Не взывай о помощи!

Стас Светличный
                1
ТВ новости: "В связи с затяжным и самым тяжёлым финансовым кризисом в истории Америки количество самоубийств в городе катастрофически возросло. Счёты с жизнью сводят в основном разорившиеся люди, потерявшие всякую надежду.

В кризисные времена в первую очередь страдает психическое здоровье людей. В данный момент создаются новые службы психологической помощи, работающие по вызову. Только что с помощью одной из таких служб, возглавляемой доктором Смитом, была спасена жизнь человека, который пытался застрелиться. Самоубийцу-неудачника доставили в психиатрическую клинику. Все попытки поговорить с мистером Смитом не увенчались успехом. Как только "скорая" покинула место происшествия, он сел в свой автомобиль и уехал. Напомню, что именно на счету доктора Смита больше всего спасённых человеческих жизней.
Специально для ТВ новостей Кэтрин Виллис."

— Снято! — сказал оператор Дэн Кара, великан, каких поискать, и опустил
камеру.

— Ну, и отлично, — произнесла Кэтрин, отцепляя от своей блузки микрофон. — Послушай, Дэн, сколько сегодня было попыток самоубийства?

— Семь.
— Все они были со смертельным исходом?
— Нет, двое остались в живых.
— Те, с кем говорил доктор Смит?
— Да. А в чём дело?
— Просто интересно, как Смиту это удаётся.
— Он знает своё дело.
— Не всегда. Помнишь девушку позавчера? Даже он не смог её спасти.
— А почему ты вдруг заговорила об этом?
— Потому что я давно интересуюсь личностью этого психоаналитика.

                Спустя 3 часа. Ресторан "У Мориса".

— Понимаешь, Дэн, изучая его работу, следя за его выездами, я натолкнулась на очень странную и любопытную вещь.

— Какую? — спросил Дэн.

— Дело в том, что Смиту удавалось спасти людей, пытающихся покончить с собой с помощью пистолета, верёвки, бритвы, были даже попытки самосожжения. Однако в его практике не было ни одного случая, когда бы он спас человека, пытающегося спрыгнуть с высоты, — всегда был летальный исход.

— Не понимаю.

— Смотри сам, я составила таблицу. Видишь? Он не смог спасти никого, кто свёл счёты с жизнью, бросившись с высоты. Их, этих прыгунов, не так уж и много. Но, согласись, это странно!

— Ты хочешь в чём-то обвинить Смита?

— Мне интересно, в чём тут дело. Подумала, что тебя это тоже может заинтересовать.

— Кэт, если бы у тебя не было этой таблицы и если бы не все погибали, кто прыгал с высоты, тебя бы он интересовал?

— Дэн, я ведь в журналистике 15 лет и у меня нюх на криминал, ты это знаешь.

                3 дня спустя. Клиника Смита

Кроме службы по выезду Смит содержал свою собственную клинику. Его деятельность настолько заинтересовала Кэтрин, что она записалась к нему на приём.

— Добрый день, мистер Смит.
— Здравствуйте, э-э...
— Мисс Кэтрин Виллис.
— Да, прошу вас. Располагайтесь поудобнее и рассказывайте, что вас привело ко мне.
— Мистер Смит, не буду лукавить и скажу прямо. Я тележурналистка и хочу взять у вас интервью.
— Зачем?

— Вы известный психоаналитик. Вам удалось спасти столько человеческих жизней! Вы даёте им какую-то надежду, даже нечто большее, ведь так?

— И это привело вас ко мне? Интересное объяснение. Ну, так что вы хотите от меня?

— Простите за бестактность, но больше всего меня интересуют ваши неудачи.
Доктор посмотрел на неё с удивлением:

— Да, вспомнил вас, я знаю! Вы, кажется, ведёте раздел на телевидении. "Чёрная страница", — так она называется?

Кэтрин улыбнулась:
— Верно, мистер Смит.

— Сожалею, мисс, но разговор у нас с вами не получится.
— Почему?
— Не вижу смысла. Мне кажется, каждый должен заниматься своим делом. Ещё раз прошу прощения, мисс Виллис, но у меня много пациентов.

— Понимаю, мистер Смит. Но я очень прошу вас ещё об одной встрече, чтобы поговорить с вами. Не для телевидения. У меня есть личный интерес...
Смит немного помолчал, затем взял карандаш написал на листке свой адрес.
— Вот, приезжайте сегодня вечером. Там и поговорим.
— Благодарю вас, мистер Смит. До свидания.
Кэтрин положила адрес в карман и вышла.

В ресторане "У Мориса" было много народа. Дэн и Кэтрин сидели за дальним столиком и разговаривали.

— Значит, он тебе толком ничего не сказал? Я так и думал.

— Но он согласился поговорить со мной у себя дома. В неформальной обстановке.

— Не понимаю, Кэтрин, чего ты добиваешься? Человек занят своим делом, у него талант...

— Талант? Может быть...

Кэтрин вынула из сумочки старую газету и протянула её Дэну.
— Дэн, личность доктора Смита меня очень интересует. Вот это я нашла вчера в архиве.

— Что это?
— Ты прочитай, а не спрашивай.

Дэн пробежал глазами статью. Заголовок гласил: "Самоубийство Смитов":
"18 сентября 1961 года было совершено самоубийство семьи Смитов. Глава семейства Марк, владелец одного из крупнейших банков, в результате финансовых операций обанкротился. Не вынеся такого удара, Смит и его жена Шер решили покончить жизнь самоубийством. Они не пощадили даже своего маленького сына Энтони, взяв его с собой. По словам очевидцев, мальчик сопротивлялся и просил о помощи, но его родители решили его судьбу сами. Взяв ребёнка с двух сторон за руки, они прыгнули 10-го этажа своего дома. Муж и жена разбились, но их маленький сын каким-то чудом остался жив. В тяжёлом состоянии, с множественными переломами мальчик доставлен в больницу. В данный момент врачи борются за жизнь ребёнка. Будем надеяться на спасительный исход".

— Насколько я понимаю, — сказал Дэн, — этот мальчик и есть нынешний доктор. И что, по-твоему, из этого следует? Лично мне Смит теперь ещё больше симпатичен. Пережив такое в детстве, он решил стать врачом, чтобы спасать жизни несчастных людей. Благодаря своему собственному опыту он находит контакт с теми, кто решается на самоубийство. Разве не так?

— Так-то оно так, но скажи: можно ли быть уверенным, что человек, пережив такую психическую травму, остался нормальным?

— Не знаю. Мне кажется, ты преувеличиваешь...

Кэтрин встала из-за стола и вышла из ресторана. Дэн посмотрел ей во след и вновь склонился над газетной статьёй.

                2

В камине приятно потрескивали горящие дрова. Встретив Кэтрин, Смит усадил её в кресло и угостил кофе.

— Итак, мисс Виллис, о чём вы хотите поговорить со мной?
— О вашей жизни, мистер Смит.
— О, это интересно. Что же вас интересует?

— Мистер Смит, ответьте мне на один вопрос. Почему во время ваших выездов вы спасаете людей с какой-то странной закономерностью?

— Знаете, мисс Кэтрин, я не веду дневников, не составляю таблиц, поэтому я не понимаю... А что действительно есть какая-то закономерность?

— Да, я же сказала.

Смит покачал головой, немного задумался и спросил:
— Так какой же у вас конкретно вопрос?

— Расскажите, в чём ваш секрет. Почему ваши способности не помогают людям, которые сводят счёты с жизнью, бросаясь с высоты?

— Вы так находите?
— Заметила такую особенность.
— Не знаю, поверите вы или нет, но всем, кого я пытаюсь спасти, я говорю одни и те же слова.

— Какие же? — оживилась Кэт.
— Это профессиональная тайна.
— Клянусь вам!

— Нет, мисс Виллис, не могу. Кстати, вы любите цветы? У меня есть небольшая оранжерея, в которой я выращиваю 26 сортов роз, и это на заметку! Кроме того я прекрасно готовлю — это будет интересно для ваших зрителей.

Смит со страстью стал рассказывать о своих увлечениях цветами и кулинарией. Кэт поняла, что сегодня она не услышит ни таинственных слов мистера Смита, не ответов на другие вопросы. Вскоре, сославшись на позднее время, гостья откланялась.
Кэтрин покинула дом доктора и была собою очень недовольна. Что за "волшебные слова" говорит Смит, которые спасают в одних случаях, а в других не срабатывают?

На следующее утро в ресторане "У Мориса" она рассказала обо всём Дэну.
— Брось! — посоветовал он. — Не приставай к человеку, если он не хочет об этом говорить.

— Дэн, ты не понимаешь. Я что-то чувствую, правда, не знаю, что. Я буду не я, если не узнаю, что он говорит этим самоубийцам.

— Оставь Смита, говорю тебе, Кэт. Лучше поешь...

— Нет, не хочу. Я пойду.

Целый день она не находила себе места, и только под вечер в её голове возникла шальная мысль.

                3
                21:00

Доктор был в своем кабинете. Он стоял возле стены и, отодвинув картину, маскировавшую доступ к его личному сейфу, что-то искал в железном ящике. Резкий телефонный звонок оторвал его от дел. Выслушав невидимого собеседника, Смит быстро накинул на себя пальто и выбежал из кабинета. Он успел потушить свет, но в спешке забыл закрыть сейф.

                21:15
Замок в двери кабинета Смита щёлкнул, дверь приоткрылась. Вошедший двигался бесшумно. Луч фонарика скользнул по стенам, остановился на письменном столе, снова заплясал по неосвещённой комнате и вдруг нащупал приоткрытую дверцу сейфа. Руки в чёрных перчатках торопливо перебирали бумаги. Человека заинтересовала папка с надписью "Пациенты", в которой указывались имена, адреса и дни посещения.
Неизвестный вынул эту папку вместе с дисками и положил в свою сумку. Через несколько секунд осторожным поворотом ключа дверь была заперта и вошедший исчез так же, как и появился.

                21:40
Дэн стоял в своей прихожей и лихорадочно набирал номер телефона Кэтрин. На столе лежала открытая папка и несколько дисков. Телефон Кэт не отвечал. Дэн вернулся в комнату и включил телевизор. "Число самоубийств растёт с каждым часом. Вот и сейчас женщина стоит на карнизе 19-го этажа высотного дома на 32-й улице. Известно, что её имя Кэтрин и что она не желает ни с кем говорить, кроме доктора Смита. Доктор уже в пути. Надеемся, её жизнь будет спасена..." Дэн уже не слышал последних слов. Он мчался на 32-ю улицу.

Смит поднялся на 19-й этаж и вошёл в квартиру. Внутри неё находились трое полицейских.

— Доктор, она в этом окне.
— Благодарю, офицер. Пусть все покинут эту комнату.
— Хорошо, доктор.

Полицейские удалились, закрыв за собой дверь. Смит подошёл к окну и выглянул: на карнизе, прислонившись спиной к стене, стояла Кэтрин. Она повернула к доктору возбуждённые глаза:
— Я вас жду, мистер Смит.

— Кэтрин! Вы решили свести счёты с жизнью?

— Да, доктор. Но этого не произойдёт, если вы скажете мне ваши волшебные слова.
— Хорошо, скажу. Я знал, что вы сумасшедшая. Дайте мне вашу руку.

Смит протянул Кэт свою ладонь. Она не шевелилась.
— Сначала поклянитесь мне!
— Клянусь! Я даже больше чем уверен, что эта тайна останется между нами.
— Конечно!

Кэтрин подала свою руку Смиту и почувствовала стальную хватку его пальцев. Следующие мгновения были как страшный сон. Смит резко дёрнул Кэтрин за руку, отчего она, потеряв равновесие, сорвалась с карниза. Девушка повисла на руке Смита, вцепившись в неё изо всех сил.

— Что вы делаете, доктор?! — с ужасом в голосе вскрикнула Кэтрин.

— Пытаюсь вас спасти. Разве не видно?

— Что вы говорите? Доктор, вытащите меня!

— Сначала, Кэтрин, я утолю ваше любопытство. Мои волшебные слова точь-в-точь такие же, как и те, что сказал на балконе отец в ту роковую ночь, когда крепко держал меня за руку: "Не взывай о помощи!"

Дьявольская улыбка скользнула по губам Смита. Он начал разжимать пальцы. Всё! Кэтрин показалось, что она уже падает с ужасающей высоты, когда вдруг кто-то схватил её за запястье. Это была рука её оператора.

— Дэн! — закричала Кэтрин. — Дэн, спаси меня!

Одним рывком Дэн Кара вытащил девушку в окно и повернулся к окаменевшему доктору.
— “Не взывай о помощи!” — твой отец правильно говорил!

С этими словами великан Дэн схватил Смита и резким движением подтолкнул его туда, где только что прощалась с жизнью Кэтрин.

                4
                Два часа спустя

Дэн и Кэтрин сидели в полицейском участке.
— Я просто хотел тебе помочь, — рассказывал Дэн. — После того, как ты показала мне газету, я решил навестить Смита. Ты знаешь: открывать дверные замки — моё хобби. По счастью, и сейф оказался открыт. Я без труда забрал документы и диски. У себя дома я изучил список пациентов нашего психоаналитика и увидел среди них фамилии тех, которых Смит не смог спасти, — тех, кто бросился с высоты. Хотя он сам лично выезжал к ним на вызовы.

— А что на дисках? — поинтересовался полицейский.

— На дисках записаны сеансы гипноза, проведённые с будущими самоубийцами. По этим записям вы можете увидеть, что Смит сам побуждал своих пациентов забираться на крышу и вызывать его. И после его слов "Не взывай о помощи!" вынуждал их прыгать.

— Но зачем он записывал разговоры? — не унимался полицейский.

— Скорее всего, он испытывал садистское наслаждение, упивался своей властью над отчаявшимися людьми, презирал их за слабость и мысленно казнил в очередной раз своих родителей. Страшная семейная трагедия изуродовала психику Смита, он помешался на самоубийствах, поэтому и стал психоаналитиком-маньяком...

ТВ новости
"С вами Кэтрин Виллис... Число самоубийств в городе растёт с каждым днём."