Целовальники мыт тамжат

Сергей Алексеевич Наумов 5
     ЦЕЛОВАЛЬНИКИ МЫТ ТАМЖАТ. ИЗ КНИГИ С.А. НАУМОВА "ИСТОРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА"


 



История нашей таможни чрезвычайно интересна и экзотична, потому что здесь, как и во всяком другом деле, мы шли своим путем.
Таможенное дело зародилось вместе с появлением торговли и превратилось в необходимый атрибут регулирования внешнеэкономической деятельности государств. По утверждениям некоторых историков это произошло около двух тысяч лет тому назад, когда появился прибавочный продукт, и начали складываться рыночные отношения. Ранее это был лишь налог за провоз товаров, за место на рынке и получение права торговать.
Зарождение и развитие таможенного дела на Руси осуществлялось под влиянием греко-римского опыта в районах Северного Причерноморья, где процветала активная торговля с народами, проживающими вдоль Днепра, а позже – с главным торговым центром славянских народов Киевом. Источники, дошедшие до наших дней, свидетельствуют о том, что таможенное дело русичей сложилось еще до создания Киевской Руси.
В Древней Руси взимали мыт - пошлину за провоз товаров через внешние и внутренние заставы, за аренду торговых площадей, за покровительство торговым людям и тому подобное. При этом различалось «мыто сухое» при провозе товаров по суше и «мыто водяное» - при провозе по воде. Сборщик пошлин назывался мытником или мытчиком,  а место взимания мыта - мытниной. Таможенное дело в те далекие времена велось от случая к случаю, эпизодически, и носило преимущественно частноправовой характер. Известный историк В. О. Ключевский отмечал, что внешняя торговля в Древней Руси, во-первых, сводилась к вывозу дани, а, во-вторых, находилась в исключительном ведении киевского князя, его приближенных и немногочисленной группы состоятельных граждан. Русские купеческие караваны путешествовали двумя маршрутами: либо они отправлялись по Днепру к Черному морю и затем в Византию, либо по Волге к Каспийскому морю и затем в Багдад. Важно при этом отметить, что в характере этих экспедиций длительное время преобладал военный оттенок. «Хотя …арабские источники и упоминают о торговле руссов с булгарами, буртасами, хазарами, но все же первостепенное значение эти писатели придают приобретению руссами имущества мечом». (Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. Пг., 1923. С. 13). Торговые отношения Византии и Киевской Руси также формировались под влиянием военно-политических обстоятельств. Договорами 907, 911, 945 и 971 годов греки стремились «обезопасить себя от нападений Руси, заменив насилия их мирным обменом». (Кулишер И.М. Очерк истории русской торговли. Пг., 1923. С. 21). Например, в договоре киевского князя Олега с императорами Византии Львом и Александром 907 года оговаривались широкие торговые права русской стороны: «Да творят куплю, якоже им надобе, не платяче мыта ни в чем же».
С распадом Киевской Руси и образованием новых центров государственности содержание таможенного дела стало в большей степени, чем прежде, определяться внутренними экономическими интересами. В «удельное время» развернулась торговля княжеств между собой. Появились новые виды таможенных платежей, усилилась их дифференциация. С начала XIII века таможенные платежи взимали уже не только по количеству, но и по ценности взвешиваемых продуктов. Так, например, немецкие купцы платили в Смоленске весовщину за провес золота в шесть раз большую, чем за серебро.
Сильное влияние на развитие таможенного дела на Руси оказали монголы. От тюркского слова «тамга» - пошлина - произошел глагол «тамжить», то есть «взыскивать пошлину». Место на рынке или ярмарке, где тамжили товар, стало называться таможней. Служилый человек, бывший мытником, становится таможенником. Взимание пошлин переводилось на откуп (откупная система была также заимствована у монголов), передавалась князьями «откупным таможенникам».
В толковом словаре русского языка В.И. Даля можно прочитать: «В таможне очищают привозной или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо».
В период феодальной раздробленности в XIII – XV веках таможенное дело приспосабливалось к характеру развития экономики удельных княжеств, в которых устанавливались свои ставки пошлин на одни и те же товары, а таможенное дело регулировалось договорными торговыми и таможенными грамотами. Господство татаро-монгольских завоевателей не способствовало развитию таможенного дела.
Рост числа мытных сборов в виде налогов на различные услуги, введение тамги как торговой пошлины требовали коренного пересмотра как таможенного законодательства в каждом княжестве, вотчине, уделе, так и его централизации.
Сложившиеся таможенные системы тормозили развитие торгово-денежных отношений.
Главным обстоятельством, определившим развитие таможенной системы в XV-XVI веках, стало формирование единого русского (Московского государства) с его обширным государственным хозяйством, запутанной финансовой системой, включавшей множество различных податей и сборов, денежных и натуральных, внешних и внутренних, с продаваемых или только привозимых товаров. Примерно с середины XVI века аппарат по сбору пошлин был централизован, а таможенное обложение регламентировано. Внешние и внутренние сборы с продаваемых (или только провозимых) товаров требовали огромного штата сборщиков: таможенных голов - начальников и их помощников - целовальников. (Вступая в должность, они приносили присягу целованием креста). Проблему таможенных кадров московское правительство решало привлечением высшего купечества. Гарантией добросовестного отношения к служебным обязанностям была не только присяга на верность, но и имущественная состоятельность агента, его материальная способность возместить причиненный им казне возможный ущерб. «Это были настоящие рекрутские наборы купечества в казенную службу, - писал В.О. Ключевский, - …производившиеся…даже против воли тех, кого возводили в высшие чины торгово-служилой иерархии». (Ключевский В.О. Сочинения. М., 1959.Т. 8.С. 47).
B XVI веке лишь кое-где таможенные головы и целовальники взимали таможенные сборы напрямую в пользу казны. В большинстве случаев эти сборы по-прежнему отдавали на откуп. Откупщик принимал на себя обязательство уплаты правительству известной суммы денег в известные сроки. Это подтверждали его поручители, способные, в случае неплатежа откупщика, погасить его задолженность.
Царский указ от 25 октября 1653 года совершил таможенный переворот. Было положено начало централизации, открыт простор для экономического развития России и становления государственного рынка. Этот указ вошел в историографию таможенного дела как Торговый устав, в ряде случаев - как Таможенный устав. В апреле 1654 года была издана грамота, отменявшая откупной порядок в таможенном ведомстве (кроме воскобойного, ледяного и банного промыслов).
Важной вехой в истории таможенного дела стал Новоторговый устав 1667 года. Он включал в себя положения о видах и размерах внешних и внутренних таможенных сборов, касался вопросов таможенного устройства и его обрядностей. Запрещалось вывозить из страны драгоценные металлы и изделия из них. Сбор таможенных пошлин производился золотыми отечественными монетами и иностранными серебряными «ефимками» стоимостью 50 коп. Новоторговый устав носил протекционистский характер. На иноземные товары пошлина была увеличена в четыре раза. Иностранцам разрешали их реализовать только в Архангельске, Новгороде, Пскове. И то лишь для развития торговли оптовиков-скупщиков.
Новоторговый устав способствовал развитию внешней торговли и стимулировал торговлю, но не с западом, а с востоком и близлежащими государствами. Он, по сути дела, путем введения высоких пошлин на английские, голландские и другие товары как бы стимулировал развитие торговли в восточном и южном направлениях.
Вслед за Новоторговым уставом было принято Алексеем Михайловичем ряд указов, адресованных непосредственно таможенникам: о сборе таможенных пошлин, о мерах по возвращению казне убытка, происходящего от недобора пошлин с товаров, об отмене таможенных откупов и возложении таможенных обязанностей на верных Голов и целовальников.
Содержание именных указов и других документов конца XVII века раскрывает перед читателем обширные сведения о географии торговли и номенклатуре товаров. Из Китая везли чесучу, шкуры тибетских баранов, шелковые ткани, сухофрукты, уксус, пастилу, вату в тюках, орехи, сахар, фарфоровую посуду, а также японские изделия: платки шелковые, галантерейные товары и т. д. Традиционно из Китая в Россию ввозился чай.
В XVII веке стали серьезно бороться с контрабандой. К примеру, в июле 1668 года был издан указ об учреждении в окрестностях Верхотурья военных разъездов для преграждения беспошлинного торга и провоза товаров. В нем говорилось также о поимке и наказании приезжающих контрабандистов и корчемников (нелегально изготавливающих спиртное), о награждении служилых людей за привод задержанных, о сборе соболей в ясак (дань). Он запрещал частным лицам покупать соболя у местных сибирских жителей.
При Петре I таможенная служба стала более стройной и жесткой. Рост доходов государства увеличился в три раза. Благодаря налоговой политике Петра создание армии, строительство флота и ведение войн обошлось без внешних займов. Начиная с 1718 года, таможенными сборами ведала Коммерц-коллегия, чиновники которой ежегодно получали фиксированное денежное содержание.                Однако независимо от субъективных чаяний Петра его таможенная политика не была последовательной ни в меркантилистском, ни в протекционистском отношении. До конца первой четверти XVIII века покровительственные меры применялись эпизодически и лишь в отношении тех иностранных товаров, аналоги которых в самой России достаточно удовлетворяли внутренний спрос. Согласно тезису П.Н. Милюкова, все экономические и, соответственно, таможенные новации Петра заключались только в одном – в стремлении создать армию и флот по западноевропейскому образцу, дабы укрепить свое политическое могущество.
Вскоре после смерти Петра I его таможенная политика подверглась острой критике. Правящие круги России пришли к убеждению в недостаточном развитии внутреннего производства и нецелесообразности его поддержки ограничением товарного привоза. В результате революционный протекционистский Таможенный тариф 1724 года – пик таможенной политики Петра - был заменен в 1731 году на более умеренный и прозападный.
Событием в таможенной политике России стал Таможенный устав 1755 года. Именно в нем нашли отражение изменения, произошедшие в развитии таможенного дела и определены нормы, регулирующие применение в развитии таможенного законодательства в феодальном абсолютистском государстве. Издание устава завершило таможенную Реформу в России. Сложилась новая структура учреждений, открывшая массу возможностей для внутренней и внешней торговли и укрепления рынка. Устав ввел российскую таможенную систему, отвечавшую внутреннему укладу государства и его экономике. Принятие Устава произошло в годы царствования Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Это было время свержения немецкого режима, систематического покровительства всему национальному. По мнению С.М. Соловьева, историческое значение правления Елизаветы состояло в подготовке к следующей эпохе, а историческая заслуга – в «национальности ее направления». Политическая воля Елизаветы определялась стремлением восстановить начала внутренней и внешней политики Петра I. Однако, правительственный курс был непоследователен, что проявилось и в области экономической деятельности. Государственные монополии, от которых Петр отказался, как от финансовых источников, тормозящих прогресс, вновь расцвели в руках отдельных счастливцев. Под предлогом поощрения промышленности были монополизированы сусальное, кружевное, шляпное, обойное, красочное, мозаичное и некоторые другие производства. Фактически же осуществление подобных мер обусловливалось личными интересами каких-либо влиятельных лиц того времени.
Важнейшим мероприятием в области таможенного дела стала ликвидация таможенных ограничений внутри страны. Русское государство, политическое становление которого произошло в XV –XVI вв. в экономическом отношении оставалось раздробленным на бесчисленное множество отдельных мелких областей, в каждой из которых взимались пошлины с продаваемых и привозимых для продажи товаров.
После смерти Петра I, восстановившего мыты и мытные сборы, купцы стали роптать, что по дороге к Петербургу их товары везде останавливают «и требуют от посланных от них прикащиков и работников и извощиков выписей, и с тех выписей берут по гривне и более с выписи, и кои не дают, тех держат с теми товары ...дни по два и более, а иных за неудачу бьют и досматривают, и тем своим приметом товары их мнут и тратят безвинно...». (Толстой Д. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. СПб.,1848. С. 100).
Кроме мытов, перевозов, мытовщин и т.п. было много других мелочных сборов: с найма извозчиков с плавсредств, с ледокола и водопоя, с продажи товаров, продажи дегтя, клеймения хомутов и так далее. Вместе со сложной процедурой досмотра товаров и записи в книгах это серьезно стесняло торговлю. Внутренних сборов в середине XVII века было 17 видов - отчасти сохранившиеся со времени
Новоторгового устава, отчасти введенные вновь Петром и его преемниками. Дальнейшее стеснение внутренней торговли становилось нетерпимым. Ввиду этого 20 декабря 1753 года Елизавета Петровна подписала указ «Об уничтожении внутренних таможенных и мелочных сборов». В целях ужесточения борьбы с контрабандой в 1754 году Сенат учредил на западной границе институт пограничных таможенных объездчиков. Чтобы заинтересовать их в поимке контрабандистов, было установлено выдавать им четвертую часть конфискованных товаров, а доносчикам – половину товаров, задержанных по их указанию. За клевету доносителей, если они были в «рангах» или дворянского звания, подвергали штрафу в 200 рублей. Они также должны были возместить «все приключившиеся от того хозяевам убытки». Для остальных предусматривалось наказание кнутом.
Отличительной особенностью таможенного дела в царствование Екатерины II (1762-1796) было развитие его с опорой на общественное мнение. Об этом свидетельствуют десятки пространных записок по таможенной проблематике. Их авторами были выдающиеся люди своего времени: Михаил Ломоносов, Александр Вяземский, Александр Воронцов, Александр Безбородко, Гавриил Державин, Александр Радищев, а также многочисленные представители торгово- промышленной среды. Сама же императрица выступала сторонницей свободной торговли. В своем наказе Комиссии по составлению нового уложения она записала: «Предел торговли есть вывоз и привоз товаров в пользу государства, предел таможен есть известный сбор с сего самого вывоза и привоза товаров в пользу также государства; для сего должно государство держать такую средину между таможнею и торговлею и делать такие распоряжения, чтобы сии две вещи одна другую не затрудняли, тогда наслаждаются там всегда вольностию торговли» (Лодыженский К. История русского таможенного тарифа. СПб., 1886. С. 105). Однако, экономические воззрения Екатерины II не отличались последовательностью. Современники полагали, что царица была очень далека от открытия границ для беспрепятственной свободной торговли.
После отмены в 1762 году откупной таможенной системы и возвращения таможен в казенное ведомство была учреждена Главная канцелярия. Изменился социальный состав таможенных чиновников: на службу пришло немало разночинцев.
Несмотря на эти и другие реорганизационные мероприятия эффективность таможенной системы в целом оставалась невысокой. Как и прежде ей не удавалось положить конец контрабандному ввозу. Стали раздаваться голоса о целесообразности закрытия западной границы с одновременной ликвидации на всем ее протяжении таможенных органов. В возникшем споре одержали верх сторонники либерализации внешней торговли.
Таможенная политика Александра I тоже не отличалась последовательностью.
В преддверии войны с Францией, в 1810 году, специальной таможенной комиссией под руководством Михаила Сперанского был разработан предельно запретительный таможенный тариф, отвечавший интересам купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов. Утвердили «Положение о нейтральной торговле на 1811 год в портах Белого, Балтийского, Черного и Азовского морей и по всей Западной сухопутной границе». Оно установило правила «коих целью, по замыслу Александра I было преградить усиление непомерной роскоши, сократить привоз товаров иностранных и поощрить, сколь можно, произведения внутреннего труда и промышленности». Правда, уже в 1819 году был принят самый умеренный таможенный тариф, фактически снявший все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских.
Но, в скором времени со всей очевидностью обнаружилась невозможность свободной конкуренции изделий                отечественной промышленности с соответствующими английскими аналогами. Более того, ни одна европейская держава не собиралась следовать принципу свободной торговли. Либеральная политика оказалась явно преждевременной и резко ухудшила экономическое положение России. Космополитические идеи о благах, которые свободный товарообмен приносит государству, исчезли так же быстро, как и возникли. (Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909. С. 46.)  Для преодоления кризиса национального производства в 1822 году был принят охранительный тариф, запретивший вывоз 21 и ввоз 300 товаров.
С введением нового тарифа русская промышленность оказалась на время избавлена от конкуренции иностранных производителей. Этот тариф неоднократно пересматривался. В него вносили изменения, общую направленность которых можно выразить так: от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике.
В последующие годы правительство, озабоченное поисками путей увеличения таможенного дохода, продолжало курс на смягчение запретительной системы. К этому его побуждали неутешительные итоги Крымской войны 1853 -1855  годов, а также начавшиеся буржуазные реформы, приведшие четверть века спустя к коренному обновлению социально-экономической основы российского общества.
С воцарением в 1881 году Александра III, который, по словам С.Ю. Витте, был убежденным защитником национальной промышленности и решительно вводил систему таможенного покровительства, поворот в данной политике страны сделался необратимым. К тому же, правительство Александра III «весьма энергично возрождало политику сильной власти, и это содействовало тому, что вместо праздных политических мечтаний и несбыточных проектов социальных реформ отрезвившееся общество могло обратиться к разрешению более реальных и обещавших лучший успех хозяйственных проблем» (Витчевский В. Торговая, таможенная и промышленная политика России со времен Петра Великого до наших дней. СПб., 1909. С. 46.  С. 209).
Ставки тарифов пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения. Приоритетом стала защита «промышленных интересов России», равномерное покровительство нуждающимся отраслям, причем на всех стадиях производства. Тариф вырабатывался с участием заинтересованных промышленников. В состав тарифной комиссии входили представители Москвы, Петербурга и других торгово-промышленных центров. К участию в подготовительной работе также привлекались ученые во главе с Дмитрием Менделеевым, специалисты, техники. Неудивительно, что в заинтересованных и сведущих кругах тариф признавался своего рода образцом государственного попечительства о национальном труде. Крупная буржуазия в этом протекционистском направлении выступила на удивление солидарно. Тариф от 11июля 1891 года стал апогеем таможенной политики предыдущих лет. С его принятием произошло регулирование целого ряда товаров, которые до этого ввозились свободно или подлежали сравнительно невысокому обложению. Результативность таможенной политики России двух предвоенных десятилетий (1893-1913) проявилась в безудержном росте таможенных доходов. В среднегодовом исчислении сумма выросла почти в три раза.
К концу XIX века в России сложилась единая система таможенных органов. Департамент таможенных сборов министерства финансов непосредственно руководил этой отраслью страны. Охрану государственной границы несла пограничная военная стража, имевшая военную организацию. Ее численность в начале XX составляла 36 тысяч человек при 1080 офицерах. С 1893 года она была преобразована в Отдельный корпус, подчинявшийся министру финансов в звании шефа пограничной стражи.
К осени 1917 года таможенная система страны оказалась практически разрушенной. Департамент таможенных сборов бездействовал, а с сентября 1917 года таможенным делом в России руководил ЦК профсоюза таможенных работников. Но это уже иная история.
2000 г.