Черный круг и черный квадрат Малевича

Воловой-Борзенко
ЧЕРНЫЙ КРУГ И ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ МАЛЕВИЧА
(«Чёрный квадрат» находится в Третьяковской галерее в Москве. «Чёрный круг» хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге)

ЭПИГРАФ
«В священном восторге потомки глядят,
  Умильно сверкая слезами,
  На шутку Малевича “Чёрный квадрат”,
  Подвесив его вверх ногами.
                Константин Ефетов».

Черный квадрат - это тест на выявлении невежи.

О черном квадрате художники не спорят, спорят дилетанты.

Черный квадрат это заговорившая языком живописи философия.

Перед черным квадратом стоит задуматься — на какой стороне вы находитесь.

Если у вас возникают вопросы к черному квадрату, то это прежде всего вопросы к вашему невежеству, а не к Малевичу.

Черный квадрат открывает каждому столько истин, сколько он найдет в его черной непроницаемости.

Черный квадрат — граница жизни и смерти.

Черный квадрат - первооснова, кирпичик бытия.

Для понимания мира, надо смотреть из черного квадрата наружу, для понимания себя, надо смотреть в глубь квадрата.

Вопрос не в том, что человек не понимает смысл черного квадрата, а в том, что он не пытается его понять.

Пытаясь понять смысл черного квадрата можно прийти к его полному отрицанию, и здесь не важно прав будет человек или нет, для него эта концепция мира окажется неприложной, и он не примет в свой мир - мир Малевича. А вот тогда, он будет прав, как человек сделавший выбор для себя, а не для других.

Черный квадрат и есть та самая комната, в которой прячется черная кошка.

Чтобы найти смысл жизни далеко ходить не надо, достаточно сесть перед черным квадратом и задуматься о жизни.

Черный квадрат это испытание для мудрецов и дураков. Мудрец будет биться над поставленной задачей, решив которую черный квадрат перед ним раствориться, расступится. Для дураков черный квадрат останется доской, о которой они разобьют свой лоб.

Если существование черного квадрата для вас проблема, то значит вы сами большая проблема.

СПОР ОБ АБСТРАКТНОЙ ЖИВОПИСИ
- Николай Третьяков
Геннадий! Какую же Вы несёте ахинею! Где же тогда находится граница между искусством и неискусством? По Вашему, если кто то не принимает за искусство дерьмом вымазанные стены, он дебил и должен молчать в тряпочку? Расскажите уж нам, дебилам, что вы сами чувствуете и видите в этой галиматье! Или Вам опускаться до низов зазорно?

- Геннадий   
Вы пришли в чужой храм и начинаете указывать каким богам молиться. У искусства своя история, своя эстетика. Сами искусствоведы и художники определились с направлениями и смыслами. Вы не можете им указывать, что для них хорошо, а что плохо. Вы зритель из большого мира. А не эксперт из храма искусства. Вам никто не обязан объяснять, почему так сложилось. Вы сами должны обратиться к книгам искусствоведов и если не принять, то хотя бы понять, почему абстрактное и сюрреалистическое искусство считается одной из вершин живописи.

АНЕКДОТ О ТАЛАНТЕ
Музыкант проходит прослушивание на вакансию в симфонический оркестр. Владение инструментом превосходное, слух абсолютный, играет эффектно — в общем, мечта любого оркестра.
— Отлично, будем вас оформлять. Как ваша фамилия?
— Иванов.
— Иванов? Хм... Странно... А имя?
— Иван.
— Иван?! Удивительно... А отчество?
— Моисеевич.
— Это ж надо, как глубоко порой зарыт талант!

«Малевич был человеком, предложившим новый язык для абсолютно новой цивилизации. Мы бы сказали пышно так: Малевич гениальный, гениальная личность абсолютно, а то, что мы не ценили его и не ценим сейчас, – это наша беда, это у нас ментальность такая». (П.Волкова «Мост через бездну»)

Всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию... (Казимир Малевич Черный квадрат)

Трудно стать человеком, который хорош, Безупречен, как квадрат, И рукой, и ногой, и мыслью. (Симонид древнегреческий лирический поэт)

Потому что этот черный и страшный квадрат — подлинное отражение того, что в душе этого Малевича было. (Патриарх Московский)


СТИХИ
Чёрный квадрат Малевича
Наталия Солянова (с сокращениями)

Экскурсовод.
Задумайтесь, как титаничен труд,
Который породил немало споров.
Но критики, ломая копья, мрут,
И очернителей редеет свора.

Взгляните в левый угол полотна –
Он выписан с особым артистизмом:
Какая мощь, какая глубина,
Какая тонкость в пониманье жизни!

Взгляните в левый угол: здесь мазок
Наложен так нарОчито небрежно,
Что сразу нам понятно: вот намёк
На то, что жизнь не слишком безмятежна.

А центр – это просто контрапункт!
Вот где видна манера виртуоза.
Здесь бес и ангел вечный бой ведут,
Переплелись поэзия и проза.

Взгляните, господа, на этот зал:
Все от картин других идут обратно.
Магнитом тянет зрителей глаза
К загадке вечной «Чёрного квадрата».

Музыкант.
Квадрат? Сплошной квадрат! И вот опять!
И этим восторгается Европа?
Ну сколько можно миру объяснять,
Что для искусства главное - синкопа!

В искусстве без синкопы - просто смерть,
Одна попса, ценителям на горе.
И как квадрат сей чёрный можно спеть?
В миноре? Нет. И точно не в мажоре.

Кавказец.
Малэвич, дарагой, я так скажу:
Табой Кавказ гардицца, генацвале!
Я в мастерской сегодня закажу,
Чтоб копию для мне нарисовали.

Мой друг Эмзари - миравой мужык,
Но в живапыс не смыслит он, канэшна,
Сказал, что твой Квадрат - кусок шашлык,
Но толка силна-силна подгорэвший.

Врач-психиатр.
Малевич, несомненно, наш клиент.
Колоть и капать – в лошадиных дозах!
Маниакальный этот элемент
Подвержен депрессивному психозу.

Шизофрению видно без очков:
Его едва держали два медбрата.
(По мне сегодня вместо хомячков
Ползут сплошные чёрные квадраты).

Ведь это ж надо – написать квадрат!
А был вполне приличный неврастеник.
Нам не хватает в клинике павлат,
И всюду слышен громкий звук истерик.

Малевич ваш? Да там, в углу двора
Сидит тихонько, нюхает ромашки.
Его картина? Чёрная дыра –
Как ворот на смирительной рубашке.

Кошёлка (женщина неопределённого возраста и рода занятий, измученная семьёй и материальными проблемами).

Ну что вы здесь толпитесь, дураки?
Подумаешь – вот невидаль какая!
«Квадрат! Малевич! Живопись! Мазки!»
Толкаются – ну чисто как в трамвае!

Мазня какая – не на что взглянуть!
И сколько денег перевёл на краску –
Могла я целый месяц протянуть
И отложить ребёнку на коляску.

Алкоголик.
Ослеп! Не вижу – всё черным-черно!
Но я не спятил, я же понимаю,
Что это не колодец, не окно…
Но и картин таких ведь не бывает!!!!!

Не может быть в стене квадратный люк!
И хто в музее(!) стенку мог испачкать?
Нет, брошу пить!
Уйди, проклятый глюк!
Вот ты какая – белая горячка!

Старый еврей.
Ах, Боже ж мой, какие времена,
Какие стали рисовать картины!
Простой квадрат – а жизнь его черна,
Как 40 лет скитания в пустыне.

А до пустыни? Тоже ж был не мёд:
Египет и сплошная несвобода.
Как Моисей просил за свой народ!
Как всё еврейство жаждало Исхода!

Но гои – это гои, как всегда…
Так Боже ж мой, чего вам непонятно:
Печальная еврейская судьба
На нас глядит из «Чёрного квадрата».