Часть V. Спотыкаясь через кочки. Глава 1

Маргарита Гуминенко
ПИТЕРСКАЯ ПОЭМА
ЧАСТЬ ПЯТАЯ
Глава первая. Примитивная ловушка
-----------------------
(Окрестности Ленинграда, 1938 год)

От Балтийского вокзала до этой деревеньки электропоезд доходил за полчаса, но город безнадёжно заканчивался на несколько станций раньше: грязную деревенскую улицу не освещал ни один фонарь. На счастье двоих пешеходов, весенние сумерки тянулись долго и нужный дом с высоким крыльцом и верандой они нашли без труда. Только сапоги заляпали, шлёпая по раскисшей глине. Калитка завязывалась верёвочкой. Незнакомцы протопали по узкой тропинке вдоль прошлогодних клумб и, не сбивая с подошв комьев грязи, поднялись на крыльцо.

В щель приоткрытой двери падал свет, рисуя на тёмных досках настила жёлтую полоску. На топот чужих ног, женский голос из глубины позвал:

- Входи! Открыто у меня!

Двое гостей переглянулись. Мощный бугай кивнул в сторону двери. Его товарищ, стройный и гибкий как подросток, колебался пару секунд, но тоже кивнул - и они вошли. Женщина крикнула из глубины дома:

- Миша, ты? Счас я! Счас...

Гости почувствовали себя увереннее и потопали на голос...

* * *

За два дня до этого визита, Бессмертову позвонил Вовка Иверин.

- Ко мне возле школы мужик подходил, - начал он. - Из тех двоих, которые ночью в комнате были. Хочет, чтобы я им помог искать... ну, сами знаете, что.

- Ты откуда звонишь? - спросил Александр Авдеевич, почувствовав по тону, что мальчишка боится говорить подробности.

- Из квартиры, я в коридоре стою.

"Значит, ночные визитёры ничего не нашли и двинулись по второму кругу. - прикинул Александр Авдеевич. - Вряд ли за парнем следят, если их всего двое. Но лучше поберечься".

- Где вы обычно после уроков гуляете? - спросил Бессмертов у Вовки.

- На стадион ходим. Ещё на Витебский канал. В кино...

- Давай встретимся на набережной Витебского канала*, часа через два. Напротив вокзала. По набережной не броди, где перейдёшь - там и стой. Даже если меня увидишь - оставайся на месте. Я сам подойду.

Канал шёл параллельно железнодорожным путям Витебского вокзала, соединяя Обводный и Фонтанку. От Верейской, зная проходные дворы, сюда можно было пройти минут за 20. В назначенное время Вовка стоял, навалившись на деревянное ограждение и терпеливо разглядывал воду. Бессмертова он заметил издали. Без формы, в простом сером пальто, тот походил на тренера их футбольной команды: мощный, подвижный. Иверин признался себе, что этому майору НКВД хочется верить.

- Рассказывай! - Александр Авдеевич облокотился на широкие перила. - С чего ты взял, что это тот самый человек? Сам говорил: темно было.

- По голосу узнал, - уверенно заявил Вовка. - И по запаху. Он совсем близко стоял, и ночью, и сегодня днём.

- Молодец! Дальше рассказывай.

- Этот мужик сказал, что знает про моего отца, - начал Вовка. - И про то, что нам с мамой Василий Викторович помог в комнате остаться, после того, как...

- Я понял. Дальше, - поторопил Бессмертов. - Что ему было нужно?

- Сказал, что я должен узнать у матери или у соседок, не было ли у дяди Миши или у Василия Викторовича этих... баб на стороне.

Вовка смутился, вспомнив не про баб, а про тетрадку Соколова. Получалось, что он и доверяет, и одновременно не доверяет майору Бессмертову. Тот о поэме больше не спрашивал. А если бы спросил? Предать Василия Викторовича Вовка не мог. Но он просил у Бессмертова помощи, а сам скрывал от него, что тетрадка, которую все ищут, лежит у него в комнате! От проблемы выбора его отвлёк голос майора:

- Почему он решил, что твоя мать что-то знает?

- Да не знает она ничего! - возмутился Вовка. - Но этот мужик сказал, что я должен подслушивать, о чём женщины болтают, или у матери как-то выспросить про этих...

Бессмертов задумчиво разглядывал вокзал на противоположной стороне. В отличие от Вовки Иверина, он знал интимные подробности жизни Миши. Сообщить их следствию Бессмертов не посчитал нужным. Зачем будить любопытство коллег? Они ведь его самого могут спросить: откуда ему так хорошо известно, с кем проводил время Михаил Соколов? Хуже того: могут не спросить, а сразу доложить выше стоящему начальству.

- Сделаем так! - сказал Бессмертов, поворачиваясь к Вовке...

Благодаря его инструкциям, через пару дней две тёмные фигуры поднялись на крыльцо деревенского домика на окраине Ленинграда и услышали, как женский голос предлагает им войти.
_____________________________

* Введенский канал. Прорыт в 1807-1810 гг. В 1935 году переименован в Витебский канал. В 1967 году полностью зарыт, на его месте пролегла улица Витебского канала. С 1980 года улица называется - Введенским каналом (или улицей Введенского канала).
_____________________________

* * *

Уютную комнату, как тропинки, пересекали вязанные из тряпья половички. Бугай по-хозяйски оглядел кружевные занавесочки, пузатый комод, высокий шифоньер в углу, тряпичный абажур с кисточками. Под ним стоял круглый стол. Ничего необычного! Только стулья сдвинуты от входа в самую дальнюю точку, будто хозяйка собралась полы мыть.

Парочка незваных гостей и не подозревала ловушки. До тех пор, пока из тёмного угла комнаты не раздалось:

- Стой! Руки вверх! Оружие не трогать!

Бессмертов вышел из-за шифоньера, держа "гостей" под прицелом.

- Повернитесь ко мне! Руки! Чтоб я видел!

Стулья и прочие предметы обороны Бессмертов заранее переставил подальше от входа. В пространстве небольшой комнаты стреляй не целясь - не промахнёшься. Даже если обоих не положит, в одного точно попадёт. Дёргаться себе дороже. Разве что, попробовать заговорить зубы.

- Что вам нужно, товарищ? - держа руки на виду, обратился подросток к Бессмертову.

"Баба!" - тут же определил тот. Смотрела эта особа категорично, без страха. На своём веку Александр Авдеевич уже встречал таких: комиссарша! Скомандуй "в атаку!" - первая ринется на врага. Силы мужичьей нет, зато упрямства - хоть отбавляй.

- Оружие на стол! - рявкнул он.

"Гости" выложили два нагана (бугай - торопливо, "комиссарша" - зло сверкая глазами). Поскольку Бессмертов продолжал держать их под прицелом - бугай добавил нож.

- Теперь говорите, что вам нужно? - потребовал Бессмертов, сгребая одной рукой оружие, а другой продолжая держать на мушке своих пленников. - Зачем пришли?

- Твоё какое дело? - дёрнулся из-за спины "комиссарши" высокий бугай, но снова замер, наткнувшись взглядом на отверстие дула. - Мы тут по службе. Ты наган-то опусти.

- Какой службе?

- Наша служба вас не касается, товарищ, - строго проговорила "комиссарша".

- Свяжи ей руки, - приказал Бессмертов бугаю. - Позади тебя, на комоде, верёвка.

- Вы не имеете права!

Дамочка стрельнула глазами по сторонам, но отпрыгивать было некуда.

- На счёт три я стреляю: раз, два...

- Стой! - Бугай подхватил верёвку. - Погоди! Сейчас.

- Ты что делаешь?! - возмутилась "комиссарша", когда товарищ вцепился в неё и завернул руки за спину. - Вам это даром не пройдёт, товарищ! - пообещала она Бессмертову.

Когда она не понижала тон, голос её звучал приятно. Музыкально. "Значит, не курит, - подумал Александр Авдеевич. - А что это она меня товарищем кличет? Не бандит, не сволочь, а - товарищ. Знает, кто я такой?"

- Вон там её запри, - приказал он бугаю. Тот подчинился, хотя "комиссарша" упиралась и обозвала его трусом. - Молодец. Теперь сядь.

Бессмертов пододвинул ногой венский стул с гнутой спинкой. Бугай сел, косясь на него, но понял, что убивать их не собираются. Успокоился.

- Чего тебе надо, а? - спросил он.

- Имён не спрашиваю, - начал Бессмертов. - Сам узнаю, если захочу. Говори, зачем вы тут? Кто вас послал?

- А если не скажу? - начал хорохориться бугай.

Бессмертов шагнул к нему, целясь прямо в лоб. Он был уверен, что этот мощный мужик не рискнёт нападать, воспользовавшись близким расстоянием. Слишком шустро тот прикрывался бабой - к отчаянным такого не причислишь.

- Ты того... с ума-то не сходи! - воскликнул бугай. - Мы тут при исполнении!

- Молчи, сволочь! - глухо прозвучало из-за запертой двери.

- Кто вас послал? - холодно спросил Бессмертов, прижимая дуло пистолета ко лбу пленника. - Имя!

- Лучак, - выдавил из себя бугай.

За дверью выругались.

Бессмертов продолжал смотреть на него ничего не выражающим взглядом, чем напугал ещё сильнее.

- Лучак! Комиссар Лучак! - заполошно выкрикнул бугай. - Начальник твой!

- Понятно, - протянул Александр Авдеевич. - Ищете рукопись Михаила Соколова?

- А ты откуда знаешь? - вскинулся пленник.

- Её здесь нет, - ответил Бессмертов, убирая пистолет в кобуру.

Продолжение http://proza.ru/2020/07/16/942