Мебель как зеркало мироощущения

Сергей Алексеевич Наумов 5
                МЕБЕЛЬ  КАК  ЗЕРКАЛО  МИРООЩУЩЕНИЯ
   
     Позволю себе напомнить просвещенному потребителю о том, что мебель не просто один из основных видов оборудования помещений, а также садов, парков, улиц. Мебель – это отношение к себе и окружающему миру. Это стиль, эпоха, философия, здоровье и комфорт.



История развития мебели тесно связана с эволюцией художественных стилей. К древнейшим сохранившимся образцам мебели относятся древнеегипетские предметы обстановки, предназначенные для фараона и его приближенных: сундуки, складные табуреты, троны с прямой спинкой и четырехугольным слегка прогнутым сидением. Они часто украшались скульптурными формами: звериными лапами и утиными головами, в отделке широко использовались ажурные рельефные вставки (в виде символических изображений животных, солнечного диска, фараона), золотые накладки, инкрустации из слоновой кости, стекла, камней, в чем наглядно проявлялось отношение фараона к себе как приближенному к божеству.
      Об основных типах мебели Древней Греции, получивших распространение среди большей части населения, можно судить по скульптурным изображениям и вазописи. Это сундуки, табуреты на 4 ножках или на X-образной опоре, стулья с гнутыми ножками как повседневно употребляемые, так и церемониальные; ложа на высоких опорах с прогнутой спинкой в изголовье; столы, нередко низкие, что было обусловлено обычаем возлежать при трапезе и письме. Мебель изготавливалась главным образом из дерева, иногда из бронзы.
      Мебель Древнего Рима напоминала древнегреческие образцы. Но были выработаны и собственно римские типы, например, ложе с продольной спинкой (прообраз современной софы).
      Мебельное искусство средневековой Европы почти не унаследовало античных традиций. В раннее Средневековье распространились сундуки, табуреты, представляющие собой обрубки стволов деревьев, а также столы на козлах досок, довольно высокие, что определялось обычаем сидеть во время трапезы или письма.
      В готический период с изобретением двуручной пилы, дававшей возможность тонкие доски, появилась более легкая и прочная мебель. Напряженно вытянутая вверх, она заполнялась ажурной резьбой, растительными и геометрическими узорами, фигурными изображениями.
     О типах средневековой русской мебели можно судить главным образом по иконам, фрескам, миниатюрам. Наиболее распространенными предметами жилой обстановки были деревянные неподвижные лавки, обычно устанавливавшиеся вдоль стен всего помещения, и подвижные скамьи, нередко с перекидной спинкой, служившие не только для сидения, но и для сна, а также прямоугольные столы на четырех опорах, табуреты, сундуки. Эти типы мебели, так же , как и многие типы западноевропейской мебели романской эпохи, простых и рациональных форм, продолжали существовать в народном быту до недавнего времени.
    У большинства народов Азии сложилась традиция использовать вместо мебели ковры, стенные ниши, циновки, однако известны и предметы обстановки, сходные с европейскими: столы, этажерки, буфеты, шкафы-сундуки и т.д. Им нередко свойственны горизонтальная вытянутость объемов, плавная изогнутость, мелкий растительный орнамент.
    В Западной Европе в эпоху Возрождения (XV – XVII вв.) совершенствование быта и тяга к комфорту обусловили дальнейшее развитие типов мебели. Вошли в употребление двухъярусные шкафы, кабинеты (ларец с маленькими ящичками на подстолье для хранения документов и драгоценностей), кровати рамной конструкции под балдахином, сундуки со спинкой и локотниками, кресла, обитые тканью или кожей.
    В XVII веке с развитием барокко дворцовая мебель обретает живописную пластику форм, пронизанных динамикой криволинейных сочетаний и беспокойной игрой светотени, порой буквально сливающихся с декором интерьера.
     Во второй половине XVIII столетия, в эпоху классицизма начали делать фанерованные кабинеты и двустворчатые шкафы, в которых строгая торжественность прямоугольных форм сочеталась с сочностью барочного декора (букеты цветов, растительные узоры). Выполненный в технике инкрустации (деревом различных пород, перламутром, черепахой, золочеными металлами) декор плотно покрывал поверхность изделия, вписываясь при этом в рамки прямоугольных сочетаний. В качестве отделки тронообразных кресел с прямой высокой спинкой и мягких табуретов, предназначенных для дам, (учитывалась пышность наряда) применялись шпалеры (стенной безворсовый ковер с сюжетными и орнаментальными композициями, вытканный ручным способом), золочение по левкасу (грунт под окраску или позолоту на деревянных изделиях).
     С расцветом стиля рококо во второй четверти XVIII века на смену монументально-строгим классическим формам приходят интимные, прихотливо-динамичные. Излюбленные типы мебели этого периода: комоды с как бы вздутыми к центру формами, бюро (письменный стол с футляром), софы. Наряду со стационарной мебелью, расставленной вдоль стен, стали вводиться также многочисленные типы легкой, свободно перемещающейся мебели небольших размеров: стулья, кресла со спинками, словно облегающими тело, банкетки. Все они, обитые единой тканью, вместе с софой образовывали гарнитуры.
     С утверждением в странах Европы первой четверти XIX века ампира мебель, нередко буквально копирующая древнеегипетские, римские и греческие формы, обрела монументальность нарочито статичных форм, декорированных крупной рельефной бронзовой отделкой с мотивами древнеримского и древне египетского искусства. Своеобразная форма ампира («сталинский ампир») бытовала в СССР в 30-50 годы XX века. В России лучшие образцы дворцовой и усадебной ампирной мебели были созданы по проектам архитекторов А.Н. Воронихина, К.И. Росси, В.П. Стасова. Для ее изготовления нередко использовалась карельская береза, отличающаяся эффектным золотистым цветом и своеобразным «муаровым» рисунком текстуры; в отделке применялось разное золоченое дерево, заменявшее бронзу.
     С зарождением стиля модерн (конец XIX – начало XX в.), стремившегося к единству художественного решения бытовой среды, в мебели появляются новые конструктивные формы. В отделке используются инкрустации из стекла и керамики, накладки из полированного и прочеканенного металла. В целом мебель становится менее громоздкой. Начинают применяться стенные шкафы и ниши.
     В создании советской мебели 20-30-х годов, предназначенной для жилых домов и общественных зданий новых типов (дворцы культуры, рабочие клубы) принимали участие архитекторы А.В. Щусев, И.А. Фомин и другие, не порывавшие с традициями русской классической мебели. В то же время получила развитие школа во главе с А.М. Родченко, Л.М. Лисицким и Е.В. Татлиным, опиравшаяся на эстетику конструктивизма. Последние предприняли попытки создать функциональную целесообразную встроенную и трансформирующуюся мебель на основе промышленного изготовления.
     Во второй половине XX столетия в странах Западной Европы, Америке, СССР и затем России принципы функционализма получили дальнейшее развитие. Широко стала применяться сборно-разборная мебель, использовались древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты, пластмассы и другие материалы.
     Сегодня практически можно удовлетворить самые смелые фантазии потребителей. Сдерживающим фактором могут оказаться только материальные возможности.
     Романтика, человека, предпочитающего времена Александра I, могут привлечь как гарнитуры, так и отдельные предметы из цельного красного дерева, карельской березы, ореха. Подлинники предшествующих эпох можно найти в антикварных магазинах. Потребители с более скромными возможностями могут заказать мебель, имитирующую любую эпоху, любой стиль у современных виртуозных мастеров, в крайнем случае, приобрести очень «человеческую» мебель из Италии, Германии, Чехии. Экологически чистую, качественную и недорогую выпускают отечественные мебельные фабрики. Современные мебельные салоны помогут вам не только выбрать предметы интерьера, но и расставить их в вашей квартире таким образом, что сумрачные осенние дни будут скрашены уютной домашней обстановкой, и вы почувствуете, что мебель не только отражение вашего вкуса, но и ваш друг.


                1999 г.