Когда наступает середина жизни?

Василий Пономарев-Полянский
Сегодня — середина лета.

Помню, в детстве это была худшая дата в году. Хуже 31 августа (тогда уже возникало предвкушение новых встреч и ощущений).

Но почему так? В новогодние каникулы такого эффекта не наблюдалось. Тогда ценился каждый день. А вот в середине лета начиналась паника. Как, уже 15 июля? А я ещё ничего не сделал интересного!

В жизни есть похожий феномен. Прошла у меня уже половина жизни или нет?

Давайте посчитаем.

Первый вопрос — а когда жизнь начинается?

Латентный период как-то странно считать за полноценную жизнь. Мы и не помним ничего из полежалок в колыбельке. Да, какие-то факторы влияли на нас, создавались бессознательные страхи и комплексы, но это проходило мимо сознания, и нашего активного участия в этом не было.

Возраст в 5—6 лет мы уже помним, но тогда тоже мало что зависело от нас. Зависеть начинает в школьном возрасте.

Это интересный период по многим причинам.

Человек считается полностью дееспособным, т.е. отвечающим за себя, с 18 лет. Частично — с 14. Если ребёнку в 12 лет не нравится учиться — это чья ответственность?

Школьные каникулы — особый период. Именно тогда у ребёнка возникают собственные идеи. Вообще, у школьника могут реализовываться несколько антисценариев.

Тут замечу, что у Берна под термином "антисценарий" скрывается четыре разных понятия. Я об этом напишу подробнее в другой раз, здесь же употребляю слово "антисценарий" в значении "разрешение не следовать сценарию", "освобождение от сценария".

Первый антисценарий у школьника может реализовываться в момент, когда он приходит из школы домой. Родители, скорее всего, на работе, школьник предоставлен сам себе. Он может вести себя вовсе не так, как в школе, может делать свои дела. Я погружался в свой мир, созданный из сюжетов разных книг, это было очень интересно и конструктивно.

Второй антисценарий — каникулы. Любой школьник знает, что в мае он получит освобождение. Будет лето, будет речка, поле, лес, друзья, будет всё. Тут важно, что как бы ни было тяжело в школе, ты всё равно точно знаешь, что 27 мая ты уедешь в деревню, и всё обрежется, все твои проблемы уйдут в прошлое. (Хотел сказать "обнулится", но теперь это плохое слово.)

И, наконец, третий антисценарий школьника — он точно знает, что всё это закончится. Пройдёт 10 (теперь 11) лет, и школа больше не вернётся в его жизнь никогда. (Даже если он вдруг захочет преподавать там, это совсем другое, согласитесь.)

Он знает о своём освобождении. Вот во взрослой жизни такого знания нет.

В отличие от школьных лет, в отличие от школьных каникул мы не знаем, когда всё это кончится.

Так что бросьте попытки высчитать середину своей жизни. Вы можете начать новую жизнь сейчас, и отсчёт пойдёт с нуля. И так как вы теперь взрослый человек, теперь уж точно всё зависит только от вас.