадне были чрезвычайно популярны не только в античном искусстве, но и во все времена привлекали внимание художников, композиторов, драматургов. Эти сюжеты положены в основу многих произведений искусства, музыкальных произведений. В XIX в. Марина Цветаева написала поэму «Ариадна». Она даже назвала этим именем одну из своих дочерей.

Версии происхождения лабиринтов

Прохождение по лабиринту способствовало медитативному погружению, спуску в собственное подсознание, где была необходима встреча с «тенью» (Минотавром). В данном случае центр лабиринта является вектором, направленным вниз.
Начиная со Средних веков, лабиринт осмысливался как «метафора сложного пути человека в мире». Искусственно удлиненный путь в лабиринте — непременное условие для достижения центра, т. е. возвращения в некогда утраченный рай. Вектор здесь направлен вверх — к Богу, в Вертикаль.

Рассмотрим наиболее значимые версии о предназначении лабиринтов.

1. Памятники ритуальной магии.

Первый шаг к разгадке тайны северных лабиринтов сделал археолог Н.Н.Виноградов в 20х гг. XX в. Будучи заключенным Соловецкого концлагеря, он изучил расположение загадочных сооружений и выяснил, что все они связаны между собой. По его гипотезе, каменный лабиринт являлся входом в «царство мертвых», открывавшим душам умерших вход в иной, «потусторонний мир»,в мир иных пространств и измерений, т. е. лабиринты — это памятники ритуальной магии, святилища первобытного человека.
Культовое назначение лабиринтов, использование их в какихто магических целях подтверждают древние погребения, которые нередко встречаются поблизости от сооружений. Некоторые исследователи высказывают предположение, что лабиринты могли быть алтарями, на которых древние жрецы совершали обряды, и одновременно служили входами в подземное «царство мертвых». Но для подтверждения этой гипотезы необходимо проведение комплексных археологических исследований.
Тем не менее большинство ученых склоняются к тому, что лабиринты, как уже отмечалось, посвящены культу предков и являются могильными знаками над местами погребений. Запутанные ходы лабиринтов предназначались для того, чтобы души умерших не могли найти пути возвращения к живым. Однако раскопки под некоторыми лабиринтами не дали никаких признаков погребений. Высказывается предположение, что лабиринты служили своеобразным способом испытаний человека — годен ли он к предстоящему путешествию, а также для ограждения путеше ственника от несчастья. В лабиринтах моглисовершаться обряды умножения промысловых рыб и обряды инициации — посвящения юношей в мужчины, девушек — в женщин.
Несмотря на многообразие мнений, все исследователи сходятся на том, что лабиринты созданы древним человеком и связаны с его религиозными представлениями.


2. Родовые святилища.

Лабиринты привлекали внимание не только деятелей науки и археологов. Постичь тайну лабиринтов стремились художники и философы. Так, в свое время даже Леонар до да Винчи пытался разгадать смысл знака лабиринта. Он полагал, что сам лабиринт символизирует матку, а «нить Ариадны» —
пуповину, которая связывает с внешним миром еще не родившееся существо.
Возможно, лабиринты были родовыми святилищами. Будучи узником Соловецких лагерей, о. Павел Флоренский писал:

«Тут, на островах Соловецкого архипелага, существуют замечательные сооружения, называемые в археологии лабиринтами, а в народном языке «вавилонами». Это выполненные из камней, преимущественно валунов, величиною с голову, иногда меньше, до кулака, узорные дорожки с запутанным ходом; в одних случаях промежутки между каменными лентами идут непосредственно к центру, в других же случаях — разветвляются
и приводят к тупику. Попав в центр обыкновенно не сразу можно выбраться оттуда и после прохождения некоторого пути приходишь на старое место.
Форма лабиринтов различная — круглая, эллиптическая, подковообразная. В середине лабиринта бывает сооружение из камней, напоминающее маленькую гробницу… Среди разных предположений кажется наиболее вероятно, что они относятся, по крайней мере в основном, к неолиту и ко временам примернo V–VI вв. до н. э.; строили их, как думают, германцы, оттесненные кельтами, и затем лопари, заимствовавшие эти
постройки от германцев. Думают, что устройство лабиринтов связано с культом умерших и назначено для воспрепятствования душе умершего, похороненного в центре, выйти наружу,— первоначально по крайней
мере. Впрочем, эти предположения, хотя и более вероятные,— дело темное. Кромлехи, менгиры и, наконец, древний Критский лабиринт, вероятно, родственны между собою и с лабиринтами Соловков и Мурмана,
хотя различаются между собою размерами…».
Северные лабиринты являются прообразами всех последующих сооружений подобного рода. Прапредки критян, создателей Эгейской цивилизации, могли обитать на севере Европы, включая Кольский полуостров,
так как он входил в зону Гипербореи. В античных источниках есть сведения, подтверждающие контакты жителей Средиземноморья с полярной прародиной.
Путь «из варяг в греки» существовал испокон веков и был естественным миграционным мостом между Севером и Югом. Он связывал Скандинавию, Русь и Византию. Двигаясь по нему постепенно с Севера Евразии, древние этносы, прапредки тех, кто создал мировые цивилизации, достигли некогда и Средиземноморья, и Ближнего Востока, и Ирана, и Малой Азии, и Северной Африки, и Индостана.

3. Лабиринт как древнейший календарь.

Автором одной из самых ярких версий о предназначении лабиринтов стал член Мурманского отделения астрономогеодезического общества Л. Ершов. Он сопоставил знак лабиринта с библейской картиной Вселенной, как ее представляли жители древнего Вавилона. По мнению Ершова, спирали лабиринта представляют собой пространст во и время. Четыре конца спиралей — это четыре стихии: огонь, вода, воздух и земля, из которых состоит все сущее в этом мире. Две спирали — это две противоположности, приведенные в гармоническое равновесие: жизнь и смерть, творение и разрушение, ночь и день, тепло и холод. Крест в центре лабиринта — это символ огня, Солнца.
Одно из названий лабиринта — «Дороги великанов». Поэтому Л. Ершов считает, что спирали лабиринта символизируют видимые пути Солнца и Луны, характерные именно для северных широт. И, действительно, спирали внутренней части лабиринта очень похожи на спирали наружные (солнечные), но как бы отражают их зеркально. Таким образом, лаби
ринт имеет календарную символику и является символом вечности циклов времени, символом вечности циклов жизни и смерти.
Ученые доказали, что календари являются ритмической памятью человечества. Древние календари, в том числе солнечный древнееги петский или лунносолнечный календарь Вавилона, всегда были надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур. Проходя через лабиринт,человек символически повторял путь Солнца.
Непременным условием этих обрядов являлось прохождение через «смерть», чтобы «родиться» в новом качестве, перейти к новой жизни. Лабиринт мог служить для обрядов посвящения, инициации. Вполне возможно, что, пройдя через лабиринт, посвященный становился полноправным членом рода.
Если догадки Л. Ершова подтвердятся, то кольские «вавилоны» встанут в один ряд с первыми «каменными календарями» на планете, на которых отмечались точки восхода и захода Солнца в дни равноденствий и солнцестояний, с британским Стоунхенджем и армянскими «обсерваториями Урарту», история которых насчитывает не одну тысячу лет.

4. Указатели на близость иных пространств и измерений.

Сохранилось до наших дней и несколько народных преданий, объясняющих происхождение лабиринтов в отдельных местах. Каменные лабиринты издревле почитались как указатели на близость иных пространств и измерений. Предания и легенды северных народов связывали каменные спирали с существованием сказочных народов: эльфами, феями, гномами и подобными им жителями «подземного мира». Более того, именно лабиринты в легендах и сказаниях указываются как «входы» и «выходы» в подземное, потустороннее царство, открывающиеся лишь тем, кто знает магический ключ к этой по тайной двери. Обрядовые церемонии, проводимые внутри и вблизи этих каменных святилищ, позволяли совершать опыты с измененными состояниями сознания и исследовать потусторонний мир духов — источниктпросветления и силы.


Хранители сакральной информации

Таким образом, разные версии о предназначении лабиринтов свидетельствуют о том, что все они имеют нечто общее. Все лабиринты включают в себя спирали (как символ свертки и развертки пространства и времени) и связаны между собой. Вполне очевидно, что в древности они служили для связи с предками и инициаций. Прохождение по лабиринтам дает выход на подсознание, включение кармической памяти, раскрытие своей истинной сущности, творческого начала. Лабиринты включают в себя свастиковую символику, которая отражает развитие Вселенной и человека в ней.

Свастика проявляетживую и мертвую воду, взаимосвязь сознания и подсознания, коллективных и индивидуальных ритмов, активного и пассивного начала. Она позволяет восстанавливать и сохранять гармонию между развитием человека и Космоса. Проходя по лабиринту, человек мог сгармонизировать свое внутреннее состояние, восстановить энергетический баланс, включаясь в космические ритмы, достичь преображения сознания.
Некоторые схемы лабиринтов удивительно похожи на очертания одной из со
хранившихся старинных карт — карты Меркатора, наиболее известного картографа всех времен, опиравшегося на какието древние знания, где Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка с высокой горой (Меру) посередине. В лабиринтах, так же как и на карте Меркатора, есть центр и ориентация на стороны света. Поэтому с уверенностью можно сказать, что лабиринты символически моделируют картину далекого прошлого, когда центром мира была таинственная гора Меру, которая находилась в центре мира, на северном полюсе. А гора Меру в представлениях всехнародов мира является обителью рая на Земле. В некоторых древних источниках также говорится, что именно туда отправляются души умерших после смерти. Когдачеловек проходит по лабиринту и достигает центра, он символически возвращается в исходную точку своего существования, когда не было зла на Земле и это дает ему возможность вернуть утраченную целостность и силу богов.

Лабиринт как символ сакральной информации

Безусловно, и сейды, и лабиринты являются хранителями сакральной информации. Они служат как бы опознавательными знаками необычной энергетики данной местности. Соприкосновение с памятниками древности помогает нам приобщиться к тайнам мироздания, ощутить свою связь с нашими предками, с истоками нашего бытия, чтобы выйти на новый созидательный виток своего развития. Поэтому для нас очень важно
знать, что они несут в себе, чтобы не дать бездумно уничтожить эти следы далекого, но родного прошлого.

Литература

1. Адаев А. Алтари цивилизации. М., 2004.
2. Генон Р. Символика креста / Пер. с фр. Т. И. Фадеевой, Ю. Н Стефанова. М.: Прогресс-Традиция, 2008.
3. Гусева Н. Р. Русский север — прародина индо-славов. М.: Вече, 2003.
4. Демин В. Н.Заветными тропами славянских племен. И.:ФАИР-ПРЕСС,2002.
5. Демин В. Н. Русь нордическая. М.: Вече, 2007.
6. Мельхиседек Д. Древняя тайна цветка жизни: Пер. с англ./ Под ред. И. В. Сутокской. К.: София, 2000.
7. Паранин В. И. Историческая география летописной Руси. Петрозаводск, 1990.
8. Попов А. «Гиперборейская традиция» Карелии // НЛО. 2009. 26 янв.
9. Священные камни Гипербореи. Петрозаводск, 2005.
10. Тилак Б. Г. Арктическая родина в Ведах. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.
11. Электронный ресурс: pegrema.narod.ru; pegrema.narod.ru/sistemseid.htm; www.lah.ru/text/mizin/ seid//ht.