Не пошёл бы я за Аввакумом

Иоанн Блаженный
Из книги 'Дневник Cвятого Духа' т.9


    Чем-то привлекательна личность Аввакума. Отчасти напоминает мироточивую Евфросинию-Зороастру, хотя была много добрее. Меньше в ней было фарисейской бестиальности, акцентированного мракобесия. И несравнимо больше, чем у Аввакума, любви к Царице Небесной.

Ссылка Аввакума в Пустозерск. Казнь чада его юродивого Фёдора… Какие исторические имена, бог ты мой! Пустозерск. Аввакум. Поразительная личность Аввакума, пророческой силы.

Но больно жесток Аввакум был. Сидела в выдающемся старообрядце ортодоксальная бестия. Хотя, должно быть, без подобной крепости внутренней не отстоять свою правду перед лицом всеобщего наваливающегося зла в лице реформатора Никона. Христианин призывается к подвигу противостояния всему миру. Хотя бы мир пал и окружающие предали, не уставай осуждать зло и радеть о великой правде. Премудрость возблагодарит тебя за понесённый крест.

                *

    Не пошёл бы я за Аввакумом. Много в нём от Христа Ярого Ока. Принадлежность к злодейскому институту сказывается неминуемо. Разделяет его чашу и заключает в себе что-то от его палаческо-диктаторской бестиальности, нетерпимости и высокомерия. Отсюда погряз в ритуальном буквализме и борется не поймешь с чем. С ничтожными литературными правками (двухразовыми аллилуйями и двойной ‘И’ в начале имени Иисус).
Но ведь смехотворно! Протопоп, парень ты крепкий и вроде бы апостольской силы. Да только из апостолов Павел в тебе сказывается, а не Иоанн Богослов. Едва ли Богородица допустила бы тебя на Соловьиную гору.

Что считаться в мелочах? Бог любящий смотрит на внутренняя, на степень открытости сердца. Призывал к мученичеству – прекрасно! Возможно, чада твои, в том числе боярыня-инокиня Феодора Морозова да княгиня Евдокия Урусова заслужили мощей великими своими подвигами. Да только едва ли сегодня могут послужить они примером старообрядческого благочестия.

Во времена интернет-замкнутости на себе ничего важнее хождения в народ, в природу. И работы над открытием сердца. Побольше бы глубоких воздыханий, милосердия, снисходительности. Нетерпимости к своим недостаткам и милосердия к недостаткам ближних. Тогда бы ты, преподобный отче Аввакум, меньше обличал чад своих в жестоковатых письмах. В конце-то их тон смягчился и вроде даже прощения просил. Мол, из соображения любви обличаю чадо.

                *

   В каком образе ходить? В евфросиньином, аввакумовском, нилосорском, нилостолобенском, в серафимосаровском, в серафимосоловецком? В каком Божия Матерь тебя видит. Как Она хочет. Ей дано слепить тебя. Как Мать рождает свыше, и дитя одно с Ней. По образу и подобию Матери слеплен и наследует её ген. В её образах ходить, как ей будет открыто.
Такова тайна прямого водительства.