Синие горы

Николай Михайлович Коваленко
  Село наше Смоленское как раз между двух увалов .Вьезжая в него с севера , нужно подняться в горку , а потом спуститься .И выезжая в другую сторону -нужно снова подняться и потом спуститься .Эти небольшие горы у нас называтся увалами .И если стоять на увале и смотреть на юг , то можно увидеть силуэты гор .В пасмурную погоду и по вечерам они становятся темно-синими .Это наши Синие горы . Нам , мальчишкам нравилось смотреть на эти силуэты , на далекие разные пики вершин и мечтать добраться туда . Они манили нас с детства и манят меня до сих пор , когда я приезжаю сюда , на Алтай , на свою малую родину ...
 ..Мне было 13 лет, моему другу Женьке 14 , когда мы решили летом пешком отправится в поход, в горы . Мы прекрасно знали из уроков географии ,что реки почти все берут свое начало с гор .И мы запланировали идти вдоль нашей Поперечки , которая течет через все село, разделяя его пополам , вверх по течению и найти то место , откуда она начинает свой путь .Решали все это мы еще весной и до лета тщательно обсуждали наш поход и готовили все необходимое -рюкзак ,удочки , топор. чайник , ведро .Еду ,теплую одежду , спички сложили все вечером перед выходом .Собирались мы с Женькой вдвоем и с собаками , моим Волчком , почти овчаркой, и Тарзаном друга , обычной дворняжки . Но за нами прицепился младший брат Женьки Митька и его дружок -одноклассник Сашка Борисов . Нам этот прицеп был совсем не нужен , но Женькины родители сказали , что если мы брата не берем , то и Женьку они не отпустят никуда . И мы пошли вчетвером .
   Встав пораньше , чтобы за первый день пройти побольше , мы отправились в дорогу .Поперечка наша петляет очень .Но мы шли напрямую по тропинкам и по полю , зная примерно путь реки из поездок моих с отцом на рыбалку и за калиной . Сначала было легко и рюкзаки , которые несли мы с другом . нас совсем не беспокоили . Младкошня неслись впереди с собаками и радовались и те  другие , что куда-то идут с нами .Но с каждым километром рюкзак что -то становилсявсе тяжелее и тяжелее.
   -Привал , -закричал Женька .когда мы очередной раз приблизились к берегу реки.
Женька был хоть и старше меня , но я был выше его и сильнее , как я считал , потому что занимался спортом .Женька спорт не любил , но слабым себя не считал и был крепышом .Поэтому мы часто спорили , кто из нас главный .
   -Ладно ,- согласился я .-Привал , так привал .
 Мы расселись на высоком берегу , достали хлеб , колбасу , огурцы , яйца , сваренные с вечера мамкой и хорошенько перекусили .Сидеть на пахнущей летом траве и смотреть на протекающую внизу речку , уходящую в очередной поворот , было легко и уютно . Блаженно . Солнце уже было высоко и становилось жарко .
  -Надо двигаться дальше , - теперь скомандовал я . И все нехотя поднялись .
 Сашка и Митька теперь уже плелись сзади .Да и нам становилось тяжелее. Пойдя еще километров пять , мы добрались до знаменитых Солонцов - так назывался крутой берег реки из желт-белой глины .Река здесь делает три крутых виража  , образуя полуостров с пологим спуском к реке . На берегу росли большие и маленькие деревья и были хорошие полянки прямо у воды. Получалось отличное место для ночлевки и рыбалки .Мы решили здесь и расположиться .
  Немного отдохнув и искупавщись , мы занялись лагерем .Палатки у нас не было , но мы с Женькой умели строить такие шалаши летом из веток , а зимой из снега .Мы рубили большие ветки , ставили их под углом к друг другу , а затем мелкими обкладывали все . Шалаш получился просторный и уютный. Мы все вместе с собаками залезли внего и завалились на мягкой траве и фуфайках , которые брали с собой из дома .
   -Вот переночуем здесь , а рано утром снова в путь ,-проговорил я .
   -Ген ,  а может тут и поживем дня два и домой ,- пробормотал Сашка.
- Ну .началось ,- рыкнул на него Женька ,- Мы вас с собой не звали .И мы идем в горы.
  Сашка притих .
   Вечер прошел незаметно . Сначала рыбачили по очереди .Натаскали пескарей и чебачков штук тридцать .Сварили уху в ведре на костром . Сварили чай , бросив в старенкий чайник смородиновых листов . Аромат был отменный и от чая и от ухи. Натрескавшись вдоволь , накормив собак , мы все дружно насобирали сухих веток для костра и легли спать . Малышня быстро уснули , мы с Женькой долго мечтали , как мы доберемся до гор наших .
   Разбудил нас страшный гром , который раздался прямо над нами .Сверкнула молния .И опять с огромным треском громыхнуло . На улице все шумело и двигалось .
  -Ничего страшного , - прошептал Женька где- то в темноте .-просто гроза .
 Но в следующую секунду снова сверкнула совсем рядом молния и осветила перепуганные лица друзей . Все затихли . Гром тресканул с такой силой , что завыли собаки иот их воя стало совсем жутко .
  -А вдруг молния попадет в шалаш ,- тихо спросил Женькин брат .
 -Чего вдруг-то , с уверенностью сказал я .-Молния попадает в отдельно-стоящее дерево .Где-нибудь в поле надо бояться , а здесь деревьев много .
 Хотя у меня самого такой уверенности совсем не было и после каждого сверкания все сжималось внутри .
 Гром и молнии чередовались . Казалось . кто -то огромный сидит прямо над нами и посылает нам стрелы молний и лупит в громадный таз .
  -Почему прямо над нами -то , зашептал Сашка .
  -Сейчас уйдет уже , -успокоил всех Женька .- Летом гроза долго не бывает .
 И , правда . молнии стали сверкать подальше и гром отодвинулся .Но начался дождь .Мы это услышали когда капли застучали об чайник у костра и зашипели остывшие угли .Дождь усиливался и вдруг начался просто ливень .На нас сначала закапало через листву шалаша ,а потом и просто полилось .
  -Надо было клеенку взять или брезента кусок ,- пожалел с опозданием мой друг.
  Вроде бы солнечно было . не подумали даже , - с сожалением поддержал я друга.
 Наш шалаш из веток совсем не защищал от дождя .
  -Пошлите домой , - захныкал Сашка .-Я боюсь .
  Не ной , - цыкнул на него мой друг .Он знал как с ними обращаться .- Всем страшно ,но куда идти , если дождь и ночь .
 -Давайте под дерево переберемся . -предложил я.- Там возле ствола всегда меньше течет .  И полез наружу .
  Кругом было темно и сыро .И сверху лил дождь , и трава вся промокла .
- Жень , посмотри там фонарик где-то.
-Вот он . я еще с вечера его достал , -ответил Женька ,выбираясь ко мне .
  Мы добрались до нашей ивы и прижались к стволу .Здесь лилось поменьше .
  - Пацаны , скорее сюда , тут почти нет дождя ,- позвал я.
 -Я домой хочу , я замерз , -скулил Сашка .
 -Потерпи , Сашок , мы все замерзли , - пытался успокоить я .
 Ветки ивы защищали .И мы простояли так , прижавшись к стволу и к друг другу , пока не кончился дождь . Уже начинало светать .
  - Попробую разжечь костер , -решился я .
  Спички и старые газеты мы прятали в целофане и все было сухое , но ветки все промокли . А я однажды со школьной командой ездил на туристический слет и там нас у учили как разжечь костер с одной спички в любую погоду . Я выбрал из сваленных у костра веток потолще , разрубил ее на мелкие части и одну из них стал раскалывать повдоль . Потом ножом настругал из сухой внутри чурочки струщек и сложил все это шалашом - маленькие внизу , побольше сверху .Когда бумага и стружки разгорелись , я стал подкладывать новые ветки побольше . И вскоре мы уже грелись у хорошего костра .
 Друзья мои повеселели ,да и я был доволен , что получилось .Женька сбегал к реке , набрал воды в чайник . Тучи уходили на восток и стало выглядывать солнцн.  Берег после дождя оживал. Стали разговаривать птицы Роса засверкала . И наши ночные кошмары постепенно уходили ...
  Решили сегодня отогреться ,выспаться днем , а потом будет видно ,что делать .
 Женка собрался прогуляться по берегу , посмотреть где-то должна была быть пасека . Собаки ушли с ним . Малышня разложилась на солнце валяться , а я пошел порыбачить . Клевало хорошо . Пескари хватали червя и поплавок сразу уходил в воду . Я с азартом вытаскивал добычу одну за друой .
 Наша  Поперечка когда -то была широкой и глубокой по рассказам родителей , а теперь обмелела . И осталась в ней лишь мелкая рыбешка- пескари , чебачки , ерш и окунь . Но как оказалось водилось у нас и что-то по крупнее.
 Прошлый год мы с двоюродным братом рыбачили у моста и я поймал налима . Я просто хотел проверить червя и потянул удочку , а она не тянулась . Наверное коряга ,подумал я и стал очень аккуратно подтягивать леску , чтобы не порвать .И когда уже стал вытаскивать из воды , что-то зашевелилось и потянуло вглубь . Я понял , что это рыба и большая . Позвал Серегу . крича - Я кого -то поймал бодьшого . Прибежал мужик , что рыбачил недалеко и помог нам вытащить рыбину .Это был налим . Аж 3.5 килограмма . Мы гордые несли нашего налима по очереди домой ....
  Женька вернулся часа через два . С опухшим глазом . Это он нашел пасеку и подошел слишком быстро . Пчелы закружили над ним , а он от страха замахал руками . Хорошо ,что пасечник увидал его. Он закричал , чтобы Женька лег на землю и не шевелился . Но одна пчела друга моего ужалила . Пасечник подошел , отвел друга в домик , вытащил жало . Дал Женьке полотенце с какой- то вонючей жидкостью приложить к укусу. Потом еще таблетку дал . Когда Женька рассказал зачем он здесь и куда мы собрались , пасечник посмеялся , сказа что до гор очень далеко и мы еще маленькие отправляться в такой поход .
 - Отправляйтесь домой и не пугайте родителей , -велел пасечник Женьке . Он напоил его чаем с медом  проводил немного.
  Женькин рассказ и его вид с опухшим глазом и решил судьбу нашего похода .Горы подождут , решили мы на радость Сашке и Митьке, что не придется еще раз ночевать в шалаше .  Мы плотно поели оставшимися запасами , все собрали и побрели домой . Малышня теперь бежали впереди , мы с Женькой медленно шли сзади , мечтая , как мы через год снова двинемся к Синим горам...