Не пойду замуж! В школу пойду!

Мария Ильинична Калинкина
           Помните, как в рассказе Л.Н.Толстого мальчик Филиппок пришел в школу? Вот и со мной произошла примерно такая же история.

           Расскажу все по порядку.
           Когда мне шел пятый год, я впервые сказала, что хочу в школу. Эту историю мне поведала мама ( я этого не помню). Была у нас соседка тетя Валя- добрейшей души человек, веселая и озорная.Всякий раз, когда она к нам приходила, учила меня "веселым" песенкам.На удивление, я запоминала очень быстро. Приходя в следующий раз к нам, тетя Валя просила меня исполнить ранее выученное и знакомила меня с новой частушкой.Так продолжалось довольно долго.По ее просьбе я пела да еще и плясала, а взрослые "умирали" со смеха, пока однажды не произошел такой случай.Была зима. В очередной раз пришла веселая соседка и обратилась ко мне:" Ой, Маня, какая ты большая выросла. Скоро замуж пойдешь!"  На что я ответила: " Я в школу пойду! Какой замуж! На улице такой мороз!"(речь моя была приправлена отборным матом). Соседка опешила и обиделась.На что моя мама ей сказала: " На что ты, кума, обижаешься? Ведь это ты ее научила." Тетя Валя сказала:" Я ее не учила ругаться матом". Тогда мама ей ответила, что, наверное, ребенок стал понимать смысл этих слов и применять в речи. Больше тетя Валя меня не учила "веселым" песенкам, а я больше не ругалась.

           В шестидесятые годы в 1 класс ребятишек, рожденных после 1 сентября, в школу не брали. Я родилась в октябре, а учиться очень хотела.
           Однажды мама сказала:" Вон учительница ходит, детей в 1 класс записывает, а ты непричесана, растрепана", подала мне не расческу, а гребешок. До сих пор помню,как я драла волосенки, стараясь привести себя в порядок. Мама обманула учительницу, сказав, что я родилась в августе.Меня записали. Так впервые я увидела свою любимую учительницу Лидию Ивановну и была рада, что пойду в школу.
           Шло лето, которое радовало нас теплом и светом. Мы бегали, играли, купались и веселились.
           Однажды я со своей подружкой Надей сидела у дороги в песке, мы "пекли" пирожки.Мимо проходила наша соседка тетя Наташа и спросила:"Девчонки, а вы чего здесь сидите? Ребятишки-то все в школу ушли." Мы переглянулись, подскочили, взявшись за руки, помчались в школу. Войдя в помещение, мы увидели пустой коридор. Мы в растерянности остановились. Вдруг откуда-то появилась женщина (техничка), она поинтересовалась, что мы здесь делаем. Мы хором ответили:" Учиться пришли!"Техничка проводила нас в нужный нам класс.
           Мы вошли и остановились у порога. За партами сидели нарядные ученики, было много цветов. Мы же были в простеньких не очень опрятных платьях, босые, непричесанные.Дети захихикали, но Лидия Ивановна строго посмотрела, постучала мелком по доске и пригласила нас присесть за парту ( первая парта во втором ряду почему-то была свободна, как будто ждала нас с подружкой). Мы присели и стали слушать учительницу. Мама дома, конечно, отругала меня, но я была счастлива.
           На следующий день в новеньких формочках, белых фартучках с портфелями в руках мы с подружкой первые прибежали в школу и целый год просидели за этой первой партой.

           Учеба мне давалась легко, быстро научилась читать, полюбили книги. Научилась счету, любила  устный счет.Самым трудным было письмо. Тогда мы писали деревянными ручками с перышкам чернилами. Чернила носил каждый в непроливайках- чернильницах.Как только вспомню о них, так перед глазами перепачканные руки, кляксы в тетрадях, пролитые в портфеле чернила и...слезы. Но со временем и письмом овладела.
           Так пролетел учебный год. Май месяц. Скоро каникулы. Уже закончились уроки, и мы ходили классом с учительницей на экскурсии в бор, к озеру, играли на спортивной площадке. В один из таких дней Лидия Ивановна отправила нас всех по домам за метриками. Я бежала домой и в голос ревела, понимая, что сейчас откроется обман. Я не хотела идти обратно в школу, думала, что меня выгонят.Мама меня успокоила и сказала, что теперь уже не выгонят.Придя в класс, я сидела как на иголках, сердечко мое билось как птичка в клетке. Когда до меня дошла очередь, я дрожащей рукой подала учительнице свидетельство о рождении.Она посмотрела и сказала:"Так ты, Маня, шестилетка". А ребятишки подхватили:" Шестилетка, шестилетка,..." Я заплакала. Тогда Лидия Ивановна строго сказала:"Шестилетка, а лучше вас учится".Поняв, что меня не отправят из класса, размазав слезы рукавом по лицу, вздохнув с облегчением, я села за парту.