Национализм и закон бумеранга

Азамат Джанымбей
Начнем с того, что отметим -  национализм, шовинизм, нацизм понятия известные и вроде бы как разные. Однако объединяет их общее ядро. Это может показаться парадоксальным, но оболочкой этого «ядра», а это доминирование в идеологии и политике интересов определённого народа (этноса, нации), всегда выступает специфически понятый патриотизм.
 
О патриотизме в его современном виде нами уже говорилось ранее - http://proza.ru/2016/02/04/1281. Грань между патриотизмом и национализмом очень тонкая, и именно здесь кроется тот «закон», о котором пойдет речь. Мы не будем ограничиваться лишь теорией вопроса, куда важнее, особенно сегодня, политическая практика.

Так сложились обстоятельства, что в очень короткий промежуток времени произошло несколько знаковых событий, оказавших значительное влияние на российскую (и не только) жизнь. Это и Парад Победы, и поправки в Конституцию. Это и не столь масштабные, но весьма чувствительные, резонансные события в виде высказываний президента Путина о ленинской национальной политике как «мине замедленного действия». Это и установка 30 июня 2020 года и демонтаж через девять дней монумента солдатам Российской империи, воевавшим в 19 веке против горцев-черкесов на месте развалин крепости Святого Духа в Адлере. А вдобавок удивительное  по своему цинизму, с претензией на позицию всего государства, выступление по этому поводу журналиста Михаила Леонтьева и блогера, дизайнера Артемия Лебедева.

С учетом того, что сказано о проблеме современного понимания в национальной политике идей Ленина - http://proza.ru/2020/07/05/1456 -, следует отметить, что национализм, пусть и в патриотической оболочке, а тем более шовинизм, в конечном итоге, всегда оборачивается разрушениями для самих инициаторов. И это не о нацистской Германии или фашистской Италии. Это о нас самих, конкретнее - русском национализме.

Относительно ситуации и позиции русских (православных, этнических, языческих, монархических и иных) националистов картина выглядит следующим образом. У авторов такого рода идей есть иллюзия, что основную угрозу русскому народу (не полиэтничной нации, а именно народу-этносу) несут «инородцы», они же «басурмане» и т.д., в лице ранее присоединившихся или насильно присоединенных народов.

Им кажется (если верить упомянутому выше Леонтьеву), что стоит их – инородцев и иноверцев - приструнить, а ещё лучше напугать тем, что им надо знать своё место, то есть «стоять и дрожать» перед верховной властью, то наступит стабильность, развитие и процветание Российского (русского) Отечества. Ведь подавляющее большинство в стране составляют русские – основной государствообразующий народ, а это значит… Далее логика понятна.

Но так ли всё просто? Не повторяя общеизвестные факты, связанные с невозможностью определения границ предполагаемой этнически чистой Руси, стоило бы помнить, что как только в каких-то воображаемых границах будет создан русский «этно-монолит», трещины раскола, то есть поиск угроз единству, вплоть до врагов нации, тут же переместится вовнутрь.

И уже «тверичи» припомнят «московитам» их разорение в союзе с монголами, а «новгородцы» лишения их свобод Иваном Грозным, а новые почти нации - «сибиряки», «уральцы» и «дальневосточники», не говоря о казаках, вообще будут готовы послать все центральные власти «куда подальше». А старые счеты с времен Гражданской войны «белых и красных»! Итог предсказать несложно…

Кто-то скажет, что это фантазии. Так, нет же! Нечто подобное уже было (есть?). Это прекрасно помнят все, кто пережили во взрослом возрасте 90-е годы. И это уже не полумифические угрозы «пантюркистов», «великочеркесов» и прочее и прочее, а реальность.

Понимают ли ЭТО русские (а заодно и иные) националисты? Вряд ли.
Безусловно, самые простые решения, не требующие особого напряжения ума и воли (о совести помолчим), всегда под рукой. Здесь нет необходимости искать баланс интересов, проявлять взаимоуважение безотносительно численности народов, помнить историю и её уроки, учитывать вклад в дело построения России, а затем и СССР представителей многих народов, примирять историческую память…

Ничего этого не требуется. А что требуется? Вера - Православная, языческая...? Да, нет же - СИЛА! Чья, какая, как и кем организованная, как и кем управляемая, с какими границами и полномочиями? Вот с этим уже сложнее. Да, попахивает тема европейским опытом той же Германии и Италии, но разве это националистов пугает? Нисколько! Наоборот, даже вдохновляет, вплоть до подражания в символике и прочих «манерах и атрибутах».

Думающий читатель наверняка спросит – «Но, это же ВСЁ только «сцена» - внешняя сторона! А кто дергает ниточки, кто дирижер и заказчик? Кому выгодно?»
И будет прав.

(продолжение следует)