На чёрный день

Артемий Слезкин
Без денег жить, понятно, нельзя. Но как правильно к ним, к деньгам, относиться? Именно правильно, то есть по-христиански? Как правильно приобретать деньги и как правильно ими распоряжаться? Это важные вопросы, потому что сегодня вокруг денег выстроен целый культ, деньги возведены в ранг языческого божка, которому миллионы людей готовы приносить запредельные жертвы, только бы обладать им, только бы пользоваться его милостями.

В миру популярно такое присловие: «Сколько вам нужно денег для счастья?» И каждый называет известную ему сумму. Но в деньгах ли счастье-то? Мне кажется, деньги приносят человеку истинное счастье только тогда, когда человек умеет щедро делиться ими с теми, кто в этих деньгах (или вещах, которые на них можно купить) остро нуждается.

***

Расскажу одну историю, взятую из православной литературы. Жил-был один садовник. Целый день он, не покладая рук, трудился в своем саду. Доход, который приносило это занятие, он делил так: половину заработка раздавал нищим, а другую половину оставлял себе на пропитание. Так и жил, довольный Богом.

Но вот лукавый стал нашептывать садовнику, что мол, зря ты свои деньги отдаешь нищим. Нужно не раздавать милостыню, а копить «на чёрный день», то есть время, когда заработка вдруг не будет и вот тогда запасы выручат. Послушался садовник этому помыслу, перестал раздавать милостыню, а стал складывать сэкономленные деньги в кубышку.

И что же? Через какое-то время тяжко занемог садовник. Слег. Болезнь усиливалась. Все свои собранные в кубышку деньги он издержал на врачей, которые, впрочем, не смогли помочь ему. Наконец, дошло до того, что из-за болезни нужно было отрезать ногу больному. Врач, который вынес такой приговор, сказал, что назавтра придет с нужными орудиями и сделает операцию.

И вот ночью садовник от всей души возопил к Небу: «Господи, прости меня, безумного! Не на Тебя я понадеялся, а на себя, свои сбережения, которые копил. Когда давал я часть заработка на нужды нищих, я ни в чем не имел нужды, питаемый и поддерживаемый Тобой. Будь милостив ко мне, грешному! Исцели меня!». Такой силы был этот душевный вопль, что был услышан.

Наутро пришел эскулап, чтобы отнять ногу у больного. Каково же было его изумление, когда он нашел садовника не на одре, а спокойно работающего в своем саду. И зажил садовник как прежде, деля свой заработок с нищими и надеясь не на кубышку «на чёрный день», а на Одного Бога!

***

Вывод из этой поучительной истории напрашивается сам собой. Многие наши беды и нестроения оттого, что мы надеемся только на себя, на свои силы, здоровье, работу, бизнес, счет в банке, – и не даем места в своей надежде занять Господу, Подателю и Источнику жизни.

Вот приходят нам в руки деньги. Пусть и небольшие. Почему бы нам не взять за правило часть из них, десятину, например, откладывать для нужд нищих, больных, убогих? Иными словами, разумно и по-Божески делиться своими приобретениями с теми, кто лишен подобных приобретений. Пусть понемногу, по 5-10 рублей в одни руки, но раздавать милостыню. Причем раздавать каждый день, при каждой возможности, не проходя мимо просящих, пусть и четверо, пятеро их встретится тебе сегодня.

Я не говорю, что нужно раздавать всё, что не нужно копить деньги на какие-то дорогостоящие покупки. Я против того, чтобы, как упомянутый выше садовник, ни копейки не уделять на нищую братию, оправдывая себя тем, что нужно иметь что-то «на чёрный день». Что же это за день за такой? Когда мы лишимся работы, здоровья, средств к существованию? Но ведь нет у нас стопроцентной уверенности, что этот «день» когда-то наступит! Нет уверенности, что накопленная «кубышка» не разлетится на что-то другое, когда нам позарез захочется какой-то модной вещи или еще чего подобного.

В этой, выстроенной вокруг «чёрного дня» схемы, есть одно очень слабое звено. Получается, что мы более надеемся на свои накопления, а не на Бога! Вот в чем штука! Разрисованные цветные бумажки в запасном кошельке для нас важнее, чем помощь Божия! Мы забываем, что Бог дает нам всё, потребное для жизни, в том числе и деньги. Что вообще наши деньги – не наши, а данные нам в управление Христом. И наша обязанность перед Ним – часть из этого, данного нам свыше кредита, тратить на милостыню, на малую жертву ради блага ближнего. Если мы будем так поступать, как благоразумный садовник, – то есть раздавать часть заработка нищим, надеясь на помощь Божию, не наступит для нас «чёрный день». Бог просто не позволит ему наступить.  Он воздаст сторицей за все наши материальные потери, пущенные на милостыню.

Причем необязательно эта «сторица» будет материальной, то есть «наши деньги к нам вернуться оттуда, откуда не ждали», хотя нередко и это имеет место в жизни милостилюбцев. Есть вещи, которые ни за какие деньги не купишь. Например, здоровье – свое и близких. Или крепкую семью, послушных детей, их устроенную жизнь. Или верных друзей. Или любимую работу, которая чудесным образом не прекращается, хотя была неоднократная угроза закрытия фирмы. Просто – тихая, размеренная, спокойная жизнь в условиях, когда все вокруг непредсказуемо раскачивается и трясется.

Господь найдет способы вознаградить тех, кто положился только на Него и презирает деньги. И правда, когда для человека деньги – не цель жизни, а, в первую очередь, средство служения ближним, придет к нему со временем и презрение к деньгам. «Будем презирать деньги и славу. Освободившийся от этих страстей свободнее всех людей и богаче самого облеченного в багряницу» (свт. Иоанн Златоуст). Когда деньги не властны над сердцем человека, все место в котором заполнено Богом, – выше этого счастья нет!

Стоит также помнить, что милостыня очищает всякий грех, коих у каждого из нас предостаточно. Милостыня и жизнь продлевает, делает ее плодородной и счастливой. В книге Товита (Ветхий Завет) Архангел Рафаил открыл праведнику Товиту и его сыну Товии волю Божию: «Доброе дело – молитва с постом и милостынею и справедливостью. Лучше малое со справедливостью, нежели многое с неправдою; лучше творить милостыню, нежели собирать золото,  ибо милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать» (Тов. 12, 8-9).

-------------------
Не будем же, дорогие мои, копить «на чёрный день», лишая нищую братию законно принадлежащих ей наших честных средств. Поистине чёрный день – время разлучения со Христом. А с Ним мы непременно будем разлучены, если не будем оказывать ближним милости. Что может быть хуже для бессмертной души, когда она, разделившись со Христом при земной жизни, окажется в таком состоянии Там, за чертой смерти? Наступит для нее вечный чёрный день ада, чего да избавит нас Господь!

Употребим же время нашей жизни, чтобы войти в светлый день – день непрестанного славословия Христу Спасителю, неумолчного пения Ему и в земной юдоли, и в посмертном бытии. Христос есть Источник жизни, и Он подаст, и подаст с избытком, всё, что нужно для человека. Только не стоит, думается, просить у Него, что именно Он должен нам дать – а целиком предаться в Его волю и с благодарностью принимать всё, что Ему благоугодно будет нам послать. Будем все благоразумными садовниками, возделывающими сад своей души на радость ближним, щедро делясь с ними плодами сада своего…