Ледовая эпопея 1977 года

Анатолий Бызовской
Испытание на прочность. Речники во льдах.
За период работы было много ледовых историй, но самая запоминающаяся – это осень 1977 года.
На календаре 8 октября, стоим в порту «Нарьян-Мар». Погода все эти дни стоит изумительная, днем до плюс двух градусов, солнце - ночью заморозки до минус восьми градусов.
 В природе необычайное затишье, никаких волнений на реке и на душе тоже. Ждем окончания выгрузки грузов геологами с наших барж. Выгрузка осуществляется на необорудованном берегу с помощью плавкрана, а тяжеловесное буровое оборудование стаскивается с барж с помощью тракторов по настилам.
 
Выгрузка идет неорганизованно и медленно. Но мы не торопимся, погода хорошая, а это последний рейс и уже домой, навигация закрывается.
 
Неожиданно в два часа дня капитану – наставнику, находившемуся в Нарьян-Маре, приходит радиограмма от начальника Пароходства Макеева В.А. - Срочно всем судам следовать в Печору с баржами, не ожидая конца выгрузки.
 Мы в полном недоумении, на улице минусовая температура, но всего минус 4 градуса, а по рации паника. Затем узнаем, что ночью ожидается понижение температуры до минус  27 градусов.

 Геологи зашевелились, просят еще пять часов, чтобы закончить выгрузку. Соглашение достигнуто, но эти пять часов растянулись на пол суток.
 По полученной информации в Печоре сплошной ледоход, а в Нарьян-Маре сплошная тишь и благодать.
 
К 22 часам наши две 1000 тонные баржи выгружены, и мы уходим в рейс, в Печору. Теплоходы «Воркута», «Академик Чебышев» еще ждут окончания выгрузки,
Температура на улице понижается уже -  18 градусов, но тишина стоит просто неописуемая - на  реке ни одной «морщинки». Конец всем нервотрепкам, вперед домой, настроение приподнятое.

Идем на буксире с баржами, теплоход штевнем режет гладь Печоры, ничто не предвещает неприятностей.
 Но буквально через час хода, послышался треск, шорох по корпусу судна, появились поля чистого прозрачного льда, под прожектором его даже не видно, вода на реке не шелохнется, такая тишина, скорость течения здесь в ста километрах от устья всего 1,5 километра. Через 3 часа хода появился уже ощутимый звук-шуршание льда по корпусу судна.

 Выйдя на прямой участок реки "Большая сопка" – "Оксинское плёсо," почувствовали первые удары ледовых полей. Включив прожектор, увидели уже большие белые поля, но пока еще не очень толстого льда, температура падает резко, уже где-то за 20 градусов, скорость хода тоже резко упала.

 За 12 часов прошли около 50 километров, за кормой осталась деревня Каменка. На встречу идет, а вернее плывет по течению буксир «Кожва» с одной 1000 тонной баржой, толканием. Одна баржа на буксире не управляется, а подшугованная (налипание льда на днище баржи) не идет и толканием, но кое-как все-таки пытается двигаться вперед. На встречу к ним уже вышел с Нарьян-Мара буксир-ледокол «Чебышев», мощностью 800 лошадиных сил.

 Мы уже тоже подобрали буксир, наши баржи почти вплотную за кормой, чтобы потоком воды от работы винтов промывать днища барж от налипания льда. Скорость маленькая, баржи стали уже угрожающе «тяжелыми», но мы рвемся вперед, домой.
Впереди село Великовисочное, прошли всего около 75 километров и это за 18 часов хода. Но к нашему изумлению лед в этом месте уже стоит.

Сильный мороз и слабое течение сделали свое дело. Не разбуксировываясь,  начинаем «бить лед». Потихоньку пробиваем себе канал и уходим вверх, такое встретилось впервые за 18 часов лед на реке - стоит. Ну  вперед, вперед - Домой!
Подходим к знаменитой местности Черная курья, граница Коми и Ненецкого национального округа. Выше Черной курьи перекат. Лед идет узкой полосой, всего шириной метров 50, но с какой силой и скоростью.

Решено, попробовать поднять по перекату по одной барже, одну завели в курью, поставили на якорь, хотя во льду и так не уйдет.
Заходим на перекат с одной баржой, предварительно набрав возможную скорость. Преодолели уже почти половину переката, появилась надежда, что получиться.
Но, по всей видимости, баржу подшуговало (налипание льда под днищем баржи) и нас сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее понесло обратно вниз к исходной позиции. Как не бился 450сильный буксир, но его мощи даже не хватило удержать баржу на перекате.

 Покрутившись ниже переката, «промыв» баржу, освободившись от льда, еще дважды пытались пройти перекат, но безуспешно, нас как спичечный коробок, течение и лед выкидывали ниже переката. На перекате скорость течения не меньше 10 км/ч, хотя в летний период она не более 3 км/ч.
 
Связываюсь с диспетчером Пароходства, дают команду ждать теплоход Чебышев, вышедший с Нарьян-Мара, это наша надежда 800сильный буксир- с усиленным ледовым поясом корпуса

. Часов через десять с Нарьян-Мара подошел теплоход «Воркута» с двумя 1000тонными баржами.
С теплоходом «Воркута» двойной тягой, подняли через перекат все баржи, а на прямом участке на деревню Леждуг опять попали в переделку.
  Летом эхолот на этом участке показывает глубину около 20 метров, а сейчас сплошным крошевом льда глубины забиты до дна.

 С полного хода, как только можно где то взять разгон, теплоход «залазит», на это нагромождение из крошева льда, как на горку и остается стоять «на пьедестале». Без посторонней помощи теплоход назад уже сойти не может, винты молотят воздух - воды нет.

 Наконец-то приходит теплоход «Чебышев» и теплоход «Кожва», ночью под прожекторами заходим и заводим весь флот в Борщевой шар, рядом с деревней Леждуг.
 Набралось нас здесь не мало: теплоход «Чебышев», «Воркута», «Советский», «Кожва», несамоходный флот, шесть 1000тонных барж, две 200тонные баржи с командой.

 Проходят сутки, над решением проблемы «бьются» начальник Пароходства Макеев В. А. и капитан-наставник Водопьянов А.И. Спустя сутки в конечном итоге слова начальника Пароходства капитану-наставнику: - Всю ответственность за вывод флота берете на себя.

 Опять собрались все вместе: капитаны судов и капитан-наставник, решение приняли однозначное - идти в Печору.
 
Весь несамоходный флот оставляем на зимовку в Борщевом шаре, с собой берем только шкиперные баржи – это две 200 тонные баржи с командой.
Вырыли «мертвяки» (бревна, закопанные на берегу для учалки барж), учаливаем все баржи с учетом весеннего половодья. Обстановка на реке не веселая -  река стоит.

 В двух километрах от нас виден вал льда, там затор. Решено теплоходам «Чебышеву» и «Советский» попробовать найти или пробить, где то проход в этом льду.
 Поднимаемся к этому затору, прохода нигде нет, решили пробовать – «Бить» затор. Теплоход «Чебышев», его масса раза в два больше чем у теплохода «Советский стал насколько позволяла его мощность и крепость корпуса ломать эту массу льда. Но горы льда, набившиеся до двух метров высотой, поддавались 800сильному буксиру без особого успеха.

И вот от очередного удара в эту непробиваемую стену, река вдруг дрогнула всей массой этого льда и от берега до берега медленно, очень медленно, но пошла вниз.

 Медлить было некогда, как можно быстрее возвращаемся в укрытие, там наше спасение. Да лед пошел, не так быстро, но часа через три  «каша» из битого льда ушла, лед стал идти полями, но это уже вода и лед.

. Водопьянов А.И. принимает решение, которое ему дается, по всей видимости, с трудом, вся ответственность ложиться на его плечи.
 
Выходим из Борщевого шара вплотную за теплоходом «Чебышев», дальше остальные суда. Пока все, получается, подходим к деревне Ермица, выше деревни лед стоит сплошной массой, а не судовой шар на село Новый бор стоит чистыми полями.
 Неоднократно проезжая этим шаром на лодке я не думал, что это когда то пригодиться. Зная все особенности этого шара, говорю Водопьянову, что воды там хватит пройти всем судам.

 Водопьянов решается – идем не судоходным  шаром.
 Стоячий лед практически не оказывает никакого сопротивления, но на выходе из шара очень узко и мелко. Теплоход «Чебышев» с осадкой 1,6 метра, у нас всего 1,1 метр. Мы проходим свободно, а «Чебышев» дергается, крутится на месте, но медленно идет вверх.

 Мы уже на реке, здесь идет лед, идет очень узко и серединой реки, но идет, помогаем «Чебышеву» он выбирается на реку. Все!  Быстрее и быстрее вверх, мороз стоит за 20 градусов, в нашем распоряжении при таком раскладе на этом участке не больше суток двое - вперед, вперед.

 В трудных местах подчаливаемся двумя теплоходами с двух сторон к теплоходу «Чебышев» и  тремя теплоходами как тараном, пробиваем брешь в стоячем льду.
 Через полтора суток мы уже в Щельяюре. Здесь лед идет, но уже с просветами «черной» воды, это уже радует. Баржи оставляем в затоне Щельяюр, заправляемся, берем продукты. На радостях начальник Пароходства дает приказ – взять с собой в Печору самоходный сухогрузный флот: 800тонные и 300тонные теплоходы.

Мы заходим в затон и при отходе от берега клинит левый винт. Что-то попало, не намотали, а заклинило вглухую, все попытки провернуть вал с винтом успехов не дали. А суда уже выходят из затона на реку, сказать что случилось, оставят зимовать в Щельяюре - А как хочется уже домой!

 О случившемся молчу, идем на одной машине. А буксировщик с одним винтом, это уже не буксировщик. Вместо 450 лошадиных сил, это только 225, которые могут помочь только в простых условиях.
 Мы «копаемся» во льду последними, хода почти нет, но мы идем, на нас уже покрикивают.  Подходим к деревне Пильегоры, река стоит – затор.

 Решено его «бить». Разбили затор, лед пошел узко, но со страшной силой, сухогрузные теплоходы понесло со льдом вниз, их уже не удержать.

 С нами уже заместитель начальника Пароходства Ананьев А.Я. Он дает команду судам пристани Щельяюр – ловить сухогрузы и заводить в затон, а остальным судам всем вверх.
 
Все буксира ринулись в образовавшийся узкий проём с несущимся льдом. С большим трудом стараемся не отстать, на нас шумят, по рации сказали, что небольшая поломка, скоро запустим вторую машину, нас не бросают, поджидают.

 Прошли пробитый проём, поднялись к деревне Пильегоры...
 А, за нами лед на реке уже стоит, для нас возврата нет, только вперед домой. Поднялись до деревни Кипиево, выше перекат Чаркабожский, там стоят затертые льдами пароход  «Щорс» и теплоход «Заполярный», шедшие к нам на помощь.

 Суда начинают разбивать лед снизу, подбираясь к пароходу «Щорс» и теплоходу «Заполярный». Разбили лед, сняли их с мели и всей «армадой» рванули вверх.

Сложностей было много, но основные начались на знаменитой «Сотчемкурье». Теплоходу «Чебышеву» не хватает воды, он садиться на каждом шагу на мель.
 Ему дают команду вернуться ниже Усть-Усы в  «Ошкурью» на зимовку. Но его теплоходы тащат, где не могут протащить, он разворачивается кормой вверх и вымывает себе проход винтами, метрами проползая вверх.

 На теплоход «Советский» ставки уже не делают, но  мы и помощи не просим, пытаемся как-то справиться сами. Там где ямы забиты льдом до дна и винтовые теплоходы не идут пароход «Щорс» и теплоход «БТК-20» на своих «колесах» протаскивают теплоходы.

 Сколько теплых слов сказано этим «могиканам» из прошлого пароходу «Щорс», «Пархоменко», не одна ледовая эпопея не обходилась без них, и только благодаря этим пароходам всегда выходили благополучно из всех передряг.
Вот и в этот раз они протащили по мели и льду все суда. Также помогли дойти до Печоры - каравану геологов, затертых во льдах.
 
В Печоре река уже стояла, на льду рыбачили рыбаки, ходили через реку люди. И вдруг гром, шум и появляется флот, который все-таки достиг своей цели – пришел в Печору.
 
Конечно, этот флот привели люди-речники, проявившие смелость, мужество, упорство, находчивость, а также немного данного природой везенья.

 Только после такого длинного рейса, со всеми удачами и неудачами, понимаешь слово -  «Дом» совсем по-другому.

 Счастья Вам и удачи бывшие, настоящие и будущие речники Печоры