Сердца четырёх

Валентина Газова
 Это фотография 12 марта 1941 года. Мамины двоюродные сёстры. Справа Рая с 1917 года рождения со своим мужем. Слева Сима 1919 года рождения со своим мужем. Рая и Сима - родные сёстры. Их отец умер от тифа в 1920 году. Отец их заболел сразу после того, как его пригласили на поминки соседи. Проболел два дня и умер, ему было всего 24 года. Их мама Вера снова вышла замуж через год за хорошего человека - Александра. Во втором браке Вера и Александр растили сына Лёню. Рая и Сима очень любили младшего братика, который был 1925 года рождения.
 Отчим спас Раю в 1936 году, когда она работала в Комсомольске-на Амуре, и у молодой девушки "схватила спина". Отчим вывез Раю из Комсомольска-на Амуре, и устроил её работать в Свердловске. Вскоре Рая вышла замуж. У Раи и дети, и внуки, и правнуки и потому мой рассказ не о Рае, а о Симе.
 Сима из-за мужа осталась бездетной. 
 Всё детство у Симы и Раи было в работе. В селе Красный Липовец было до революции 16 дворов. Вокруг были большие деревни Верхи, Большая Лубянка а через реку - Студенец. Но церковь была в Красном Липовце. По прежнему правописанию - КраснОй Липовицъ. Князья поставили церковь как форпост на границе своих земель. Владения большого села Ижеславль подходили прямо к церкви в Красном Липовце. Вообще Ижеславль был в десяти километрах от Красного Липовца. А вот земельные владения Ижеславльских подходили вплотную к Красному Липовцу и к деревне Большая Лубянка. Земельные владения Ижеславльских были огромны, и даже на другой стороне реки Проня. Ижеславльские никогда не был крепостными, были свободными, и обижали соседей. Молодёжные драки были постоянны. И Верховские бежали спасаться от Ижеславльских в церковь, а то и в дом священника. Когда священник выходил из своего дома на переговоры с осаждавшими, у него тряслись все поджилки. Но именем Христа он всегда уговаривал молодёжь разойтись по своим домам.
 На границе Ижеславльских и Верховских крестьяне из Верхов боялись пахать. Вот и отдали эту пашню церковнослужителям. Так и назвали "попова нива". Священник пахал длинную узкую полосу, а Ижеславльские объездчики наблюдали, чтобы ни копыто лошади, ни лапоть священника не переступали границу.  А Верховские не выставляли своих объезчиков со стороны Ижеславльских владений, потому что никто не соглашался, боялись.
 Покос для церковнослужителей Красного Липовца был по крутым оврагам речки Липовки. И когда лошадь везла в гору воз сена из оврагов, священник подпирал телегу и плечом, и руками, чтобы не опрокинуть сено.
 Деревня Студенец насчитывала 250 дворов, относилась к приходу Красный Липовец, хотя была на другом берегу реки Проня. Когда Пасха совпадала с половодьем, то Студенецкие посылали за священником надёжную лодку с крепкими гребцами, чтобы священник освятил им куличи. Но как только Проня входила в свои берега, то всеми семьями спешили в храм сами. Молились только взрослые. А дети, быстро крестились три разика, и выбегали играть внутри церковной ограды.
 После революции в Красном Липовце было 5 дворов, но деревни Верхи, Большая Лубянка, Студенец значительно разрослись во времена НЭПа. Всего было около пяти тысяч взрослых жителей.
 В Красном Липовце овец приходилось караулить самим. Завидовали соседней деревне Верхи, где большая деревня имела возможность нанять пастуха. Кроме того овец специально отбивали Ижеславльские объездчики Трушка и Илюшка, чтобы получить выкуп за мнимую потраву. Дети пололи просо, картошку. А зимой старались хорошо учиться. В деревне Верхи ещё до революции была земская школа. Крестьяне то и дело ездили по своим надобностям на санях, дети становились сзади на полозья, и быстро доезжали до школы, которая была в двух километрах от дома. Село Красный Липовец было в 70 километрах от Рязани, в 30 километрах от Михайлова и 30 километрах от Пронска, и потому продотряды до них не докатывались. Тем более, что последние два километра надо было ехать по холмам. Жили трудно, но не голодали.
 Но пришёл колхозный строй. В 1929 году ещё платили натуроплатой за труд, а в 1930 году не давали почти ничего.
 В семье были двое родителей, приёмная старушка, дети Рая 1917 года рождения, Сима 1919 года рождения, Лёня 1925 года рождения. И у них отобрали корову. Кроме того они теперь должны были сами возить хлебные заготовки в Михайлов, когда все лошади в колхозе погибли за один год. Их корова тоже погибла в колхозе за два месяца. Зимой 1930 года им на завалинку подкинули новорождённого ребёночка. Свежий след саней вёл в Ижеславль. Но они не кинулись искать мать ребёночка, а стали за ним ухаживать. Покрестили мальчика, назвали Ваней. Женщины из деревни Верхи приносили им вещи, молоко. Некоторые женщины из Верхов кормили мальчика грудью. Когда пошли регистрировать Ваню в сельсовет в деревне Верхи, сельсоветчицы взбесились:
 - Надо колхозникам платить налоги, самооблоги, выполнять твёрдое задание, а они вместо этого кормят какого-то подкидыша! - и отобрали мальчика, увезли ребёнка неизвестно куда.
 Села Красный Липовец не стало уже в 1935 году. Вера устроилась работать учительницей в село Ижеславль, жила в Ижеславле с младшим сыном 1925 года рождения - Лёней. Муж поехал в Свердловск, имел там койко-место, и привозил жене крупу. Так делали многие главы семейств. Рая и Сима уехали в Москву. И вот из Москвы Раю послали в Комсомольск-на Амуре. Там на стройке у Раи разболелась спина. И отчим Александр вывез Раю в Свердловск.
 Сима в Москве вышла замуж. На фотографии муж - форменный бугай - сидит сзади Симы. Ей казалось, что она попала в сказку. Отдельная квартира с удобствами, а в квартире свекровь и муж. Разумеется Симу прописали. Но...но ...но... Муж не разрешал иметь детей, пока не получит отдельную от матери квартиру.
 Когда началась война, и всем рабочим в бараки принесли повестки на фронт уже 23 июня 1941 года, мужа Симы не призывали. Когда немцев откинули далеко за Москву, свекровь осатанела. Муж уходил на работу в какой-то ГЛАВК, а свекровь нападала на Симу. Сима работала медсестрой. Свекровь то и дело разговаривала по телефону с подругой, и ругала Симу:
 - У Симы нет гордости! Мой сын не нуждается в ней, а она никак не уйдёт! -
 У Симы сработал "синдром Золушки". Она думала, что если она уйдёт, то муж побежит за ней. Но он этого не сделал.
 Через неделю ей пришло на работу извещение, что она заочно разведена с мужем, и выписана из квартиры. А ещё через неделю пришла повестка на фронт. Был уже конец 1942 года.
 В июле 1943 года на фронте погиб их младший братик Лёня 1925 года рождения. Лёня погиб в первом же бою на Прохоровском поле. Потомки Раи хранят его письма, где он в последнем письме писал Вере:
 ... Мама, завтра в бой...
 Второй муж Веры Александр был 1890 года рождения, из-за возраста был в обозе. Даже из оборонного завода в Свердловске его взяли в обоз. Но к участникам ВОВ не причислили. Обозы на лошадях это очередное сталинское преступление.
 В 1945 году Сима пришла с фронта сильно повзрослевшая. У меня есть статья: "Дочка вернулась с фронта. Фото 1945 года". Там фотография всей семьи 1945 года. И молодым-то девушкам не хватало женихов. Сима так и не вышла замуж. Были встречи, но не было замужества. Сима призывалась на фронт из Москвы, но пришлось ехать после войны в Свердловск где были мать с отчимом и семья сестры Раи.
 В 60-е годы они все перебрались в Подольск Московской области.
 После 1965 года стали организовываться встречи однополчан. Одни приходили по зову сердца, другие по разнарядке. И вот однажды Сима увидела там своего бывшего мужа. Он узнал Симу, и начал хвастаться своими жилищными условиями, своей семьёй. На нём было множество орденов и медалей. Сима спросила где он воевал. Но он признался, что на фронте не был никогда, а вёл в ГЛАВКЕ "очень важную работу", поэтому стал героем.  Его мать наскакивала и на вторую его жену, но та дала ей жёсткий отпор, а не убежала из квартиры. И он сказал в то же время своей матери:
 - Ты меня развела с Симой, а теперь хочешь развести со второй женой! -
 Но теперь они живут отдельно от матери, у него были дети. Сима поняла, что на фронт она попала стараниями своего бывшего мужа и бывшей свекрови. А сам этот бугай всю войну сидел в Москве. Сима не стала с ним дальше разговаривать, и ушла.
 Сима и Рая приезжали в Красный Липовец в 1989 году. Там осталось только кладбище. Села Красный Липовец не стало в 1935 году. А в хрущёвские времена церковь взорвали и кирпичи вывезли на колхозные нужды в деревню Верхи. Но в конце 70-ых годов не стало и деревни Верхи. В Большой Лубянке были и МТС, и МТФ. Но сейчас там доживают пенсионеры. От деревни Студенец, где было 250 дворов, осталось пять домиков. Сима и Рая удивлялись, как сгладились холмы вокруг.
 У Симы была маленькая отдельная квартира в пятиэтажке в Подольске Московской области. Сима жила до 1997 года. Рая прожила дольше, ухаживала за внуками. А у Симы так и не было детей.