Портреты Серова. Зинаида Якунчикова-Мориц

Алина Алексеева-Маркезин
   Валентин Серов. Портрет Зинаиды Якунчиковой-Мориц.1892г.Третьяковская галерея.

     В конце XIX века Серов становится одним из лучших портретистов России.
Живописное и колористическое мастерство, совершенство и точность серовского рисунка необыкновенны. Глубина эмоционального и психологического воздействия работ мастера объясняется умением найти верные изобразительные средства и в совершенной форме воплотить жизненный образ. Его портреты - не просто талантливое воссоздание физических черт индивидуального лица, но, главное, внутренний мир, в котором живет изображаемый человек.

     Зимой (1892-го года) Серов работал над портретом известной московской красавицы Зинаиды Васильевны Якунчиковой (по мужу Мориц), о которой ее двоюродная сестра В. П. Зилоти писала в своих мемуарах, что «Зина была и музыкальна, и способна к живописи» и до замужества, когда она еще вращалась «в свете», вызывала восхищение всех молодых людей ее круга.
 
    Портрет Зинаиды Васильевны Мориц, показанный на периодической выставке Московского общества любителей художеств, вызвал большой интерес и был высоко оценен в прессе и в частных письмах художников.
 
    Зинаида Васильевна Мориц (урожд. Якунчикова; 1864–1929) — родная сестра Марии Якунчиковой-Вебер и Натальи Поленовой, жены художника Василия Поленова, племянница Павла Третьякова и Саввы Мамонтова.

 Получила прекрасное домашнее образование, в том числе музыкальное, владела несколькими европейскими языками. В первом браке (1882–1891) была замужем за коммерсантом вдовцом Эмилем Морицом.

 В 1894 стала женой промышленника Грена, занимавшегося строительством железных дорог. После Октябрьской революции эмигрировала, жила в Чехословакии и Франции.
   
     Ее двоюродная сестра Вера Зилоти, урожденная Третьякова, писала: «Зина была и музыкальна и способна к живописи. Она была замечательной, чисто классической красоты. Помню, Виктор Васнецов сказал ей, что она „раскрашенная Венера Милосская“. Все молодые люди нашего круга увлекались ею. Но она со своей стороны увлеклась необычайно интересным, культурным человеком, еврейского происхождения, вдовцом, Эмилем Юльевичем Мориц, с редко оригинальным прекрасным лицом».
 
    Стоит привести мнение о портрете Михаила Нестерова. В письме родным в середине января 1893 года он писал: «Вчера побывал на периодической выставке, где любовался поразительным (тициановским) портретом некой m-me Мориц работы Серова».
      
 Портрет Зинаиды Мориц стал одним из первых портретов, снискавшим и окончательно упрочившим за художником репутацию мастера светского портрета, первого после Репина русского портретиста.

    Мориц изображена сидящей в кресле на фоне сиреневой полосатой шелковой ткани. У нее высокая, слегка завитая спереди прическа. Одета в черное платье, на которое наброшена накидка с белой пушистой отделкой. Сочетание смуглого лица янтарного оттенка с сиреневым шелковым фоном и белыми перьями накидки было невиданным явлением на выставке. Впоследствии краски портрета значительно потускнели, но тогда они горели как самоцветные камни, - такое, по крайней мере, впечатление они производили среди картин других художников.

       Заметной публикацией о портрете можно считать работу Н. Рыжиковой, старшего научного сотрудника Ивановского художественного музея. В частности, автор, ссылаясь на фонд Якунчиковых в отделе рукописей Третьяковской галереи, пишет: "В 1882 году мужем Зинаиды Якунчиковой становится состоятельный коммерсант, вдовец Эмиль Юрьевич Мориц. Однако семейное счастье длится недолго. В 1891 году (менее чем за год до создания портрета) коммерческие дела мужа зашли в тупик, он окончательно разорился, задолжал кредиторам. Вся Москва была шокирована вестью о его внезапной смерти, пошли слухи о самоубийстве…

    И далее… Сводная сестра Зинаиды Наталья Васильевна Поленова пишет своему мужу: "Общее мнение, что он отравился, потому что едва ли возможно так умирать по заказу, в день безвыходных платежей. Считают, что жизнь его была застрахована… надо все же быть человеком с Зининым характером, чтобы все это выдержать и не сойти с ума…"

      После событий 1917 года З.В. Грей покидает родину с первой волной эмиграции. В начале 20-х годов ее имя мелькает в русской зарубежной периодической печати в связи с открытием в Праге русского университета, созданием эмигрантских благотворительных фондов во Франции. Зинаида Васильевна умерла в Париже в 1929 году в возрасте 65 лет.

    Ее сын Владимир Эмильевич Мориц известен как переводчик поэтов Поля Валери, Карла Брауна и исследователь творчества французского драматурга Ж. Ануя.

   Известно, что портрет до 1909 года находился в семье Мориц, затем по неизвестной причине передан Зинаидой Васильевной в Третьяковскую галерею. Портрет мало экспонировался.