Это про нас

Юрий Прыгов
Прочитав  небольшую книжку «Рождение и смерть спецпоселка Песчанка» (Самиздат, г.Ейск, 2019 г.)  долго не мог заснуть. Да и в дальнейшем частенько возвращался к захватывающему повествованию истории одной раскулаченной семьи. Вместе с главным героем Николаем Истоминым пробирался по лесам и трактам  доставляя на подводах всякие товары в  российскую глубинку, скрипел зубами при аресте и конфискации нажитого, шел по этапу с семьей на север Архангельской области, валил лес для  строительства спецпоселения Песчанка в Коми... Сильный человек, умеющий хорошо обустраивать свою  жизнь, он имел сметливый ум, крепкие руки, железную волю. Во все времена в России такие мужчины являлись становым хребтом государства, а вот коммунистам они настолько  не понравились, что их решили уничтожить морально и физически

В угаре классовой ненависти, отрицая материальную собственность как таковую, в стране  вознамерились зарезать курицу, несущую золотые яйца — настолько велика оказалась неприязнь к более успешным людям. На многих плакатах, вышедших в 30-е годы прошедшего столетия, приводились слова В.И.Ленина: «Кулаки самые зверские, самые грубые, самые дикие эксплуататоры...» И ведь власти не проявили даже капелюшной гуманности: отправляли на верную погибель за полярный круг женщин, детей, стариков. Младшая дочь Истомина Виктория, его любимица, от холода, голода и страха умерла в трюме судна, доставлявшего так называемых кулаков (спорный термин и бездоказательный во многих случаях) в полярную тьму-таракань. Конвой, не мудрствуя лукаво, выбросил тельце девочки в студенные воды арктического моря. Это же мракобесие высшего порядка — не дать похоронить человека! Также поступали конвойные  в отношений детей, родивших в дороге.  Но эти испытания, как и другие, не сломили Николая по прозвищу Цыган, в условиях неволи рождались новые дети, а ум и знание людей помогали найти разные способы спасения себя и семьи. Даже в статусе бесправного человека он ухитрялся сохранить достоинство и породу: построил дом на поселении лучше других, возвел  башню назло завистникам и болтунам, молчаливо противостоял  советской власти, находил применение  разным умениям. Что только стоит знание лошадей, которые являлись тогда главной тягловой и транспортной силой! А кулаком, оказывается, мог признан любой крестьянин, у которого больше одной лошади. У Истомина их насчитывалось 10, следовательно, приговор известен -мироед и эксплуататор, хотя многое добыто и приумножено в поте труда своего.
 
Факты (в основном из архивов), эпизоды раскулачивания, истории людей, приводимые автором в книге, просто потрясают, а иногда напоминают самые крутые приключенческие повести и романы. Это и безуспешные поиски  истоминского золота, организованные карательными органами, грабеж блатными орсовского масла, доставку которого выполнял Цыган,  трагическая эпопея замужества дочери раскулаченного Ольги Беловой. В одной из редких разрешенных поездок на «материк» она познакомилась с парнем, молодые решили пожениться и приехали в Песчанку. Местный ЗАГс наотрез отказался регистрировать брак свободного человека и лишенного прав. Волокита длилась годы. Пара решила бежать, их нагнали каратели и вернули восвояси. Парень снова бросился в бега, теперь уже один (за невестой установили надзор), его искали в тайге, нашли и устроили страшную казнь. Спрашивается, чем он-то провинился перед советской властью? В том, что полюбил дочь кулака? А у Ольги  дальше жизнь покатилась через-пень колоду, с лишениями, переселениями, новыми трагедиями, не без участия властей, особенно на местах. Руководителям районов , а то и областей нравилось ходить в передовиках в коллективизации, раскулачивании. Они даже старались перевыполнить планы по отправке людей в спецпоселения, а сами плохо организовывали их транспортировку, кормление, безопасность.

Любопытно, что повесть начинается вовсе не с эпизодов кулацкой темы, а с предания, передаваемого в семье Истоминых из поколения в поколение. Матвей Истомин (дед автора книги) жил в деревне Теребино, на границе Вологодской и Архангельской области в просторном крепком доме. Мужик северного закала, зажиточный и работящий, Матвей содержал постоялый двор, служивший для путников знаменитого северного тракта местом кратковременного отдыха. Остановился в нем однажды и царь Петр 1 с многочисленной свитой. Обоз с едой отстал, поэтому пришлось хозяину двора угощать именитого гостя чем бог послал. А послал всевышний совсем не царские блюда, за что Матвей получил выволочку. Выручила его лошадь по кличке «Мальчик», на которой он умчался в спасительный лес. А к сыновьям, в связи с большими переменами в государстве, судьба оказалась не столь благосклонна. Николая же не изменили за 40 лет раскулачивания ни уговоры, ни анонимки, ревизии, обыски. Доброхоты нашептывали свободолюбивому архангельскому мужику: « Не лезь на рожон, сиди тихо, довольствуйся малым». Но  такой стиль ему претил, по-прежнему рисковал, делал все возможное и невозможное, чтобы сохранить честь и семью. И Фортуна, любящая сильных, спасала «лишенца» от смерти. Посылала то верного коня «Мальчика», то людей, живущих «по правде», а не по указке сверху.
Книга по объему не велика, 159 страниц, читается с незатухающим интересом, слог отменный, много диалогов, речь героев колоритна, в ней встречаются старинные, диалектные слова.  Они, видимо, сознательно использовались для большей убедительности описываемого.  На страницах приводятся ксерокопии документов, что добавляет произведению достоверности. Автор Владимир Истомин, профессиональный журналист, сын «Цыгана». Спасибо ему, что взялся за  нелегкий труд, обратился к своим корням, посетил до сих пор труднодоступные места, где разворачивались события в повести, в том числе и место своего рождения в статусе бесправного в республике Коми.  Это достойно уважения. А мне вдвойне приятно, что коллега также работал в газете «Рассвет» Успенского района Краснодарского края в той же должности, что и я,  жил в той же редакционной квартире трехэтажного дома по улице Октябрьской. Однажды с журналистами Александрой Карташовой и Еленой Быстровой мы побывали в гостях в городе Ейске у Владимира Истомина. Встреча и очное знакомство было для меня очень приятными. Владимир Николаевич внешне немногословный, но чувствовалась, что за душой имеется много чего интересного и пережитого.  Когда прочитал собственные стихи с оттенком публицистичности, все стало на свои места — он уже вынашивал идею написания книги. Она, собственно, и заканчивается стихом, в котором есть строчки:

- И стою перед бездной один.
  Напоследок пытаюсь понять:
  Я зачем приходил в этот мир?
  Я — гонец! Должен весть передать.
   
Хорошо, что автор истории одной невинно пострадавшей русской семьи выполнил свою миссию, передал весть внукам, посвятив повесть им.  Да и все нам. Лично в моем окружении немало встречалось сыновей, дочерей внуков, чьих родителей настигла беда раскулачивания.  Прадед  Алексей тоже любил и содержал коней, был сослан в дальние края, выжил в нелегких климатических и человеческих условиях. Думаю, подобных историй в нашей стране (особенно на Северном Кавказе) великое множество. Исследователь Виктор Земсков приводит цифры раскулачивания  - 4 миллиона человек, из которых побывали в ссылке половина. Другие источники приводят цифры и побольше, но за точность ручаются не все. Общеизвестны примеры трагической эпопеи из произведений писателей Михаила Шолохова, Ивана Стаднюка, Сергея Залыгина, но в целом редкий литератор или публицист касается подобной «горячей» темы. Поэтому можно только приветствовать появление очередного произведения.
 
Реабилитация пострадавших состоялась аж в 1999 году. Раскулачивание признано в РФ политической репрессией . Но уроки беззакония забывать нельзя. В условиях российской действительности настоятельно необходимо (в том числе и сейчас) избежать противостояния по имущественному и классовому принципу. Книги, подобные истоминской, очень нужны. Чтобы не повторять  трагических ошибок, какой стала кампания унижения достойных людей, а порой и их уничтожение. Они необходимы стране сегодня, нужны были и тогда, когда сразу после раскулачивания грянул великий голод, ставший следствием не только засушливости в природе.