Мои нравственные уроки

Гайдай Ольга
      Мысли копошатся в голове и выдают на-гора:  Как? Пятый десяток?! Не может быть… Что, уже шестой разменяла?! Время, ты в своем уме?! Куда бежишь? Нет, скачешь - и даже не рысью, а галопом! Не успеваю прожить день, а уже год пролетел. Но стоит погрузиться в воспоминания и понимаешь: ты, дружок, уже столько познал, прочувствовал, пропустил через себя! Многие из твоих дней по плотности и насыщенности событиями соизмеримы с их старшими собратьями - месяцами и даже годами.
      Происходило разное: большое и маленькое, горькое и радостное, приятное и вызывающее чувство неловкости за себя и за других.
      О событиях, относящихся к последнему и происшедших очень, ну очень давно, и пойдет речь. Может, кому-то они покажутся мелкими и незначительными. Кто-то усмехнется: одним словом - детство. А для меня их значимость неоспорима,   пережитые при этом чувства всегда во мне.
      Итак...

                Предательство

      Дело происходило на Чукотке, куда папу, как военного, направили для прохождения дальнейшей службы. Родители были молодыми. Остальные, проживающие в поселке Урелики, под стать им. Жили дружно, весело. Со своей самодеятельностью: театральная студия, кружок хорового пения, кружок вышивания и т.д. И, конечно, сборы-посиделки "по очереди у каждого" - с настольными играми, представлениями "а-ля капустник", общим празднованием разного рода событий. Это все знаю из рассказов родителей.
      В тот раз гостей принимали у нас. Среди них была супружеская пара, даже запомнила их имена: Миша и Элла. Целый вечер они уделяли мне внимание. А перед уходом, восторгаясь мной, такой умной и хорошей, заявили, что своих детей у них нет и они с удовольствием возьмут такую девочку к себе и подарят мне красивую куклу с закрывающимися глазами и новую шубку. Ждут моего согласия. Новая шубка (прежнюю мою здорово потрепали лайки, об этом уже упоминала в другом рассказе) заинтересовала, а еще и кукла… Надо сказать, что к куклам относилась более чем спокойно. Но здесь речь шла о говорящей "мама" и с закрывающимися глазами. Это сразило четырехлетнюю девочку. Я согласилась. Легкомысленно одобрив решение ребенка, со словами "ты нас жди, мы за подарками" они ушли.
      Сколько лет минуло, но отчетливо помню и эту картину, и свои чувства. Сижу за столом. Смотрю то на дверь, то в окно. "Почему же они так долго? Сколько можно ждать?!" Упрямо сижу, не поддаваясь на уговоры пойти спать. Родители уже легли, дверь в спальню открыта.
      Не знаю, как долго это тянулось. Помню жуткую усталость от ожидания.  Хотелось спать, затекла спина. И стало так плохо! Уже не радовали ни кукла, ни  шубка. Начала осознавать, что я должна буду уйти из дома, от мамы с папой, от сестры. Моей мамой станет тетя Элла, а папой - дядя Миша. Но мне этого совсем, совсем не хочется! Ведь папа и мама - мои родненькие! А те - чужие, совсем чужие дядя и тетя. Совсем…
      Я начала плакать, тихо-тихо, потом громче, уже шмыгая носом. И тут почувствовала, что меня обнимают мамины руки: "Пойдем, доченька, в постельку, замерзла ведь,  в ледышку превратилась". Тепло ее рук, ласковые слова обрушили мои эмоции, и я заревела от  всей своей повинной души.
      Папа отнес меня в спальню. Лежа в кровати с родителями, долго не могла справиться с непрерывно катящимися слезами. Но отчетливо помню, как состояние "плохо, очень плохо" постепенно исчезало и на смену приходило нахлынувшее облегчение от радости, что я вернулась к своим любимым папе и маме, что они на меня не злятся, и, главное, они меня не разлюбили.
      Время стерло в памяти мои слова и слова родителей. Но пережитое в ту ночь помню по сей день. В возрасте четырех лет предательство как понятие мне не было знакомо. Оценку дала намного позже. Но дело не в определениях. Главное, что я пережила и поняла омерзительную сущность этого поступка, полную неприемлемость подобного как для себя, так и в поведении других. Хотя таких людей могу понять и простить, но в дальнейшем о доверии к ним и дружбе речи быть не может. Этому следовала и следую.

                Уважай право каждого на личное
      
      У меня с сестрой разница в возрасте была шесть с половиной лет. После 20-25 - такой разрыв в годах зачастую уже неощутим. И чем старше, тем быстрее эта граница стирается, и в итоге ее вообще не замечаешь. А когда тебе 10, а сестре соответственно 16, то…
      Младшая все время находится в состоянии вечного аутсайдера, важнейшие и интереснейшие события проплывают мимо. Шепчущиеся с сестрой подружки, демонстративное  выставление тебя за дверь. Смешки и телефонные звонки. Обидно, понимаешь!
       И вот однажды, роясь в секретере в поисках уже не помню чего, набрела на толстую тетрадь, открыв которую, увидела строчки, написанные красивым почерком сестры. Их содержание меня тут же привлекло. Вот это да! Это же ее дневник! Теперь все узнаю, отольются кошке мышкины…
      И только это открытие дошло до моего сознание, как услышала за спиной негромкий голос: "А почему ты в мою душу залезла? И топчешься в ней?"
      Если бы сестра начала кричать, ссориться, обзывать меня, а я отреагировала адекватно по принципу“сама дура”, то, наверное, этот эпизод вошел бы в число рядовых ссор и забылся. Но эти ее слова, тон, которым они были сказаны…
       Я почувствовала, что мне становится жарко, очень жарко... Стою красная, жалко лепечу: не знала, что это ее; только взяла в руки; еще ничего не прочитала..
       Это свое состояние отчетливо помню и сегодня. С тех пор никогда не позволяла и не позволяю себе вторгнуться без разрешения в чье-нибудь личное пространство , вне зависимости от того, посторонние это люди или мои близкие и родные, включая мужа, детей, а сейчас уже и внуков. Для меня это неприемлемо ни при каких обстоятельствах. Убеждена - это должно быть правилом для всех и всегда. Это - кодекс чести.

                Отношение к людям 
   
      Об этом было уже вскользь упомянуто  ранее в одной из моих "калейдоскопных" заметок. Речь пойдет об очередном уроке жизни, преподнесенном мне папой. О папе могу говорить много и долго. Но сейчас по теме только маленький эпизод.
      Однажды, увидев в очередной раз дружелюбную беседу моего папы с нашим дворником, не выдержала и высказала свое возмущение по этому поводу. Дворник был личностью более, чем неприятной. Его сын сидел в тюрьме. Он, судя по слухам и по полученному им значительному сроку заключения, был членом банды, совершавшей кровавые преступления. В отношении же дворника к нам, детям, видна была не просто нелюбовь, а порой даже ненависть. Конечно, мы были, как говорится, не "сахар", но это не оправдывало его прямо-таки жестокости в действиях, направленных против нас.
     А папа, мой замечательный папа, мог с этим человеком беседовать! При этом дворник менялся прямо на глазах - оживлялся, жестикулировал, улыбался и даже пытался смеяться. В общем, превращался в другого человека.
      После очередной стычки дворовой ребятни с дворником я, вся в негодовании, предъявила претензии папе за его, в моих глазах, абсолютно неприемлемое дружеское  общение с Васылем, как звали дворника. И услышала в ответ слова, которые дословно не приведу, но смысл был таков: "Знаешь, доченок, каждый в этой жизни чем то лучше тебя. Один в какой-то области больше знает, другой обладает умениями, которыми не обладаешь ты. Старайся прежде всего увидеть в человеке хорошее и доброе, ведь за плохим можно пропустить и не рассмотреть главного в нем".
     Папа был удивительным человеком. Всегда им восхищалась как личностью. Помимо прекрасных умственных способностей и душевных качеств он обладал искусными руками или, как говорят, "золотыми".
      Однажды его очередная изобретательность в обустройстве семейного быта вызвала у меня полный восторг:"Откуда такое умение? Как у  тебя все здорово получается!" Папа улыбнулся: "Знаешь, никогда не чурался работы. Если мог научиться чему-то - обязательно это делал". И фраза, врезавшаяся в памяти на всю жизнь: "Знания и умения за плечами не носить, когда-то обязательно пригодятся".

                Справедливость

     Предыдущие уроки преподнесены мне родными людьми. А был еще один, памятный, и в нем уже семья участие не принимала.
      Сегодня, к счастью,  выросло уже целое поколение, не знающее слово дефицит и понимающие слово "выбросили" в отношении продуктов только как оценка их качества, то есть как просроченных, несвежих и, естественно, подлежащих участи быть выброшенными в мусорный контейнер. Но живет еще достаточное количество людей, прекрасно помнящих и понимающих это слово в переносном смысле, как "поступление на прилавки магазина редко появляющегося товара". К этим людям отношусь и я.
     Помню, как в центре моего родного города Львова "за спиной" прекрасного памятника Адаму Мицкевичу находился большой гастроном, по-нынешнему, продовольственный супермаркет. В те годы, годы "продуктового изобилия", в мясном отделе этого магазина, по уже упомянутой мной народной крылатой фразе, "выбрасывали мясные изделия". Поскольку это явление случалось нечасто, очереди были впечатляющие своей длиной и изгибами.
      Обычно мама брала меня с собой, исходя из основополагающего принципа продажи вожделенного товара: строго определенное его количество в одни руки, а значит, больше рук - соответственно больше в данном случае мяса. В тот день мама по какой-то причине пойти в магазин не смогла.
      И вот ребенок, в возрасте семи лет, не отлучаясь ни на минуту, около трех часов простоял в очереди, воодушевляя себя ролью кормильца семьи. Правда, воодушевления хватило ненадолго. Но... надо. И никаких развлекаловок подобия "телефона энд электронных игр". Книжку читать неудобно. Вокруг "человеки", пространства не хватает.
      Когда очередь уже завернула к заветной цели, а именно в мясной отсек, продавцом были произнесены пугающие людей слова: «Товара осталось немного, на всех не хватит». Толпа пришла в волнение, все задвигались. Народ сзади навалил с такой яростной силой, что меня "выдавили" из очереди. Мои попытки вернуться на место, ввинтиться обратно были безуспешны. В отчаянии теребила рукава мужчин и женщин и говорила, говорила: "Я же стояла! Вы же помните?!" А они… стыдливо отворачивались, делая вид, что не видят и не слышат меня. Да… о люди, люди...
      И стал для меня не купленный кролик не только "легко усвояемое..." (из известной юморески), но и напоминанием о данном себе в те далекие годы обещании: никогда не проходить мимо несправедливости. Особенно, если это касается ребёнка. По жизни этому старалась следовать. Этот случай послужил и одним из уроков познания «эффекта толпы».
      Безусловно, жизнь выступала учителем еще и не раз. Но эти уроки были первыми и самыми памятными, стали краеугольными в формировании меня как личности. Они же во многом упростили мои отношения с людьми, встречающимися по жизни, помогли строить свою семью, да и в целом помогли во всех областях жизни, во всех ее проявлениях.
     Недаром говорят: хочешь понять себя сегодняшнюю - не забудь заглянуть в свое детство.