Лакомые 8. Патефон. Дунаевский далеко от Уфы

Эмма Брамник-Вульфсон
Лакомые кусочки 8.Патефон. Дунаевский далеко от Уфы.
 *Радио тарелка на стене.

*Музыкальным талантом я пошел... в дядин патефон. Патефон дяди Самуила играл не переставая, пока дядя не умер. Любимый патефон положили ему в гроб. Исаак Дунаевский

«Табачная фабрика Самуила Дунаевского» до революции была крупнейшей по производству сигарет на Юге России, в городе Лохвиц на полтавщине, где жили Дунаевские.

«В ответ достав «Казбека» пачку»...Исаак курил «Казбек», потому что на пачке за светлыми горами, было много свободного места куда он записывал ноты.

Из материалов драматурга и режиссера Дмитрия Минченко, исследователя биографии И. Дунаевского,
==
Уфа. Башкирия , В 1930-е годы мои братья Фима и Ося, начинающие студенты, ночами стояли в очередях, чтобы купить сначала велосипед, а потом, патефон. Велосипед ко мне, тогда еще первокласснице, отношения не имел. Это было позже.

А патефон? Он стал моим музыкальным, песенным образованием. Днями, когда все были на работе, я сиднем сидела под радио- круглом динамике, тарелке на стене, и у патефона.И бесконечно крутила ручку-заводила его. -Только осторожно- не перекрути,-напоминали братья.

Из тарелки постоянно звучала музыка, песни, спектакли. И я на всю жизнь запомнила Имена певцов, авторов, не понимая, что это основа хорошей литературы, искусства.

Узнала про «Каштанку» и о том, что существуют оперы и люди, которые занимаются только тем, что сочиняют музыку.

И удивлялась, как в той тарелке обыкновенного размера помещались не только несколько актеров, но и целые оркестры...

А школьницей постарше по патефону я влюбилась в Клавдию Шульженко, ее «Руки», которые обнимали все вокруг.

По большим грампластинкам выучила еврейскую песню “ Der kranker Schnaider”( о больном портном); запомнила латышку Ирму Яунземе, которая пела еврейские песни.

Словом, патефон был моим хорошим учителем. Он разбудил мое любопытство, научил внимательно слушать и заучивать наизусть.
Хотя я тогда даже еще не знала имени Дунаевского, который далеко от Уфы вскоре стал популярным композитором. И о том, что он тоже влюбился в музыку по дядюшкину патефону...