Мы книги читали, пьянея от строк Значить нужные кн

Анатолий Бызовской
!

 Краснодарский край - благодатный рай - цветущие весной деревья, сплошным красочным бело – розовым ковром закрывают небо, а чуть позже вся эта красота, осыпаясь лепестками цветов, цветным покрывалом накрывает землю, а к осени, не только в садах и огородах, но и вдоль всех дорог - спеющие фрукты, виноград и бахчевые культуры. И прожил я здесь все свои пятнадцать лет.

 А сейчас последние два года живу с бабушкой. Сестра, закончила, школу, уехала учиться. А отец с матерью расстались, прожив вместе восемнадцать лет. Отец буровой мастер работает в Коми АССР. Мама  работает и живет на Урале, часто пишет письма, приезжает ко мне. Работает на проводке газовых трасс, жилья не имеет, и забрать меня к себе не может.
 
У меня заканчивается учеба в восьмом классе, скоро экзамены.  Призвание ко мне не пришло и кем бы мне хотелось стать в будущем пока не знаю. Страшно люблю рыбалку, объездил все в округе  рыбные водоемы, лиманы и водохранилища. Уроки прогуливаю, учусь слабо, поведение отвратительное.

Без родительского надзора, у меня полная свобода. Хороводят нами ребята старшего возраста. Бабушке под восемьдесят лет и что-то сделать с внуком она не может. В школе учителя это понимали и вызвали отца.

 Поставили условие, если он меня забирает, то к экзаменам меня допустят, но в девятый класс, не возьмут. Экзамены я сдал удовлетворительно и уехал с отцом.  Так я попал на крайний Север, в Коми республику, к отцу на буровую, которая стояла на самом высоком берегу,  красавицы - жемчужины Севера реки Печора. Ставшей впоследствии моей судьбой.

 С этого самого высокого места, на фоне светло – голубого неба, открывались необозримые просторы без конца и края укрытые серо - зеленым покрывалом тайги и казалось, что всему этому пространству нет начала и конца. А запах тайги – пронизанный мягким, терпким - пряным запахом, почти медовым от цветущих кустарников и ягодников,  такого нет больше нигде.
 
Здесь я впервые увидел речные суда – пароходы,  буксира, сухогрузные теплоходы, танкера, баржи. В начале река – флот, юношеского воображения не затронули, на капитанском мостике я себя не видел. Но впечатления, от увиденного, остались.
 На реке, у берега была лодка, для обслуживания  буровой, и я каждый день занимался рыбалкой. Познакомился с местными  коми - ребятами, ездил на рыбалки и проводил с ними свободное время.
 
Прошло почти два месяца этого замечательно-беззаботного времени, но однажды отец спросил -  Что я думаю о дальнейших планах? Где хотел-бы учиться?  Я, спросил – Где учат, чтобы работать на этих кораблях? Показывая на рейд, где стояли на той стороне Печоры: - пароходы, теплоходы, баржи.

 Отправили срочно документы в Печорское речное училище. Книг готовиться у меня не было, со мной только знания, полученные в школе. Пришел вызов, и я вместе с местными ребятами отправился на пароходе «Сыктывкар» в Печору.

Впервые вступив на палубу речного судна,  увидев  в рубке, за штурвалом капитана в форме речника я, испытал внутреннее волнение, которого раньше не знал. И появилось страстное желание быть таким капитаном.

Я тогда не мог знать, что через десять лет в свои двадцать пять лет я приду на свой первый сухогрузный теплоход капитаном, и оно будет называться также «Сыктывкар». Но это будет в будущем, а пока мальчишки ехали сдавать вступительные экзамены. Никто не знал, что ведет нас по жизни -  призвание, или судьба!?

Печора. В этом году учебное заведение уже не техникум, а речное училище, и курсанты на  полном государственном обеспечении, полувоенная дисциплина. Экзамены в этом году идут в два потока, наплыв абитуриентов небывалый конкурс, четыре человека на место

  Руководство училища решило сделать ставку на местный контингент, который после окончания училища должен остаться работать на Печоре, где так не хватает кадров. Увидев такое количество желающих, я немного приуныл. Хвастаться своими знаниями я не мог, и как выглядят эти знания на фоне местного контингента, я тоже не мог знать.

 Проходной бал три четверки! А как их получить? Надо идти сдавать экзамены. Не знаю как, и где были у меня зарыты эти знания после школьных экзаменов, но я эти знания достал и заветные четверки получил. Еду обратно к отцу, ожидать вызова на учебу.
 
Учеба в училище началась с уборки картофеля в совхозе. Я был по росту почти самым маленьким, в строю стоял на самом - «шкентеле»т.е. последним, но в обиду себя не давал. В результате я привез с уборки картофеля более двадцати нарядов вне очереди, за свой своенравный характер. И почти до середины года пытался их отработать, чтобы сходить в увольнение.
 
Вместо трех групп по тридцать человек набрали более ста человек, с расчетом, что слабые «отсеются», так оно и случилось к концу первого учебного года осталось в группах по двадцать пять человек.

 Многие не смогли привыкнуть к полувоенной дисциплине. Как и в армейской службе, это подъемы по сигналу, физзарядка. Передвижение только строем, вечерние проверки, отбой. Увольнение в город только по увольнительной записке.

 Учиться я мог, но ленился, нахватал двоек, приехал отец. После крупного разговора, положение с успеваемостью исправил, но к общеобразовательным предметам особой тяги не было.

На втором курсе тоже учился без особых стараний и напрягов. Предпочтение отдавал художественным книгам, которые читал запоем, не только на переменках, но и на уроках, за что неоднократно наказывали и отбирали книги.
 
 Но когда в навигацию, прошла на теплоходе двадцати дневная обще ознакомительная практика, отношение к учебе изменилось. На третьем курсе начались спец. предметы, появилась заинтересованность. Появились по спец. предметам четверки, пятерки. После окончания третьего курса пошли работать на флот, на штатных должностях рулевых – мотористов.

 Попал я на служебный теплоход судоходной инспекции, но не успели сделать один рейс, как вышел из строя главный двигатель. Нас поставили в затон в ожидании прихода с ремонта другого двигателя. Капитана и механика направили на другие суда. Нас двух мотористов-первогодков оставили на дежурстве.

 Промучившись на дежурстве с моим напарником несколько дней, я иду к механику теплохода стоящего рядом на ремонте и расспрашиваю, как можно исправить нашу неисправность.
 
 И вот  на свой страх и риск разбираем этот дизель, спец. литературы нет, то, что получено теоритически в училище, без практики очень мало. Но не сдаемся, что не получается, иду на другие суда к механикам, прошу совета.

 И когда все было разобрано иду с замирающим сердцем, от предстоящего «нагоняя», к групповому механику с докладом… Что мы наделали. Крик, шум – механики не стали делать эту работу, а тут новоиспеченные,  «сопливые - мотористы», берутся за это дело.

 Но осмотрев сделанную работу, велел после обеда прийти к нему в кабинет.
 Встретившись после обеда, он берет пачку выписанных требований и ведет по складам, где уже отобранные все нужные нам запасные части и материалы. Я все это гружу на трактор и везу на теплоход.

 Началась сборка, что не получается опять иду к механикам других судов в помощи и советах никто не отказывает.
Самую ответственную работу установку газораспределения и  топливного насоса нам самим без опыта работы не сделать, помогает механик стоящего рядом теплохода.
 На следующий день, получив и залив дизельное масло в дизель, заполнив систему водой, были готовы к пробному пуску.

 Но севшие акамуляторы, за это время, дизель не крутили, нужно «прикурить» от соседнего теплохода. И когда наш «донор» стоял рядом и были соединены провода питания, волнение достигло предела, в голове билась одна мысль - Смогли мы это сделать или все напрасно.

 Прокачано масло – рука на кнопке  - пуск! Стартер закрутил двигатель - тот один, два раза  шумно вздохнул, а затем «взревел», выкинув первые снопы дыма -  я понял - Мы это сделали.
 
Счастье переполняло меня и я как заправский механик, осмотрев дизель, показания приборов, вытирая руки ветошью, поднялся в рубку. Двигатель нагреваясь, дымил все меньше и меньше, набирая свой ритм работы.

 И когда двигатель немного прогрелся, я включил ручку реверса редуктором - теплоход вздрогнул - из под корпуса судна, винт вытолкнул - первые струи воды. Показание приборов в норме, все  работает, а что дальше?

 И тут проходит мимо старший инспектор судоходной инспекции, увидев работающий теплоход, он зашел спросить - Что и как? А затем пошел в отдел кадров просить механика и капитана. Капитана - механика нам дали, а за то, что мы сделали этот ремонт, мне доверили стоять вахту второго помощника.


 Вот это место в моей жизни стало: - Посвящением в речники!
 
Я понял, что отныне река – флот это моя жизнь, мое призвание!

Заканчиваю, четвертый курс, учусь легко, троек вообще нет ни по каким предметам. Поступает предложение от работников судоходной инспекции, занять должность первого помощника капитана на их теплоходе. Я даю согласие, усиленно готовлюсь к экзаменам по дипломированию.
 
Не шутка, диплом второго помощника можно получить только после окончания училища, а здесь предложение получить диплом после четвертого курса, да еще исполнять обязанности первого помощника.

 Видно видели в период навигации, что все особенности и навыки специалиста речного флота, даются  и усваиваются мной довольно легко.
 Экзамены сдаю хорошо, получаю рабочий диплом - В душе девятнадцатилетнего юноши – играют оркестры!

 Навигация прошла насыщенно и плодотворно. На теплоходе выходили на расследование всех аварий и аварийных происшествий. Знал все места посадки судов на мель. Спец. лоция реки для меня уже наполовину открыла свои секреты.

Контролировали содержание ночной - световой обстановки. Практику и навыки вождения в дневное и ночное время судна получил отличные. Поэтому после этой навигации, захотелось попробовать себя на более мощных судах, но это были пока мечты. Пятый курс училища и Гос. Экзамены сдал, на отлично и хорошо.

После Гос. экзаменов, готовлюсь к получению рабочего диплома.  На дипломировании показываю хорошие знания. Но комиссия в спорах - предложение дать диплом первого помощника капитана, не хватает стажа, а в трудовой книжке - запись, навигацию уже исполнял эту должность.

 Все таки приняли вопреки, правил, решение, выдать диплом первого помощника капитана.
 Так впервые в истории Печорского речного училища, курсант дневного отделения получает такой диплом. А половина выпускников еще будет после училища, работать рулевыми мотористами набираясь опыта и практики, для работы в командной должности.
 
Как – то, выходя с отдела кадров, встречаю своих однокурскников, они готовят документы для поступления в высшее военно-морское училище во Владивостоке. Перед глазами возник океан, военные корабли, захотелось попробовать карьеру военного моряка.

 Еду в военкомат пишу заявление. Отдел кадров готовит документы. А мы, пройдя республиканскую комиссию, получив на руки предписание, едем в город Владивосток в ТОВВМУ им, МАКАРОВА сдавать экзамены. Впервые очень долго едем на краешек нашей земли к Тихому океану.
 
Прибыли в училище. Забрали документы, одежду переодели во "флотскую робу"( ежедневная одежда моряка). Все! Мы подчиняемся военным законам.
 Экзамены проходят в несколько потоков - но такого количества курсантов  жаждущих стать офицерами флота я, не видел нигде.

Через несколько дней мы уже знаем график сдачи экзаменов. Литературы по подготовке к экзаменам много видимо остается от предыдущих абитуриентов. Нас Печорских ребят человек шесть, стараемся держаться вместе.
Сдали два экзамена, на третий экзамен нас осталось двое. Мой однокашник Виктор и Я.

 Перед глазами все чаще и чаще всплывают картинки ставшей уже родной Печоры.
 А самое главное, там меня ждет любимая девушка, которую я встретил на берегу Печоры.  Эмоциональный всплеск стать военным моряком поутих.

 А когда встретились с ребятами старших курсов, пришедших с плавания и не ступавших, пять месяцев на сушу, которые поделились своими впечатлениями, романтика морей-океанов, уплыла, куда-то вдаль.

 До ужаса захотелось в Печору, на свой речной флот. Где  уже своя стихия – тайга, охота, рыбалка, грибы, ягоды. А самое главное - там любимая!   С Надеждой мы уже встречаемся два года, это уже больше чем дружба.

 Мы курсанты речного училища на экзаменах вне конкурса. Уже сдав два экзамена это сто процентное попадание в училище. И я, промучившись, ночь в сомнениях, не пошел сдавать экзамен по литературе, в надежде, что меня отчислят. Но меня заставляют идти на экзамен с другой группой.
И я не выдерживаю, пишу рапорт об отчислении. Через несколько дней мне выдают проездные документы, и я уезжаю в Печору, где ждет меня моя: зеленоглазая, белокурая, любимая девушка – Я, только сейчас понял, как все это мне дорого.

 Через неделю пути я был уже в Печоре. Конец навигации, я отработал на судах своего предприятия. А в ноябре Надежда проводила меня в армию. Длинный путь воинского эшелона в пятнадцать дней закончился во Владивостоке, где я уже был три месяца назад.

 Мы в экипаже Тихоокеанского флота. Проходим комиссию, попадаю по распределению в школу «подплава», это служба на подводных лодках на три года.
 А в этом году морская авиация, переходит на новые сроки срочной службы, служить будут там два года.

 Мы находим комиссию, которая комплектует, стрелков – радистов для работы на военных самолетах. Рассказываем о своем желании летать, тут же разучиваем и сдаем экзамены "морзянки" на слух, проходим комиссию и увозят в учебную школу.

Через шесть месяцев, после учебной школы нас распределяют по воинским частям.
 Попал я на базу связи, где через полгода службы, заработал отпуск, но полетел не к родителям, а в Печору к своей - Любимой.

 В отпуске двенадцать дней пролетели очень быстро, но мы сыграли свадьбу в доме родителей Надежды, а затем улетели на несколько дней на Кубань к отцу. А оттуда  я улетел дослуживать в часть, а Надежда на Север, в Печору.

 Служба закончилась, возвращаясь, заехал за своей мамой. Она жила в Пермьской области, и мы вместе с ней приехали в Печору, где познакомил ее со своей женой и ее родителями. Через пару недель мама уехала домой, а мы уехали к моему отцу на Кубань в маленький отпуск.

 По приезду в Печору, вышел на работу на свое предприятие и был назначен Первым помощником капитана на танкер. На наливном флоте отработал две навигации и затем был назначен на сухогрузный теплоход « Сыктывкар» в должности - капитана.

 Отработав три года был назначен капитаном – механиком на буксир-плотовод «Советский».
 В этот период я уже член парткома, член бюро, ответственный за работу с комсомолом. Вышел победителем в социалистическом соревновании  пятилетки. За что был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Серебряным знаком ЦК ВЛКСМ.
 
А через три года работы на буксире, меня партком при всем моем не согласии, назначают капитаном – наставником пароходства.
Отработав три года, меня опять партком направляет на новую работу Зам. Начальника Печорского порта.

 После работы с флотом это была нелюбимая каторжная работа. И отработав три года я, поставил условия, и меня отпустили на флот.
 Три года отработал капитаном - дублером на пассажирском флоте на скоростных судах, на подводных крыльях- "Ракета".

 И понял, что флот уже не дает всего того, что было в молодые годы. А работа в парткоме,  общественные обязанности, все эти нагрузки не приносили ни малейшего удовлетворения в жизненных позициях.

 И я после окончания трудового договора, вопреки всем и вся перехожу на работу в геофизическую экспедицию, подальше от цивилизованного общества. По всей видимости, этот двадцатилетний трудовой стаж и эта работа перестала приносить удовлетворение.

 Зам начальника полевой партии я отработал девять лет, в Заполярье. Неизведанные места тундры, лесотундры – озера, речки – рыбалки, охоты. Здесь я получал полное удовлетворение от своей работы, получая и материальную отдачу.

 В пароходстве за двадцать лет работы я всего один раз был летом в отпуске с семьей, а здесь ежегодные летние отпуска, поездки на море с детьми.

 Но через десять лет,  великая  перестройка перевернула спокойствие в этой жизни. Геология проходила, как и многие через развал своей отрасли. Геофизика осталась без средств, к существованию, распалась.

 Дальнейший трудовой путь, был блужданием в развалинах перестройки. Работал временно водителем, затем начальником снабжения. А последние девять лет начальником цеха, строительной организации.

 Но уже больше нигде работа не приносила морального удовлетворения. Остались лишь воспоминания о работе на флоте в должности капитана, где я себя чувствовал на своем месте и «горел» на этой работе.

 В 2003 году в 55 лет я закончил свою трудовую деятельность на производственных предприятиях, хотя пенсию получил в 50 лет. Работа уже не приносила никаких положительных эмоций, и мы с супругой, моей любимой Надеждой, перебрались жить в деревню, где построили дом.

 Живем мы в деревне, уже 16 лет имеем деревенскую прописку и ни о чем не жалеем. Содержим маленькое свое хозяйство – куры, кролики, козочка.
Почти пять лет были у нас три ездовых оленя, были они в возрасте и прожили у нас почти пять лет. А сейчас у нас пара молодых оленей и шестимесячный олененок, родившийся в этом году.

 На этом свой автобиографический очерк пока заканчивается. А МЫ будем жить и творить дальше! А как жила и живет наша семья, отражено в моих рассказах.
 А дальше идут рассказы – Печорский флот и люди в нем, а этот рассказ  мое - автобиографическое вступление к ним.

   
бывший капитан- механик теплохода «СОВЕТСКИЙ»