Галина Пикулева. Вселенная мне знаки подаёт

Элеонора Белевская
     Выставка Элеоноры Белевской открылась в Центре-Музее Николая Рериха в преддверии Нового 2004 года и продолжалась в дни, предшествовавшие Рождеству Христову и последовавшую за светлым праздником неделю.
« Я мечтаю творить свои картины из света космических энергий, музыки, - говорит Элеонора Белевская.- Иногда это удаётся с помощью обыкновенных красок. Погружаясь в стихию творчества, я вижу мир, в котором всё взаимодействует, светится, дышит. И те, кого привлекают мои работы, тоже это ощущают».
     Почти весь первый зал заняла серия пастелей «Тонкий мир». Творческим импульсом для художницы послужили занятия в клубе «Космос» в начале восьмидесятых годов прошлого столетия. Потом клуб «Космос» как явление нежелательное, был закрыт, вспоминает художница, а его организатора уволили с работы и исключили из партии. Однако постижение космической истины остановить невозможно никакими запретами, и теперь руководитель клуба «Космос» Ян Иванович Колтунов вправе гордиться своей ученицей. Клуб живет. Побывав на выставке Элеоноры Белевской, он написал в книге отзыв: «Люблю тебя. От бога вдохновенье. Летишь в настрое Сокровенном ты».
     Серия «Тонкий мир» включает пастели «Восхождение», «Соната», «Бабочка», «Цветущие кактусы» и др. Черный картон, на котором они выполнены, привлёк внимание автора возможностью вызвать иллюзию рождения света из мрака небытия. В композиции «Медитация» начертаны три концентрических круга, каждый из них
по-своему трансформирует излучение, отходящее от крошечной фигурки в центре.
     Многие образы приходят к Белевской в состоянии высокого вдохновения. При этом для неё не существует преграды между предметной и беспредметной живописью. Реальные формы выплёскиваются из стихийной массы и в неё же погружаются, преображаясь в абстрагируемый символ «вещи в себе». В её фантастических композициях сама материя дематериализуется. То уплотняется, то разрежается до зыбкой прозрачности. Буйство цвета уступает место тонким тональным переходам, экспрессия горячих мазков органично сменяется состояние умиротворённого сновидения - таков диапазон чувств, мыслей, духовных погружений автора.
     Интересно, что для художницы существенен для передачи метафорической среды сам формат картины. Её работы в технике масла «Зов», «Год лошади», «Победитель» вписываются в устойчивую геометрическую конструкцию квадрата. При этом трактуемое автором динамичное начало всех начал доминирует, преодолеваемая жёсткость условных границ. В композиции «Дерево» растительная ткань буквально взрывается от избытка вешних соков и вспыхивает всеми цветами радуги. А рядом отправляется в романическое плавание по морям и океанам детский «Кораблик», не устрашенный разгулом бушующих волн. Не случайно репродукция этой картины появилась на обложке первого буклета творческого объединения женщин - художников «Ирида», которые решительно преодолевают трудности и успешно реализуют себя в изобразительном искусстве.
    Жизненный «кораблик» самой Элеоноры Белевской тоже достойно обходит всевозможные рифы. Она оставила штатную журналистскую работу и отдалась живописи. Принимала участие почти во всех выставках авангарда. на Малой Грузинской. Среди её учителей был художник и педагог Владислав Зубарев, ученик Элия Белютина, который разработал теорию темпоральной живописи.
   Элеонора Белевская – член Творческого союза художников России, а также московских художественных объединений и федераций "Колесо","Акваживопись",«Ирида». Она постоянно экспонирует свои работы в стране и за рубежом.
     Интуитивная живопись художницы притягательна для её коллег и зрителей элементами чуткого провидения. Её полотно «Миллениум», где в падающий силуэт башни готова врезаться фантастическая птица, была написана незадолго до трагедии террористического акта, разрушевшего стены нью-йорских небоскрёбов.Грозное предупреждение о возможной гибели земной цивилизации, начинённой опасными ракетами ощутимо и в картине «Ощетинившаяся планета».
   Импровизационность восприятия, свобода зрительских предположений и домысливаний – немаловажный фактор творческой индивидуальности художницы. Менее всего ей хотелось бы представить нашему инертному обозрению элементарную и натуралистическую копию повседневной действительности, обыденной и утомительно монотонной. Даже «Автопортрет» с вполне узнаваемыми чертами нежного и утончённого лица его создательницы есть некий мистический аспект. Рядом с ней – придуманная белая кошка , которая материализовалась и стала обитательницей её квартиры-мастерской в Измайлове.
   В 1977 году композиция «Явление» принесла Элеоноре Белевской победу на конкурсе «Моя Россия…Мой мир», который проводился по линии ООН. Это своего рода притча о нашем будущем.Свет, струящийся с высот, превращает девушку в лучезарное существо. Но окружающие её люди этого не замечают, они погружены в повседневные хлопоты и заботы. Свет скользит по ним, не проникая сквозь физическую оболочку. И всё-таки художница верит, что они когда-нибудь очнуться и человечество станет лучезарным, как предрекал пророческий разум Циолковского.
   Произведения Элеоноры Белевской известны в нашей стране и в дальнем зарубежье, они хранятся в галереях и коллекциях Европы, Ближнего Востока, Америки.
На вопрос, заветы какой из мировых религий она проповедует, Элеонора Белевская отвечает: «В моём художественном мировоззрении светоносный импрессионизм Клода Монэ переплетается с философией русского космизма и древними ведическими учениями. Христианство занимает большое место в моей жизни, для меня это космическая религия».
   Долгого, пристального зрения требует её диптих « «Пророк и женщина», где влекут к себе неземными страданиями очи мучеников за веру. Новое полотно «К тебе взываю» написано после посещения святых мест и памятников древнего Рима, на окраинах которого зародилось христианство. Программная работа Белевской «Ом Шанти» («Умиротворённая душа») – картина-медитация. Занятия в университете «Брахма-Кумарис» помогли ей понять и перевести в палитру сияющих золотистых красок энергию любви, пропитывающую мироздание и соединяющую всё биологическое и духовное сущее.
   Элеоноре Белевской близка мысль философа Владимира Соловьёва, который считал, что растительный мир так прекрасен, потому, что не оказывает сопротивления, в отличие от дугих существ, организующей силе идеального космического начала». Наши меньшие и беззащитные «братья» - стрекозы и бабочки являются источником радости для художницы, пишущей их неуловимые полёты над душистыми лугами и лесными полянами. Её натюрморты по-женски горделивы и кульминационны в любовании царственными лепестками цветов и бутонами.
   Доверие к божественному дару интуиции она старается разбудить в юных учениках, с которыми занимается много лет в детских студиях. Её воспитанники получили награды на международных выставках-конкурсах «Зодчество», «Золотая кисточка». Международный художественный фонд имени Я. Чернихова присудил Элеоноре Белевской почётный диплом «За педагогическое мастерство в раскрытии творческой личности ребёнка».
   Творчество одарённой московской художницы подтверждает философский постулат Николая Рериха о праве искусства открывать двери в просторы Вечности. О том, что эти нравственные идеи разделяют зрители, пришедие на выставку Элеоноры Белевской
«Вселенная мне знаки подаёт», свидетельствуют записи в книге отзывов: «Свет и любовь через творчество Ваше! Будьте, пожалуйста, вдохновенны!».

Опубликовано в жунале «Культура и время» 2(12) 2004