К возрасту Сауэсырыкъуэ

Нарт Черкес
Хатто-Хетто-Шумерские записи подтверждают древность адыгской нартской мифологии.

  Нартская цивилизация была в расцвете 8 тысяч лет назад и более, и подошла к закату примерно 4-ре тысяч лет назад.
Её закат совпал с расцветом известной нам цивилизации, её археологи называют «Майкопской культурой (бронзового
 века)». Сегодня учёные датируют Майкопскую культуру прим. 23 - 36 веком до нашей эры, т.е. получается
более 4,3 - 5,5 тысяч лет назад. Причём большие даты дают данные радиоуглеродного анализа, а меньшие это мнение
украинских археологов.  Через 600 лет развития Майкопской культуры, часть адыгов отселилась в Малую Азию
 (Современную Турцию), где основали несколько городов государств, именуемые хАттскими. Эти города
соседствовали с древними шумерскими городами.  Расцвет так называемой хАттской и шумерской цивилизации
датируется учеными прим.30 веком до нашей эры.  Через более тысячу лет эры процветания, наступила эра заката
и для этих двух цивилизаций. Волны индоевропейского-хЕттского нашествия накрыли их и привели к ассимиляции
народов.   Учёные, изучавшие древнейший Богазкейский хЕттский архив, заявили миру, что в этой библиотеке
одновременно хранились записи на восьми языках.   Один из этих языков оказался «хАттским», который учёные
лингвисты с мировым именем сближают с прото-адыгским.   Другой оказался шумерским, некоторыми сближаемый
с прото-вайнахскими языками.  Расшифрованные записи свидетельствуют в пользу того, что хАттский язык
оказался востребованным в хЕттском государстве для использования при богослужениях.   Логично возникает
гипотеза, что хЕтты (несситы), в какой-то степени, перешли на религию хАттов, хотя это очень сложное
взаимодействие народов, такое могло произойти только в мирных процессах.  Предполагать, что в период
процветания хАттии, часть сюжетов из Нартиады, была скопирована шумерами будет неправильно, так как
если шумеры были выходцы с Кавказа, то их предки были одними из создателей Нартиады. Если правы те, кто
считает, что хатто-хурритские номады  отселившиеся с Кавказа были практически единым потоком, единым
народом того времени, то опять же Нартиада была общим достоянием.  Как бы там ни было, но в хЕттских
архивах мы встречаем сюжеты Нартиады, которые получили разные художественные вставки и стали
достоянием уже шумерского и хАттского народов. Эти вставки привели к немалым искажениям, но многие
сюжеты ещё вполне узнаваемы.
  Из хЕттских записей (пропитанных терминами хАттского и шумерского происхождения) из "Цикла Кумарби",
следует, что Кумарби удалось оплодотворить своим семенем Богиню Горы, которая родила - Улли-Кумми (иногда
именуемого Мстителем ).  Родившемуся из камня своему чудесному сыну, он (Кумарби) дал наказ, напасть
на красивый город Тешуба (Бога Бури) – «… разорви на части, перебей всех богов в небе, будто птиц! Затем вознесись
на Небеса за Царством …  и силой захвати трон Нибиру».   Ребёнок рос в укромном месте, рос очень быстро и вырос до
невероятных размеров. Но его заметили и сообщили Тешубу, что появился «Мститель».    Тешубу приходится
выполнить сложную процедуру подготовки к бою своей колесницы название которого ИдДугГа (некоторые
переводят его с шумерского как «свинцовый всадник»).
 - Он приводит колесницу (аналог корабля) в движение с помощью "Больших Щипцов" (которую нужно заранее
смазать маслом),
 - спереди подсоединяет "Быка" (силовую установку), которая к тому же "загорается",
 - сзади второго "Быка для Высоко Летящего Снаряда".
 - Ещё спереди устанавливает "То, что показывает путь"( аналог навигатора),
 - запускает приборы, работавшие от мощной энергии "Камней" (минералов),
 - устанавливает  на колесницу нечто именуемое «Громовержец" и заряжает его "Огненными Камнями"
в количестве 800 штук.
 - Устанавливает ещё нечто именуемое «Молния сверкающая»…

  Несмотря на мощь колесницы, Тешуб терпит неудачи и ему на помощь приходит брат Нинурта.
Но Улли-Кумми не уязвим, он не отступает, а наступает.
   Тешуб невредим, игнорирует советы спрятаться в горах, так как в этом случае "на Небесах царя не будет!".
Он решается предупредить Эа, и просит сказать будущее при помощи "таблиц древних с предначертанной судьбой".
  Узнав об угрозе для всех, исходящей от Улли-Кумми, в свою очередь Эа предупреждает Энлиля : "Низвергнет
Улли-Кумми Небеса и богов священную обитель!"
  Тогда был созван Совет Великих Ануннаков.
  Среди всеобщей растерянности Эа нашел выход: пусть из запечатанного хранилища "резцов для камня" принесут
Древний Железный Резец, которым можно отрезать ноги Улли-Кумми.
  Этот план был успешно выполнен, и Каменный Бог (Улли-Кумми) лишился ног.
  Тогда боги услышали эту весть, "… они пришли, и все кричали против Улли-Кумми".
  Ободренный Тешуб вскочил на колесницу и начал преследование "Каменного Бога».

  Теперь попробуем сравнить сюжетную линию шумерского каменного бога мстителя Улли Кумми с сюжетной линией
культурного героя нарта Сауэсырыкъуэ.

1-ое – оба персонажа произошли из камня.
   Как и Улли Кумми наш Сауэсырыкъуэ зародился в  камне (и затем извлечён  из  него Тлепшем).

2-ое – оба росли в тайне от общества (причём росли быстро).
  Как и Улли Кумми наш Сауэсырыкъуэ, то есть оба растут в тайне от общества.

3-ее – месть предназначение.
  Сауэсырыкъуэ тоже мститель, причём возможно не только за лично полученные оскорбления, возможно большое
значение имеет мщение в рамках противостояния Сэтэнай с своей родной сестрой Барымбыф (состоящей
в нормальном моногамном браке), и потому Сэтэнай осознанно помогает своему «приёмном» сыну (родившемуся
при подозрительных обстоятельствах) убить нарта Тотреша (законнорождённого сына Барымбыф и Албеча).

4-ое – боевое превосходство.
   Как и Улли Кумми наш Сауэсырыкъуэ имеет большое боевое превосходство над остальными (богами, нартами,
аннунаками). Имеются множество косвенных указаний на возможную хнотическую природу нашего Сауэсырыкъуэ,
во-первых – старуха Барымбыф и другие персонажи адыгских сказаний прямо указывают на то, что в связи
рождением Сауэсырыкъуэ на земле исчезла благодать и положено начало исчезновению нартов (также и Улли-Кумми
воспринимается всеми богами и аннунаками как огромная опасность).   Кроме того, нарты и иныжи не зря жалуются -
Сауэсырыкъуэ использует в бою магию, которая даёт ему громадное преимущество.

5-ое – уязвимость в ногах и особое режущее устройство
  Как и Улли Кумми наш Сауэсырыкъуэ имеет всего один вариант уязвимости связанный с ногами, причём чтобы его
использовать шумерским богам пришлось использовать особое устройство  «Древний Железный Резец», а нарты
использовали устройство «Жан-Щырх» (Резец-колесо). Как и Улли Кумми наш Сауэсырыкъуэ после отсечения ног не
умирает, а продолжает бой, то есть они оба обладают бессмертием (по существу оба боги). Подробных описаний
ни того, ни другого не имеется.

5-ое – крики в адрес побеждённого.
  И когда Улли-Кумми лишился ног "… они (шумерские боги) пришли, и все кричали против Улли-Кумми", точно также
иныжи пришли, и крикнули  : « Эй, безродный, эй, сын потаскухи, ты ненавидел нас, — наконец ты подох! — крикнули
иныжи. Сауэсырыкъуэ пришел в себя от этого крика и открыл глаза….».

6-ое – тайну уязвимости героя раскрывают по подсказке
  Примечательно, что об особом способе победить монстров (Улли-Кумми и Сауэсырыкъуэ), в виде «отрезания ног» 
первоначально никто не знает, ни боги шумерские, ни аннунаки, ни нарты, ни иныжи (великаны), только своевременная
подсказка более мудрых и хитрых – Бога Эа и ведьмы Барымбыф решают дело.

  Итого 6-ть сюжетных совпадений.
  Как часто случайно может быть 6 (шесть) сюжетных совпадений ? Все кто пытался выиграть в лотерею, те знаю
вероятность. Человеческая фантазия, что тогда, что сейчас имеет огромный потенциал. Мститель у разных народов
мог быть безобразной птицей, бегемотом, червём, крокодилом. Его могли убить бросив в яму, либо утоплением, либо
сжиганием. Шесть совпадений слишком много, невероятно. Здесь дело не в отсутствии у народов фантазий.
Здесь дело не в слепом копировании мифологии. Здесь намёк на ныне неизвестную историческую подоплёку древнейших
событий.
  6 (шесть) сюжетных совпадений - очевидно, что древний адыгский нартский миф о Сауэсырыкъуэ вполне узнаваем,
хотя он немного замаскирован техногенными и художественными фантазиями поздних шумеров, а ещё позже фантазией
хеттов (индоевропейцев), появившихся на исторической арене ещё позже.
  Либо, следует признать, что шумеры тоже имели прямые контакты с высокоразвитой инопланетной цивилизацией
«аннунаков», которые не устояли перед соблазном и выдавали себя за «богов». Но шумерская цивилизация датируется
учёными примерно 26 веком до нашей эры. Как допустить что так недавно были контакты с инопланетянами ?
Такая датировка противоречит масштабу распространения информации о подобных «богах».
  Хатто (адыгский) миф о нарте-мстителе Сауэсырыкъуэ, сохранившийся в записях древних шумер разукрашенный
хеттами при создании мифа о каменном боге мстителе «Улли-Кумми» прямо указывает, но то, что Нартиада
родилась задолго до шумер. Предположительно пласт мифов о Сауэсырыкъуэ имеет возраст более 6 тысяч лет.
  Этот пласт достаточно более поздний по сравнению с пластом сюжета «Отменённый обычай убиения стариков»,
которому полагаю гораздо более 12 тысяч лет.