По дятловским местам

Ильич Попов
        Это было в моей далёкой молодости. После окончания института мои друзья разъехались по стране, а на новом месте работы я достойных знакомств ещё не завёл. Но в самом начале весны приятель моего институтского друга Мишка предложил пойти в десятидневный лыжный поход по Северному Уралу в составе их заводской команды туристов. Девушки у меня не было и я не долго размышляя согласился, поскольку имел в юности 3-ий спортивный разряд по бегу на лыжах. Мишка был спортсменом и под его поручительство меня взяли в команду из девяти человек, состоявшую из разрядников и кандидатов в мастера спорта. Правда у меня спортивной экипировки не было, а в это время в горах Северного Урала стояли почти метровые сугробы. В пункте проката мне выдали обычные беговые лыжи и я сшил на ботинки матерчатые чуни.
        На работе мне предоставили отпуск без содержания, но неожиданно Мишка за неделю до начала похода от него отказался, ссылаясь на здоровье матери. Отступать было некуда, да и мои принципы не позволяли. Я работал на Свердловской железной дороге и руководитель похода Николай поручил мне раздобыть через Отдел рабочего снабжения (ОРС) 20 банок говяжьей тушёнки, что тогда на Урале было большим дефицитом. По счастливому совпадению в Управлении железной дороги я нашёл потерянное служебное удостоверение женщины, работавшей в местном отделении ОРС, за которое она охотно согласилась мне помочь. В команде туристов моё появление с рюкзаком тушёнки было встречено с радостью. 
        Я не знал конкретного маршрута и только спустя годы догадался, что он проходил недалеко от места гибели десятью годами ранее знаменитых «дятловцев» в окрестностях горы Холатчахль на севере Свердловской области. На поезде мы доехали до Североуральска и к концу вторых суток достигли Денежкиного камня. Правда, за это время я выбился из сил, замыкая колонну на своих узких беговых лыжах, чуни мои разлохматились и в ботинки набился снег. Перед подъёмом на Денежкин камень мы переночевали в охотничьем зимовье и я отогрелся. Мой рюкзак к этому времени заметно убавился, поскольку тушёнку ели в первую очередь; на вершину я шёл почти налегке.
        Бывалые туристы быстро поднимались вверх, пробивая носками ботинок снежный наст, а я постоянно срывался из-за своих лохматых чуней. Но когда мы поднялись на первый горб двухглавой вершины, сильный порыв ветра опрокинул меня и я полетел вниз по склону, набирая стремительно скорость, лавируя при этом между выступающих из-под снега камней. Катиться по насту мне предстояло не меньше двухсот метров и я мысленно уже прощался со своей молодой жизнью. Но вдруг чудесным образом я вырулил на большой плоский камень и зацепился за его край, обламывая ногти. На вершину перепуганный Николай меня не пустил.
        Ещё через три дня мы вышли на Конжаковский камень, но Николай решил не рисковать со мной и отстранил меня от восхождения, оставив сторожить место ночёвки в перекрытой яме с металлической печкой. Печка была обложена поленьями для сушки, а яма выстлана еловым лапником. Пока мои товарищи штурмовали вершину, я как следует растопил печку. Но когда они вернулись и уставшие заснули, вдруг вспыхнул сухой лапник. Хорощо, что я не спал, иначе бы нам не удалось выбраться через узкий лаз.
        Сейчас в этих местах заповедная зона, свободное посещение которой запрещено. Правда есть организованные туристические маршруты.

На картинке – Денежкин камень.