Парашютисты приземлялись ночью ч. 8

Николай Мринский
Здесь могли находится только подразделения резервные и охранные. Зачастую появлялись карательные отряды по борьбе с партизанами и команды по изъятию продовольствия. В этой связи преимущества сухопутной заброски ДРГ и в основном крупных отрядов были налицо. Безусловно, требовалось хорошее знание обстановки в районе предстоящих действий, дислокации вражеских частей, умение преодолевать водные преграды и т. д. Оперативные группы при переходе линии фронта всё равно подвергались опасности. Порой они сталкивались с непредвиденными обстоятельствами: это и попытка задержания частями Красной армии, не знавших о переходе наших диверсантов и случайное обнаружение немцами. Приходилось во всех случаях прорываться с боем, нести потери, либо всё же изменять место или сроки проникновения на ту сторону. При выходе за линию фронта каждый боец отряда нёс с собой личное оружие, боеприпасы и взрывчатку, запас продовольствия на 10 дней, личное имущество и предметы первой необходимости. Общий вес снаряжения достигал 25-30 кг. Всё это необходимо было переносить на себе по лесу, часто ночью (зимой по целине, на лыжах). Такую нагрузку могли выдержать только физически подготовленные люди. С середины 1942 г. для переброски ДРГ стали чаще прибегать к помощи авиации, что разумеется, расширяло радиус их действия. На парашютах сбрасывали не только разведчиков с десантной подготовкой, но и спецгрузы. Многое зависело, конечно, от квалификации пилотов, погодных условий и прочих моментов.

Также использовалась и возможность посадки самолётов на партизанских аэродромах для разгрузки продовольствия, боеприпасов, различного снаряжения, а также для вывоза раненых, ценных документов, особо важных пленных и т. д. К началу 1943 г. переброска оперативных групп и отрядов в тыл противника стала в основном осуществляться путём воздушно-десантных операций. Только за 1943 г. парашютно-десантной службой 4-го управления НКГБ СССР было организовано и проведено 273 ночных полёта (из них 15 посадок в тылу врага), при выполнении которых были переброшены в тыл противника воздухом 620 парашютистов, 905 мест спецгрузов (ВВ, боеприпасы, оружие, питание для радиостанций) и вывезены из вражеского тыла по спецзаданиям 6 чел. и 178 раненых (13). 23 июля 1942 г. Совинформбюро сообщило, что «часть, где командиром является полковник Старинов, пустила под откос 10 эшелонов противника». В письме к Сталину, на встречах с К. Ворошиловым, М. Калининым, Г. Маленковым и Н. Вороновым «беспокойный» И. Старинов - теоретик и практик диверсионной войны, настойчиво доказывал необходимость создания отрядов спецназа и специальной диверсионной бригады на базе ВДВ. Но тяжёлая обстановка под Сталинградом, на Кавказе заставила Ставку ВГК отправить на это направление все воздушно-десантные войска, как обычные стрелковые. Душный, знойный август 42-го. Голос Левитана мрачен: на Юго-Западном и Южном фронтах наши войска оставляют город за городом. Именно в эти грозные, трагические дни решались многие назревшие вопросы партизанского движения.

Обстановка на фронтах оставалась тяжёлой и особого оптимизма не добавляла. Фашисты в качестве основных методов управления на оккупированной территории использовали насилие, террор, подкуп, вербовку и т. д. С сопротивлявшимся «новому порядку» патриотами, оккупанты вели жестокую борьбу. В секретных немецких инструкциях по уничтожению партизан утверждалось, что партизанское сопротивление «соответствует по своей сути русскому духу» и может быть побеждено только беспощадностью. «Все пойманные партизаны и гражданские лица, включая и женщин, должны быть расстреляны, или, лучше, повешены», - говорилось в «Боевом наставлении по борьбе с партизанским движением на Востоке». В то же время Гитлер признавался: «Партизанская война выгодна и нам: она даёт нам возможность истреблять всех, кто выступает против нас». Партизанские отряды формировались из добровольцев. Это были люди большого мужества и отваги, патриоты, понимавшие, на какой риск они идут. В инструкции Вермахта, выпущенной в ноябре 1942 г., прописывалось: «Обращение с партизанами и их добровольными помощниками должно быть исключительно суровым... Лица, предоставляющие партизанам убежище или продовольствие, или знающие, но скрывающие место пребывания партизан или вообще оказывающие им какую-либо другую поддержку, подлежат расстрелу». На борьбу с партизанами были мобилизованы все карательные органы Германии, но наиболее широко в этих целях использовалось гестапо. Гитлеровцы не жалели средств на разведку, работу с местным населением, часто его подкупая, и пользуясь при этом тяжёлыми материальными условиями людей.

Плата за донос, способствовавший поимке советских парашютистов, командиров, комиссаров, руководителей партизан, доходила до 100 руб. Кроме того немцы вознаграждали свою агентуру одеждой, пропитанием, табаком, спиртом, одеколоном и даже пудрой. 17 августа 1942 г. приказом НКО СССР в инженерных войсках каждого фронта предписывалось в короткие сроки создать 20 отдельных гв. батальонов минёров с номерами 1-19 (но под № «16» - два). Из них 5 батальонов вошли в состав отдельной бригады гв. минёров при Ставке ВГК «для минирования и разрушения коммуникаций во вражеском тылу». Штатная численность одного батальона в разный период достигала 300-400 чел. Речь фактически шла о рождении новой формы боевого применения инженерных войск. К 1 октября 1942 г. в действующей армии уже имелось 10 таких батальонов, как правило, по одному на действующий фронт. По 2 батальона было сформировано на Карельском, Ленинградском и Донском фронтах. Батальоны «авансом» получали звание гвардейских при формировании наряду с подразделениями ВДВ и реактивной артиллерии. В состав новых частей отбирали добровольцев-сапёров, имевших боевой опыт. Затем они проходили спецподготовку по минному делу, топографии, десантированию, приёмам рукопашного боя, обеспечивались взрывчатыми веществами, иным спецснаряжением и вместе с разведчиками, радистами от разведотдела того или иного фронта, курсантами и опытными испанцами из высшей оперативной школы особого назначения (ВОШОН), забрасывались за линию фронта небольшими группами.

30 мая 1942 г. был создан Центральный штаб партизанского движения (ЦШПД) при Ставке ВГК, который возглавил 1-й секретарь ЦК Компартии Белоруссии П.К. Пономаренко. 1 августа полковник И.Г. Старинов был назначен руководить диверсионной ВОШОН по подготовке минёров. Курсантов отобрали быстро из воздушно-десантных частей, из выпускников Высшего военно-политического института. К особой категории личного состава школы принадлежали инструкторы минно-подрывного дела, работавшие когда-то в Оперативно-учебном центре, потом в Харькове, Ростове и на Калининском фронте: Мария С. Белова, капитан Семён Минаев, капитан Владимир П. Чепига и ещё несколько человек. Преподавая в ВОШОН минно-подрывное дело, они учились и сами, осваивая тактику действий в тылу врага. К особой категории личного состава школы принадлежали инструкторы минно-подрывного дела, работавшие когда-то в Оперативно-учебном центре, потом в Харькове, Ростове и на Калининском фронте: Мария С. Белова, капитан Семён Минаев, капитан Владимир П. Чепига и ещё несколько человек. Преподавая в ВОШОН минно-подрывное дело, они учились и сами, осваивая тактику действий в тылу врага. Ну и, разумеется, совершенствовали знания, делились опытом с новичками испанские ветераны-диверсанты: Унгрия Доминго, Хуан Хосе Отеро Гарсия, Мануель Эррера, Кано Эрехенио, Антонио Эсмеральдо Рико, Иполито Ногес, Мариано Чико, Франсиско Гаспаре, Мануэль Бельда, Франсиско Эрнэсто Гульон,  Рафаэль Эстрела Льопис, Хосе Фернандес Виески, Франсиско Луис дель Кастильо, Анхель Альберка, Сальвадор Кампильо Гарсия, Хуан Лоренте Буэно, Франсиско Каньисарес, Санчес Коронадо, Бенито Устаррос, Хоакин Гомес...

Майоры: Фейхоа Фернандес Хоакин (псевдоним П.П. Фёдоров), Мигель Бойсо, Хосе Фусиманья Фабрегас погибнут в Крыму в марте 1943 г., и это далеко не полный скорбный список. ВОШОН располагалась в пос. Быково (в/ч 00125), где готовили специалистов и командиров высшего класса, планировали операции, испытывали новую диверсионную технику. Илья Старинов также возглавил технический отдел по производству специальных мин, в том числе радиоуправляемых. Ему удалось сконструировать несколько видов различных мин, с помощью которых были взорваны более 12 тыс. вражеских ж/д составов с боеприпасами. Ранним утром 14 ноября 1941 г. при непосредственном руководстве полковника И.Г. Старинова была проведена на расстоянии в пол тысячи км уникальная операция. С использованием мощного фугаса (радиоуправляемый - 350 кг тола) был уничтожен особняк в центре Харькова, в котором разместился штаб 68-й пехотной дивизии вермахта вместе с её командиром, комендантом города ген. Георгом фон Брауном. Под завалами также погибли два штабных офицера и «почти все писаря» (а точнее 4 унтера и 6 рядовых), как гласит запись в немецких документах. Всего при взрыве погибло 13 чел. и получили тяжёлые ранения - начальник разведотдела дивизии, переводчик и фельдфебель. Гитлер занёс полковника Старинова в список личных врагов и обещал 200 тыс. рейхсмарок за его голову. Ранее он объявлялся личным врагом № 1 фашистскими диктаторами Ф. Франко и Б. Муссолини.

Продолжение следует в части  9                http://proza.ru/2019/02/07/647