Привет

Эльмира Ахмедова
- Хорошо сидим,- Лёшка вытянул ноги в песок и, подняв голову к небу, закрыл глаза.

Солнечные лучи выглядывали из-под белоснежных облаков, лёгкий бриз игрался в ветках деревьев недалеко от променада. Лёшка и  Ахмед вот уже третий день подряд приходили на побережье моря, чтобы насладиться хорошей погодой в последние тёплые деньки сентября.

- Да, неплохо,- кивнул Ахмед, делая из песка замок.

- Посмотри туда,- сказал Лёшка, открыв глаза и указывая рукой куда-то в сторону.

- Туда - это куда?- уточнил Ахмед, смотря в показываемое другом направление.

- Там сидит маленький мальчик,- ответил Лёшка. - Такой же черноволосый как и ты.

- И что?- Ахмед продолжил строить замок. - В мире много черноволосых мальчиков.

- Но он сидит совсем один,- продолжал Лёшка. - Мы можем поиграть с ним.

- Лёша,- Ахмед вздохнул. - Это очень мило, что ты так нежно относишься к... черноволосым,- мальчик смахнул с рук песок. - Но ты не обязан дружить с... нами только потому, что мы выглядим иначе или чувствуем себя как-то неуверенно. Можно, конечно, поддержать добрым словом, но не обязательно дружить. Только потому что мы... внешне отличаемся от тебя,- Ахмед улыбнулся. - Мой дедушка говорит, что дружба должна быть искренней.

Лёшка задумался. Ахмед продолжил строить замок из песка. Прошло около трёх минут, когда Лёшка снова сказал:

- Я хочу с ним поиграть не из жалости. Уже десять минут смотрю, как он подходит к детям и пытается с ними познакомиться, а они почему-то уходят от него. Он что-то им говорит, но я не слышу, что именно. Мне кажется, нам нужно попытаться ему помочь.

Ахмед внимательно посмотрел в глаза другу. "Нам нужно попытаться ему помочь" - слова настоящего человека, так подумал Ахмед. Возможно, помощь действительно и не нужна вовсе, но никогда не плохо постараться помочь, постараться протянуть руку.

- Ладно,- ответил Ахмед, вставая на ноги. - Пойдём знакомиться.

Лёшка тоже встал с песка, отряхнул коленки и друзья направились в сторону маленького мальчика, который был их младше, наверное, на года два.

- Привет,- сказал Ахмед незнакомцу. - Мы тут строим песочный замок, можешь помочь нам, если хочешь.

Мальчик изучающе посмотрел сначала на Ахмеда, потом на Лёшу и сказал:

- Men seni basa dusmurem (я тебя не понимаю).

Ахмед с удивлением в голосе спросил:

- Yeni sen azerbaycanlisan? (то есть ты азербайджанец?)

Маленький мальчик широко улыбнулся:

- Beli, Tovuzdanam. Usaqlarla oynamaq istedim, amma onlari basa dusmurem ve onlar da meni basa dusmurler. (да, я из Товуза. Я хотел играть с детьми, но я их не понимаю, а они не понимают меня).

- Yeni rus dilini bilmirsen? (то есть ты не знаешь русский язык?),- задавал вопросы Ахмед.

- Привет, море, меня зовут Эльгюн, чай,- ответил мальчик, продолжая приветливо улыбаться.

- Salam, Elgun (привет, Эльгюн),- подал голос Лёшка, протягивая новому знакомому руку. - Adim Lesa, men Ehmedin dostuyam (меня зовут Лёша, я друг Ахмеда),- Лёша пожал мальчику руку. - Это все фразы, которые я знаю.

- Seninle tanis olmaqdan memnunam (я рад знакомству с тобой),- Эльгюн пожал руку Лёше. - Извините, я не говорю по-русски.

- Это пока,- сказал Лёша. - У меня бабушка, Виктория Семёновна, раньше была учителем русского языка и литературы. Она очень интересно объясняет! Без знания языка, конечно, очень сложно дружить. Но мы с Ахмедом за инт...- Лёшка замолчал, припоминая, как произносится нужное ему слово. - Мы за интра... Интро... Интерн...

- Интернационал, Лёша,- подсказал Ахмед и начал переводить Эльгюну слова друга.

- Yanima geldiyiniz ucun tesekkur edirem (спасибо, что вы подошли ко мне),- сказал Эльгюн, от волнения сжимая в ладошках камешек. - Rusiyada umumiyyetle dostlarim yoxdur (в России у меня совсем нет друзей),- мальчик глубоко вздохнул. - Iki ay evvel bura kocduk, men burada mektebe gedeceyem. Atam Azerbaycanda is tapa bilmediyi ucun oradan getmeli olduq. Dostlarla unsiyyet qurmaq ucun rus dilini oyrenmek cox isteyirem. Menim dostlarim olsaniz sevinerem (Два месяца назад мы переехали сюда, я пойду здесь в школу. Мой папа не смог найти работу в Азербайджане, поэтому мы были вынуждены уехать оттуда. Я очень хочу выучить русский язык, чтобы общаться с друзьями. Если вы станете моими друзьями, я буду рад),- Эльгюн вопросительно посмотрел на Лёшу и на Ахмеда. Пока Ахмед переводил текст своему другу, маленький мальчик водил ножкой по песку.

- Мы всё понимаем,- сказал Лёша в итоге. - Моя мама говорила, что мигранты приезжают в другие страны, потому что им в своей очень плохо. И в таких ситуациях надо помогать друг другу и быть вежливыми - как мигранту по отношению к местному населению, так и наоборот,- Лёша очень любил цитировать слова своей мамы. Более того, мальчик действительно считал, что поддержка - это залог счастливой жизни на Земле.

Солнце продолжало освещать небо, облака лениво проплывали мимо, чайки отдыхали на морской глади.

В тот день мальчики построили большой песочный замок и даже сделали из тины занавески в комнате короля. Эльгюн собрал камешки и построил на замке башни. Лёша соорудил небольшой водяной ров вокруг замка. Ахмед из найденных на побережье ракушек украсил стены замка. Мальчики весело провели день, познакомились с мамой Эльгюна - девушка прекрасно говорила на русском языке. Айсель ханым пригласила мальчиков на обед в субботу, обещала приготовить самые вкусные сладости азербайджанской кухни. Лёша заявил, что принесёт с собой букварь, которым когда-то пользовался сам, будучи дошкольником. Прощаясь, Айсель ханым сказала:

- Я очень рада, что вы решили познакомиться с Эльгюном, заметив, что ребята не играются с ним. Сейчас у сына адаптация - всё для него не знакомо, всё на чужом языке. Ему всего пять лет и уже сейчас он должен провести над собой работу - привыкнуть к этой стране, к этим людям. И в такие моменты очень важно чувствовать, что ты не одинок, что есть люди, которые помогут держаться. Мама, папа - это хорошо, но иметь к тому же настоящих друзей - это ещё лучше. Приходите к нам в гости не только для того, чтобы обучить Эльгюна, но и просто так. Он,- Айсель ханым с нежностью посмотрела на сына. - Хороший товарищ. Преданный друг. До встречи.

По дороге домой Лёшка с гордостью заявил Ахмеду:

- Сделал доброе дело - и так хорошо вот здесь,- мальчик стукнул себя по груди. - Как сказать на азербайджанском языке "Лёша - настоящий друг"?

- Lesa esl dostdur,- ответил Ахмед, улыбнувшись.

- Ой, спасибо, что ты так думаешь,- закивал Лёша. - Я не спорю,- сказал мальчик и зашагал вперёд. Ахмед подумал, что чем-то его друг Лёшка похож на Карлсона - оба в меру упитанные мужчины в самом расцвете сил, себя очень любящие.

- Ну раз ты такой настоящий друг,- сказал Ахмед, догоняя Лёшу. - Купи мне мороженое. Жарко, а я дома забыл деньги.

Лёшка прищурил глаза и, заходя в магазин, сказал Ахмеду:

- Мало того, что я настоящий, так ещё и щедрый друг,- с этими словами мальчик скрылся между холодильниками.