Выпускники

Анатолий Бызовской
Шел  1963г. В  Печорском  речном пароходстве идут большие преобразования. Некогда паровой флот – пароходы были основной движущей силой для перевозки грузов, плотов с круглым лесом, пассажиров. Началось освоение Севера, геологами, нефтяниками. И Печорское пароходство  начало пополнятся более экономичным дизельным флотом, это сухогрузные суда,  нефтеналивные суда – танкера, буксирные теплоходы.

Возникает вопрос с кадрами. Для решения которого в 1962 году, некогда Печорский речной техникум, преобразуется в Печорское речное училище с полным государственным обеспечением и полувоенной дисциплиной.
 
В 1963 году руководством училища решено набирать курсантов из припечорских  деревень и сел. Коренное население, по замыслу руководства, после окончания училища должны остаться на Печоре.

 Впервые конкурсный отбор был небывалый – четыре человека на место. Сдавшие экзамены, были распределены по трем группам. Было набрано по тридцать пять человек в группе вместо тридцати, чтобы пополнить группы в процессе отсева слабых курсантов. После первого курса обучения, группы остались по двадцать пять человек, но ко второму курсу, за счет поступления десятиклассников, группы стали по тридцать человек.
 
Так мы стали курсантами этого набора в речное училище. В училище полувоенная дисциплина, движение по территории только строем, вечерние поверки, выход в город только по увольнительной. Многие ребята такой обстановки и условий не выдерживали, уезжали домой.   Но мы продолжали учиться, привыкая к данным требованиям.

 Постепенно эта среда  стала нашей обыденной жизнью. На протяжении пяти лет нашими родителями на период учебы стали начальник училища Анисимов Вячеслав Алексеевич и командир роты - Руднев Юрий Львович. Строго и в то же время с добрыми отцовскими чувствами они относились к курсантам. Как они нас ругали, наказывали, уговаривали, пытаясь внести ясность жизненных позиций в наше еще детское мировоззрение.
 
Первый курс начинался с уборки картофеля в Кедровом Шоре, и  после окончания уборки я «привез» в Печору 24 наряда вне очереди. Отрабатывал их до марта месяца, дежурил по воскресеньям в наряде и на хозяйственных работах. И таких ребят, пытавшихся жить вопреки требований командиров, было немало.

 Но со временем все встало на свои места. Мы повзрослели, изменили взгляды на жизнь и пять лет учебы прошли в нужном русле.
 С теплым чувством я вспоминал своих воспитателей после службы в армии, сколько беспризорных мальчишек они вывели в люди. С третьего курса многих курсантов начали призывать в армию, группы редели. Ребята уже оканчивали училище после службы с другими группами, но считали себя нашими однокашниками.

 После пятого курса сдали  государственные экзамены, в группах осталось в среднем по двадцать человек.  Получили дипломы вторых помощников капитана, вторых помощников механиков и первую навигацию вышли работать в командных должностях. Работали на разных судах Печорского пароходства. А осенью нас практически всех призвали в армию.

 Больше половины ребят служили три года в ВМФ на кораблях и подводных лодках, часть ребят в С.А.  - два года. Но, тем не менее, большинство выпускников вернулись на работу в Печору. Некоторые ушли работать на флот Министерства Геологии, который стал организовываться в Печоре.

 Некоторые, выпускники, закончившие училище на хорошо и отлично,  обладающие способностью работать с курсантами, были приглашены руководством училища на преподавательскую и руководящую работу. Более тридцати лет занимались преподавательской деятельностью в училище – Г.А. Коншин, Н.Н. Титенок, А.И. Королев, А.И. Макеев. В этом году отмечает пятьдесят лет работы в училище В.А. Ёлкин. Но большинство выпускников оставалось работать в Печорском речном пароходстве.
 
Флот Пароходства изменился в корне. Появились пассажирские глиссирующие суда типа «Заря», скоростные суда на подводных крыльях «Ракета». Стали строить на стапелях Печорской РЭБ, Щельяюрской РЭБ буксирные мелкосидящие  суда «БТК», буксирные теплоходы     «Р-14 А», восемьсот тонные сухогрузные теплоходы типа «Василий Батманов», тысячетонные металлические баржи, четыреста пятьдесят тонные  нефтеналивные баржи.
 
И в конечном итоге на всех самоходных судах работали выпускники Печорского речного училища. Выпускникам училища наших лет повезло быть на пике развития флота и перевозок грузов. Мы осваивали все малые реки, это Лая, Колва, малая и большая Роговая, Адьзва, Лемва. Ниже города Нарьян-Мар - это Печорская и Коровинская Губа, по которым доставляли груза геологам, осваивающим побережье Баренцева моря.

  Доставляли топливо, продукты питания в Леспромхозы и населенные пункты находившиеся на малых реках это верховья Печоры до Усть-Уньи, река Илыч, Ижма, Цильма, Пижма. Брали и вели плоты с самых верховьев Печоры  выше Троицка-Печорска, - это лесопункты Мамыль, Знаменка, Комсомольск на Печоре и путь по реке составлял не менее семисот километорв.

 Водили плоты со средней Печоры в весенний период объемами до десяти тысяч кубов (длина плота до 540 метров, ширина до 200 метров). Осваивали методы толкания составов  из двух тысячетонных барж в одну нитку, а затем и четырех тысячные составы из четырех барж.

 Были единичные случаи вождения на буксире составов водоизмещением двенадцать тысяч тонн (шестнадцать единиц различных судов). В этот период на Печоре работало специалистов называющих себя речниками около шестнадцати тысяч человек.

 В навигацию вводились в эксплуатацию только в Печорском пароходстве до ста шестидесяти единиц флота. Одних только плотов с круглым лесом, весенней сплотки, на Кожвинскую лесобазу в отдельные годы приводили до двести пятидесяти штук.

К сожалению. нынешнее время, жизнь на речном флоте круто изменилась. Сейчас не так часто можно увидеть идущий теплоход даже с одной баржой, а еще совсем недавно экипажи наших ветеранов водили четырех тысячные составы из четырех барж. Плоты объемом  до десяти тысяч кубов.

Флот работал двадцать четыре часа в сутки. Ходили ночью по световой обстановке. Водили составы в осенних туманах по локатору. Занимались перевозкой пассажиров на скоростных судах типа «Заря» и судах на подводных крыльях типа «Ракета».
 
Сейчас все командиры флота уже заслуженные ветераны, за их плечами огромный трудовой период жизни. Многие за свой самоотверженный труд награждены орденами и медалями, знаками отличия.
 
Семнадцатого марта 2018 года в Печорском речном училище соберутся  выпускники речного училища, чтобы отметить свой юбилей – пятидесятилетие окончания Печорского речного училища. И хочется пожелать всем ветеранам и членам их семей – всех благ, крепкого здоровья и долгих лет жизни.
 
А также быть оптимистами и верить в то, что вклад, привнесенный в развитие речного флота на реке Печора, и профессионализм наших ветеранов будут иметь отражение и в нынешнем поколении речников.