12. Бяки-буки

Светлана Каплун
    В этот раз я бы хотела подробнее остановиться на Peterborough. Он же монастырь Медешамстеде. Название было истолковано местными авторитетами как «усадьба, принадлежащая Меде ». Однако обычно считается, что название означает «усадьба на лугах». В принципе, нам ведь тоже не всегда ясно происхождение названий наших городов. Та же Москва, например…

    Другая ранняя форма этого имени — Medyhаmstede. Что интересно. На санскрите «медха» — это разум, а «матха» — мужской монастырь. При чём здесь –штадт (город), не очень понятно. Главное, что на санскрите говорили арии. Но в самую Индию мы не пойдём, поскольку арии пришли туда из другого места.

    Помните? До города Рупите у основания горы Кожух вплоть до 6-го в. н.э. располагался древний город Петка. А жили в тех местах меды.

    Меды, фракийское племя. Занимали территорию между Пэонией и Фракией, на юго-западных окраинах Фракии, вдоль среднего течения Струмы, между ущельем Кресна и перевалом Рупель (современная юго-западная Болгария). И был у них город Томис. Согласно Иордану, основание города было приписано Томирис, королеве массагетов. А столицей мерсийских королей был Тамуэрт, это помимо знаменитого монастыря.

    «В современной науке установилось мнение о скифском (иранском) происхождении массагетов на основании родства их культуры с культурой исседонов, савроматов, скифов и саков»… Существует несколько версий происхождения этнонима массагеты. Вильгельм Томашек и Йозеф Маркварт сближают его с авестийским masyo, то есть рыба. Отсюда, суффиксом множественного числа -ga, они выводят masyaka ~ masyaga, сопоставляя с сообщением Страбона, который писал, что часть массагетов (те, что живут на болотах) питается рыбой. Не уверена, что это так уж важно. Интереснее, что, как далее повествует Википедия: «Арриан который описывает в Индике, в западное путешествие флота Александра после кампании долины Инда (325 год до н. э.), адмирал Неарх котируется как будто они на острове под названием «Carnine»…»

    А вообще, геты — родня даков и говорили на индоевропейском языке, вероятно, близком к албанскому. Если массагеты ираноязычны, то это за счет скифской составляющей. Напомню, что сарматы — народ, состоявший из кочевых ираноязычных племён, с IV века до н. э. по первые века н. э. населявших степную полосу Евразии от Дуная до Аральского моря (территория современных Украины, России и Казахстана). Древние историки утверждают, что скифы переселили савроматов из Мидии к реке Танаис. Плиний также сообщал, что сарматы родственны мидийцам.

    Была ли Мидия «срединной землёй»? Вроде как нет индоевропейского толкования этого слова. Вот есть Медея (греч. midos «мысль, замысел» и груз. imedi «надежда», «ожидание»). Или Амадей — от латинского «Любовь Бога».
И есть Метохия. В приблизительном переводе с сербского языка «Метохия» обозначает «монастырская земля». В албанском языке эта же территория известна под названием «равнина Дукаджини» — по имени албанского князя, согласно легендам впервые объединившего в 1468 году Метохию и прилежащие албанские области к западу от нынешней границы края. Но вернёмся к Мидии.

    Мидия (KUR a-ma-da-a-a, староперсидское Mаda, ассирийское и вавилонское Mаdаya, арм. Mark) — область на западе Ирана, от р. Аракс и гор Эльбурс на севере до границ Персиды (Фарса) на юге и от гор Загроса на западе до пустыни Деште-Кевир на востоке. Мидийское царство существовало в 670 до н. э. — 550 до н. э.  Другое название племён Мидии — арии (Геродот. VII, 62); есть предположение, что это их самоназвание. В священном писании мидян пишется о «Стране ариев».  И произошла там однажды вот такая история.

    Собрались мидийцы на сходку и избрали судью Дайукку царём (правил ок. 670—647 до н. э.). Сделавшись правителем, тот объединил в единый союз шесть мидийских племён — бусов, паретакенов, струхатов, аризантов, будиев и магов. В качестве своей резиденции Дайукку велел построить город Экбатану. Эк-батана (бад, город). Уже знакомо.

    Кстати: Дайк Оффы — это крупная земляная конструкция, которая примерно соответствует текущей границе между Англией и Уэльсом. Сооружение названо в честь Оффы, англосаксонского короля Мерсии, который, как считается, приказал построить его. Хотя его первоначальное назначение до сих пор обсуждается, оно очерчивает границу между английской Мерсией и валлийским королевством Поуис. Хотя Дайк традиционно датируется ранним средневековьем англосаксонской Англии, исследования последних десятилетий с использованием метода радиоуглеродного анализа поставили под сомнение традиционную историографию и показали, что работы были начаты в начале пятого века, в подримский период .

    Англ. Dyke  — дамба, ров, препятствие, каменная или дерновая ограда  (т.е. «защита»). Да! На то он и судья. Или дока (от лат. doctor «(религиозный) учитель, преподаватель», от docere «учить»). Волка, кстати, тоже лесным доктором называют. Вот такие совпадения.

    Продолжение следует…



П.С. Чуть не забыла о Дике.

    Дике, Дикэ, Дика (др.-греч. «право, справедливость, правда») — богиня правды, понимаемой как единый закон мироустройства. Атрибутом Дике служили весы. Часто отождествляется с богиней справедливости Астреей. Воспитала Дардана (Нонн. Деяния Диониса). Очевидно, это тот Дардан, который  (по Вергилию) родился в Италии, отплыл из Корита (Корнта) в Тиррении на Самофракию. (В третьей песне "Энеиды" Аполлон дает беженцам-троянцам предсказание, что их новый дом будет на родине их предков, подразумевая Италию как родину Дардана, о котором троянцы не сразу и вспоминают в своих поисках).

    Русское слово "дочь", возможно, тоже имеет к Дике какое-то отношение. Происходит от праслав. dъkti, от кот. в числе прочего произошли: др.-чешск. dci, чешск. dcera, лит. duktе, др.-прусск. duckti, др.-инд. duhitа, авест. dugеdar-, готск. dauhtar.

    Наводит на размышления и Дагда (др.;ирл. Dagda, в буквальном переводе «Хороший бог») — один из главных богов Племён богини Дану наряду с Лугом и Нуаду. Известен также как Руд Роусса (др.;ирл. Ruad Rofhessa; Алый Сверхзнающий). Уж очень он созвучен с Дагоном (бог филистимлян), который то ли зерно, то ли рыба и "облачный", то ли немейкий Tag и норвежский dag — день. А то и Даждь. Но. У меня подозрительное отношение к рыбам. И речь сейчас не о них.