Circumcisio

Александр Маркович Богуславский
               


                «Надоело жить в Рязани и водить свою кадриль,
                Сделай Ваня обрезанье, и поедем в Израиль».
               
                (Частушка).

                Воскресное дневное дежурство медленно катилось к концу. На дворе стоял месяц март 198…года, за окнами ординаторской моего родного хирургического отделения было уже темно, на столе горела настольная лампа, а сам я лежал на диване и периодически поглядывал на висящие на стене часы.
        Надо сказать, что дежурство в выходной день имеет свой плюс. Ну, подумайте сами, кому хочется свой законный выходной день провести в хирургическом отделении? Любой нормальный человек надеется, что до понедельника все боли в животе у него пройдут сами по себе, ну, а если нет, то в понедельник можно и «скорую» вызвать. Это, конечно, как повезет, ситуации ведь разные бывают, травмы там всякие, да и не только. Но, как бы там ни было, а сегодняшнее дежурство было классное. Прооперировали с утра пару аппендицитов и тишина.
         Но, как известно, от судьбы не уйдешь.
         Не успел я додумать мысль о преимуществах воскресного дежурства, как на столе противно затрезвонил местный телефон. Приемное! Блин!
        - Девочки, что там у вас?
        - Да самообращение, мужик!
        - С чем?
        - Да не знаем, спросили, говорит, хирург ему нужен.
        Я снова глянул на часы, до пересменки оставалось меньше часа. Как ни крути, а пока я мужика этого гляну, пока анализы будут готовы, пока кардиограмму снимут, там и смена придет. Так что, ты, мужик, при любом раскладе, уже не мой «головняк»!
        - Ладно, девчонки, сейчас спускаюсь.
        В приемном отделении было непривычно тихо и пусто. Ни тебе грохота каталок, ни стонов больных, ни скандалящих родственников. По-видимому, не одному мне сегодня свезло.
        На стуле в коридоре одиноко сидел мужик. Увидев меня «самообращенец» поднялся мне навстречу.
       - Доктор, Вы хирург?
        Надо отметить, что мужик сразу произвел на меня впечатление, недаром говорят, что встречают по одежке.
        Лет пятидесяти, рост выше среднего, одет в пальто, пыжиковую шапку. На пальто я бы даже остановился подробнее. Пальто было шотландское, серое, в нем ходила вся номенклатура, обком, горком. Я тоже пытался найти «блат» и приобрести такое, но …, не получилось.
       - Доктор, я бы хотел поговорить.
       - Я Вас слушаю.
       Мужик немного замялся.
       - Доктор! Если это возможно, я бы хотел поговорить с глазу на глаз.
       Тут уже удивился и я.
       А и правда, ну, какие могут быть секреты с хирургом, я ведь не венеролог не гинеколог и даже не проктолог, ну правда. Даже не психиатр.
     - Хорошо, пойдемте со мной - и мы зашли в комнату дежурного врача.
     - Так все-таки, в чем проблема, я Вас слушаю.
       Мужик снова замялся
       - Видите ли, доктор! Так складываются обстоятельства, что я уезжаю на ПМЖ в Израиль. Ну, и хотел бы еще здесь, на Украине, сделать себе… обрезание.
      Так вот, оказывается в чем дело, вот в чем секрет.
      Я поднялся со стула.
     - Простите, не знаю, как Вас зовут, но Вы обратились не по адресу. Я этим не занимаюсь, поищите кого-нибудь другого, ну, например, обратитесь к урологам, думаю они Вам помогут.
     Я-то встал, а вот несостоявшийся, так мне в тот момент казалось, пациент продолжал сидеть.
     - Доктор, подождите, я бы не хотел никого больше искать. Я, конечно, не врач, но, как мне кажется, эта операция не из самых сложных. Думаю, мы бы смогли с Вами договориться.
     С этими словами мужик вынул руку из кармана пальто и положил на стол шесть купюр зеленого цвета.
    Ты, мой читатель, конечно же подумал уже о пресловутых американских деньгах. Здесь я вынужден внести уточнение для тех, кто уже не помнит цвета советских пятидесятирублевок. Да, да, они тоже были зеленого цвета.
     И тут я понял, что отказаться от этих денег, или от этой операции у меня сил не хватит!
    Мой дорогой читатель! Не спеши меня осуждать! Правда! Сумма, предложенная мне мужиком в качестве гонорара за это самое обрезание, равнялась почти трехмесячной моей зарплате.
   Думал я недолго и, конечно же, согласился. Да вот беда, я не только никогда таких операций не делал, но я даже никогда не видел, как это самое обрезание делается. Я объяснил мужику, что моя смена подошла к концу и, что встретимся мы с ним завтра в восемь вечера. На том и порешили. Мужик ушел, а я, сдав смену и примчавшись домой, сразу же ухватил пособие по оперативной хирургии и быстренько нашел интересующую меня тему, циркумцизия.
    Именно так, красиво, на латыни называется это самое обрезание.
    Прочитав, и посмотрев картинки, я сразу же понял, что предстоящее вмешательство это, не пересадка сердца, и для хирурга, проработавшего семнадцать лет, это так. Че-пу-ха!
    Для любого хирурга это, никакая, не проблема.
    Проблема была в другом! Передо мной остро встал вопрос, что делать с такими огромными деньжищами? Я отчетливо осознавал, какой скандал поднимется дома, когда мои домашние, жена, отец, мать узнают об этом гонораре, об этой благодарности, а на языке уголовного кодекса и в простонародье взятке.
    Я отчетливо понимал, что признаваться дома в получении этих денег мне ну, никак нельзя.
    И что прикажете с такими деньжищами делать? Правильно, их надо спрятать, причем спрятать, как можно подальше! Спрятать надежно, так, чтобы никто и никогда их не нашел!
    Куда? Куда куда! Конечно же в книгу. Причем в такую, которую никто в доме никогда в руки не возьмет.
    При тщательной ревизии домашней библиотеки мой выбор остановился на «Руководстве по легочной хирургии» под редакцией И.С. Колесникова.
    После института я почти пять лет проработал грудным хирургом, а когда ушел в общую хирургию, то с тех пор ни разу к книжке этой не прикасался. Тем более к ней не прикасался никто в моей семье.
    Жена, хоть и была врачом, но не хирургом, а анестезиологом, а родители к медицине, так и вообще, отношения никакого не имели.
    Короче, объект для хранения был выбран надежный, и уже через несколько минут все шесть зеленых бумажек оказались надежно упрятаны среди научных трудов профессора Колесникова.
      С чувством выполненного долга я отправился спать.
      Проснулся я ночью в холодном поту от того, что меня разбудил сон, и это при том, что сны мне вообще никогда не снятся, ну, почти никогда.
      Приснились мне то ли раввины, то ли хасиды. Их было много. Они все, как один, были одеты в черные длиннополые сюртуки, широкополые шляпы, все с бородами и с пейсами. Удивительно было то, что в то время я никогда живого раввина или этого самого хасида в глаза не видел и во сне все они явились ко мне такими, какими их изображали в журнале «Крокодил», когда писали фельетоны о пресловутых сионистах и агрессивной израильской военщине.
      Так вот, во сне я сидел на полу в белом халате и, почему-то крестился, а эти самые раввины-хасиды плясали вокруг меня взявшись за руки, как будто хоровод водилию и по одному подтанцовывая подбегали ко мне и наклонившись к моему уху тихо-тихо шептали, «ой осторожно, ты там не перестарайся, доктор, не аппендикс, все-таки»!
      До утра я уже не заснул. Нет, муки совести за взятые деньги меня не мучили. Просто я немного волновался. Как ни как, а эта операция, пусть и не сложная, пускай даже пустяковая, но у меня то она будет первой. Ну, а вдруг, что-то сделаю не так!
     Придя вечером на работу я, переодевшись, сразу же спустился в приемное отделение, где меня уже ожидал мой пациент. Мы поднялись в отделение, в ординаторской я переодел мужика в больничную одежду, и мы поехали в операционную.
    - И когда же Вы собираетесь лететь? – как бы невзначай поинтересовался я у испытуемого.
    - У меня рейс из Борисполя через пять дней.
    Полученная информация меня несколько успокоила и придала мне уверенность. Я понял, что даже если у мужика после моих стараний вообще детородный орган отвалиться предъявить мне претензии из далекого Израиля ему будет ох, как непросто!
     А дальше …
     Описывать работу в операционной я не буду, потому, что, как говориться голова боится, а руки делают.
       Надо думать, что получилось у меня все не плохо, во всяком случае на тех двух перевязках, которые я сделал, пострадавшему на почве религиозных предрассудков мужику, результатом я остался удовлетворен.
     Что было потом? Потом мы попрощались. Навсегда.
     Мужик улетел в свой Израиль, а я остался обладателем несметного состояния, коими для меня были эти триста советских рублей, полученных мною за, так мне хотелось думать, да и сейчас хочется, качественно выполненную работу!
     На этом историю про обрезание можно было бы и закончить, вернее ее можно было бы и не начинать.
     Но, как оказалось, эта история имела неожиданное продолжение!
     Уж не помню сколько времени прошло с той истории с обрезанием, может полгода, а может и больше, но только однажды мне понадобились деньги. Не помню уже на что и сколько, сумма была не такая уж и большая, где-то рублей десять, но утром, собираясь на работу эту необходимость я озвучил жене.
    - Саша, может как-то обойдешься? У нас дома денег только-только до зарплаты продержаться. Может подождешь? Ну, на худой конец из своей заначки возьми. 
    Тут уже я возмутился!
    - Из какой это еще заначки? Откуда она у меня возьмётся, заначка эта?
    -  Сашенька, да у тебя денег сейчас своих, намного больше, чем у нас с тобой на хозяйстве.
       С этими словами жена лукаво улыбнулась и, подойдя к книжной полке, уверенно взяв в руки ту самую книгу, открыла ее на той самой секретной странице! Шесть зеленых бумажек преспокойно лежали на месте.
      Не задумываясь на секунду я, взяв триста рублей протянул их жене.
    - Бери, дорогая моя, они уже твои!
    - Ну, зачем же? Просто возьми сколько тебе нужно, а остальные положи назад!
      Но, я был непреклонен. Почему? Да потому, что деньги о которых знает жена уже, больше не являются твоими деньгами! Никакая это уже не заначка, нет секрета, нет денег! Все!
     А дальше жена рассказала, как она эти деньги обнаружила!
     Оказывается, еще несколько месяцев назад поспорила она на работе с коллегами на бутылку коньяка, и спор этот касался легочных объемов. Ну, на том, что это такое я останавлиться здесь не буду, кому интересно на досуге сами в интернете посмотрите, а здесь это и значения никакого не имеет.
     Важно здесь то, что, придя домой, жена стала думать, а где же об этих объемах прочитать можно. Где? Ну где же, как не в «Руководстве по легочной хирургии». Достав книгу с полки и стряхнув с нее пыль, жена открыла оглавление, нашла соответствующую страничку и открыла ее. Вот и все, как говориться, finite est comoedia!
     Ну, и что бы закончить этот маленький рассказик, наверное, надо все-таки рассказать, как эти денежки были потрачены.
    Рассказать?
    Пришло лето, а с ним пришел и отпуск. И мы все, я, жена и сын поехали отдыхать в Крым, в Ялту. Поехали первый раз отдыхать на море!
    И, каждый день, в Ялте я с благодарностью вспоминал того своего пациента, а теперь уже гражданина государства Израиль, благодаря которому у моей семьи впервые появилась возможность отдохнуть на море!
   И мне очень хотелось верить, что и он вспоминает наше короткое знакомство, и тоже по-хорошему.