Нет свободы

Инетта
Наташка опять решила меня навестить. На этот раз ее заинтересовало, что такое свобода. Говорит:
- Мы продолжаем изучать роман Вячеслава Шишкова "Угрюм река". В этом романе есть такой диалог:

– Ну, а что такое свобода, по-вашему? – задумчиво спросил он (Прохор Громов), затянулся, закашлялся и бросил трубку.

– Свобода?.. Во-первых, я должен оговориться, что абсолютной свободы нет и не будет. Да, да, не будет. – Он (Шапошников) раскачнулся корпусом и уставился мутными глазами в гостя, рассматривая, кто перед ним... Или так: «Мне все дозволено, но ничто не должно обладать мною». Это слова апостола Павла. Теперь, что такое свобода вообще? – спрашиваете вы.- Позвольте, позвольте!… Политическая, например, свобода слагается из…
– Нет, вы не понимаете, что такое свобода, – встал Прохор, опять закурил трубку, опять закашлялся. – А по-моему, свобода в двух словах: сказано – сделано. Без всяких ваших уверток, без всяких «но»…

- И вот мне кажется, что прав все-таки Прохор,- продолжала Наташка.
- Видишь ли, - пояснила я, - Шапошников абсолютно прав в том, что абсолютной свободы нет, так как даже президенты стран должны идти на компромисс со многими своими оппонентами. А иногда властители мира попадают в такие "тиски", что хоть добровольно кончай с жизнью. Есть еще такое известное изречение: тяжела ты шапка мономаха! Но правы и апостол Павел с Прохором, что свобода заключается в том, что человеку все дозволено, но ничто не должно господствовать над ним. То есть можно сделать вывод, что в современном мире свободы ни у кого нет, но в древние времена все было иначе, но все-таки абсолютной свободы даже у древних деспотов Востока не было. Прохор же вознамерился обрести полную свободу в наше время и потерпел полную катастрофу: сначала его судили, затем травили и наконец довели до сумасшествия и смерти. Вот она подлинная свобода!