Роман Камень одиночества. Глава 11. Катя

Татьяна Соснина
В жизни Прасковьи и её детей произошли перемены.В их дом пришёл старший брат Игната. Он оставил свою семью, чтобы жить с Паной,которую давно и безответно любил.Зачем она приняла его предложение жить вместе, для всех осталось загадкой!
Война закончилась, дети выросли. Наверное, устала от одиночества, ведь столько лет жила одна после смерти мужа. А тут родной дядя...Дети взрослеют, ей всё труднее с ними, да и по хозяйству нужен помощник.

Но Исайя был человек недобрый, ему не нужны  чужие дети, он и к своим  равнодушен,  к их люльке даже не подходил. Воспитание его состояло в том, чтобы все работали:воду носили, огород пололи, сено корове косили и чтобы про всякие глупости не думали.А когда дети садились за стол, мог вырвать из рук ложку во время обеда и бросить на пол, если ему казалось, что они недостаточно хорошо трудились."Кто не робит - тот не ест", - кричал он. " Я вас в Ленинско - Сталинскую газету пропишу, дармоеды!" Учёба ему казалась большим баловством. Когда Катя училась на третьем курсе института, Исайю Григорьевича спросили: "На каком курсе Катенька?" Он не задумываясь ответил: " В седьмой группе" Для него это было пределом учёности.

Сам отчим работал сборщиком утиль - сырья. Заезжал на лошади во дворы и громко объявлял : "Старьё берём!"К нему выбегали дети и несли вещи, которые они считали уже старыми, родители их были на работе. Исайя всё принимал и взвешивал вещи старым безменом.А детям давал за них по три копейки или воздушные шарики.Но дети бежали за его телегой и кричали: "Дед, дай игрушку!" Они хотели, подпрыгивающий  шарик из фольги на резинке. Он спокойно им отвечал: "Нет уж".

Гена приходил в этот двор, где фыркала лошадь, а половина двора была завалена старьём Исайи. Он любил этот двор и этот дом, в котором жил его друг и ясноглазая девочка с густыми русыми косами. Он любил даже Исайю Григорьевича и не боялся его ругани, только громко смеялся, чем очень раздражал Исайю.

В доме Геннадия было неуютно и накурено.После смерти жены его отец женился на бухгалтерше Судоремонтного завода, на котором он сам работал главным инженером. Женщина звалась Мария Иосифовна, она была яркой дамой с большой грудью.Мария Иосифовна курила прямо в комнатах и любила выпить.Ещё мачеха привела в их дом свою дочь Елену. В молодости Елена была красавицей, но с годами красота её поблёкла и увяла, разошлась по бутылкам , и она превратилась в старуху с серым лицом, заплывшими глазами, ходила в застиранной юбке, в старой кофте.

В доме отца оставалась младшая сестра Альбина, которая училась в школе. Ей больше всех доставалось от мачехи, которая не любила готовить, даже печь протопить забывала. Бедная Альбинка была часто голодной и согреться в своём доме не могла.Гена приходил к отцу редко, приходил только для того. чтобы проведать сестру, передать ей деньги или вещи, которые покупал для неё: пальто, тёплые сапоги, деньги на вещи для сестры ему помогали собрать друзья.

Аля благодарила их и плакала, рассказывая, как мачеха в пьяном угаре поцарапала вилкой портрет их мамы, как забрала сумочку(память о маме), в которой были скромные, но очень красивые украшения и чёрные кружевные перчатки.Забрала, а потом издевалась над Альбиной, что ваша мама нищая, ничего вам не оставила, только эти побрякушки.Брат стискивал зубы от ненависти к этой женщине, но говорить с отцом даже не пытался, зная крутой нрав своего отца, боялся чтобы не навредить сестре.

Гена в одиннадцать лет работал, он переправлял на лодке с одного берега Иртыша на другой местное население.Зарабатывал 12 рублей в день,это было больше заработка его отца - главного инженера завода. Отец приходил поздно, а сын - ещё позднее после переправы и ему доставалось от отца за поздние приходы домой.В речном училище Геннадий разгружал по ночам вагоны вместе с товарищами, оформлял альбомы для выпускных фотографий своим каллиграфическим почерком, рисовал корабли и маяки.Деньги он тратил на сестру, друзей и рестораны.А началось всё с города Владивостока.
 Они были там на практике, однажды разгружали боевые снаряды для корабельных орудий, решили подшутить над очень худым Витенькой: передали ему снаряд намного тяжелее предыдущего.Виктор был худым, но очень сильным и он удержал опасный кусок железа, его руки опустились до самой палубы, но удержали груз.Грянул хохот, а Витя стоял бледный и что - то тихо говорил шутникам. И тут Гена, чтобы разрядить обстановку громко пригласил всех в ресторан после выполнения боевого задания.У него были деньги, он их выиграл в карты по дороге на Амурскую Флотилию.Курсантов везли в товарных вагонах, Геше повезло выиграть довольно большую сумму и сколько потом его просили снова сыграть, чтобы отыграться, он не соглашался, деньги сохранил. Они выбрали лучший ресторан города - "Золотой рог". Потом они будут частыми гостями ресторанов города Омска, Ленинграда и Москвы, но этот первый -  запомнят навсегда.

Один раз друзья отмечали очередную звёздочку в ресторане "Центральный", к ним подошёл сильно выпивший гражданин и очень вежливо обратился к Виктору: "Товарищ полковник, это ваша машина стоит у ресторана?" Тут Геша вступает в игру:"Да, это машина товарища полковника, я его личный шофёр".Мужичок обрадовался, с пьяных глаз ему лейтенантские звёздочки показались большими: "Товарищ полковник, прикажите своему шофёру доставить меня домой, я очень вас прошу!"Так Витя стал "товарищем полковником".Он пытался возмущаться, но прозвище осталось с ним навсегда.

Катя подрастала, жизнь брата и его друзей для неё была закрыта, она училась в школе. Училась не очень хорошо, иногда хулиганила. Школа была женской, мальчики учились отдельно, но девочки тоже иногда вели себя не лучше мальчишек. После родительских собраний наступала расплата, мамы брались за ремень.

Катя кричала в школьных коридорах, подражая Тарзану, из одноимённого фильма.У неё хорошо получалось и девочки просили её покричать ещё и ещё. Они закрывали глаза, представляли себя героиней фильма Джейн, они были там, в непроходимых джунглях.Девочки наполняли свою серую и не очень весёлую жизнь фильмами, мечтами о большой любви, книгами и озорством.

Придумали однажды привязать старый, рваный башмак, который нашли в кладовке под лестницей, раскачали его и...удар пришёлся в лицо седовласому учителю,девочки его очень уважали, любили, он неожиданно вошёл в класс.Учитель не стал проводить урок, он говорил о человеческом достоинстве, о том, что в любых обстоятельствах нужно оставаться людьми, о героях и подвигах.Девчонки плакали и давали себе обещание: никогда так больше не поступать, глотая слёзы они представляли себя на месте Зои Космодемьянской и Александра Матросова.

Уроком всё не закончилось, было серьёзное разбирательство по инициативе директора школы, в результате которого выяснилось, что башмак принесла Катя Чердынцева, верёвку нашла подруга Кати - Таня Подпорина, а другие девочки привязали ботинок к двери. Вызвали родителей, у Кати всегда ходила в школу мама, закончившая три класса церковно - приходской школы ,у неё было четверо детей, ещё она торговала молоком на рынке. Отца у девочки не было, а отчим собирал утиль. Что можно ожидать от дочери молочницы?!
А вот можно!Катя росла умной, думающей девочкой, много читала, ходила в оперу, была на концерте великого исполнителя скрипичной музыки Давида Ойстраха, умела дружить. Её подруга Таня была  строгой  и бескомпромиссной.Таня Подпорина всегда ходила в одном сером платье с белым воротничком. И в школу, и на концерт.Она это платье аккуратно штопала, отпарывала бережно белый воротничок, стирала его, а потом опять аккуратно пришивала к платью.У Тани были карие глаза, тяжёлые чёрные косы и  тонкий шрам на переносице.Этот шрам она заработала в детстве, катаясь на санках, летела с горки и не успела увернуться от ветки.Татьяна занималась в секции фехтования и Катя записалась туда же, брала с подруги пример.

Только в одном пункте у них были разногласия, Катюша любила красиво одеваться.Это вызывало в Тане бурю негодования.Она называла подругу: пустой куклой, мещанкой и дурой.Но любовь Кати к красоте и элегантности была неистребима. У Кати был идеал элегантности и хорошего вкуса с детства, примером стала эвакуированная  ленинградка,сидевшая на кассе бакалейного отдела. Девочка специально приходила в этот магазин,на неё посмотреть. У кассирши была заурядная внешность: серые глаза,тёмные волосы, маленький рост и короткие ноги, но...она знала много секретов, чтобы сделать свою внешность яркой, запоминающейся.Она ярко красила ресницы тушью, удлинняя их ватными ворсинками( во сколько же ей приходилось вставать!), делала черным карандашом подводку, сочила мелко простой карандаш и у неё появлялись серые тени на веках. Кассирша носила один, но отлично сшитый костюм, лаковые чёрные туфли на высоком каблуке.Её образ завершала чёрная шляпа с вуалью. И было это в пятидесятые годы двадцатого века! У этой женщины Катя училась, создавала свой неповторимый образ, он будет её сопровождать в любые годы и невзгоды, будет подавать повод для сплетен и восторгов.

После беседы с директором мама Кати пришла чернее тучи. о дороге домой думала: "Что же делать?Дети мои сыты, хорошо одеты, особенно младшая дочка" Та, если захочет, не отстанет, будет просить:"Мама, купи мне эти ботиночки, они такие красивые!"И Пана несколько раз отказывала, но потом покупала. Она понимала дочь, сама любила когда - то красивые платья и туфельки.А старшая дочь - Тамара обижалась: "Вечно всё для Катеньки!Только Катенька у тебя!" "Тамарочка, но откуда мне знать, что ты хочешь!Ты же не говоришь!"Тамара не просила ничего, потому что была старше и понимала,как матери достаются деньги.Ещё Исай начнёт измываться: "Золотые у тебя доченьки.Они тебе в подоле принесут, а ты и рада будешь, дура!" Паша молчала и делала всё . что могла для своих детей. Она не стала наказывать ремнём уже взрослую дочь, но сказала ей: " Такая дылда выросла, а вести себя по - человечески не умеешь. Не проси меня больше, ничего тебе не куплю!" Проходило время и Катенька опять просила маму, речь шла о покупке очень модного бежевого пальто с поднятыми плечиками, и материнское сердце не выдерживало её напора.

Гена признался в любви Кате, когда она была в седьмом классе.Он целовал ей руки, а она убежала от него, долго плакала, никак не могла понять, зачем этот взрослый парень, которого она всегда принимала только, как друга брата, говорил сейчас о своей любви к ней?! Как он будет теперь приходить к ним, шутить, смеяться! Нет, она не сможет даже посмотреть на него! Так думала Катя. А Гена думал : "Надо ждать!А сколько ждать?! Одному Богу известно..."