Патографический портрет писателя Тургенева

Александр Шувалов
Иван Сергеевич Тургенев (1818 - 1883) - русский писатель, оказавший существенное влияние на развитие мировой литературы. В чём тайна творчества этого великого писателя? Имеют ли отношение к его творчеству особенности личности Тургенева?

Отец писателя по своим нравственным качествам не мог служить примером сыновьям. Считают, что он «лишился рассудка и умер». (Петинова Е.Ф., 1995). Немаловажный факт - сын не любил вспоминать о нём.

Мать страдала «психопатией аффект-эпилептического типа». (Плессо Г.И., 1928). Писатель вспоминал её как «взбалмошную, дикую, бессердечную и жестокую женщину, которую он никогда не любил и которая его тоже презирала. Она часто секла ребёнка Тургенева и настолько жестоко обходилась с ним, что он даже ребёнком пробовал бежать». (Сегалин Г.В., 1925). Можно привести ещё один штрих её личности: она осматривала своё богатое имение, в котором жили 5000 крепостных, в «носилках со стёклами (от заразы!)» и «после зверской порки на конюшне» заставила дворню говорить на французском языке. (Молева Н.М., 2008).

Тургенев учился в Москве на словесном факультете университета, затем на философском факультете Петербургского университета. В 20-летнем возрасте обучался в Берлинском университете и много занимался самообразованием. Начал свою литературную деятельность, как многие писатели, с поэзии.

Нашей задачей является не обзор творчества Тургенева, а знакомство с его личностными характеристиками и их возможным влиянием на творческий процесс.

Начнём с особенностей личности знаменитого писателя.
Воспоминания Ги де Мопассана: «Доводя свою скромность почти до смирения, он не желал, чтобы о нём писали в газетах, и не раз бывало, что статьи, в которых его восхваляли, воспринимались им как оскорбление… И он в самом деле был невероятно наивен, этот гениальный романист, изъездивший весь свет, знавший всех великих людей своего века, прочитавший всё, что только в силах прочитать человек, и говоривший на всех языках Европы так же свободно, как на своём родном». (Ги де Мопассан, 1983).
Тургенев часто объявлял, что он «очень болен», и всегда воображал в себе какие-то необычные ощущение: то у него внутри головы что-то «сдирается», то «какие-то вилки выталкивают ему глаза». Малейшее нездоровье повергало его в отчаяние. При этом жизнь писатель вёл умеренную и не был любителем ни вина, ни карт. А ипохондрия его доходила до такой степени, что во время питерской холеры он от одного воображения заболел так, что пережил все клинические признаки этой болезни. (Никитин М.А., 1973). Испытывал Тургенев и обонятельные галлюцинации, о которых рассказывал писателю Эдмону Гонкуру.

Воспоминания историка литературы и современника писателя Павла Анненкова: «До получения наследства в 1850 г. он пробавлялся участием в обычной жизни богатых друзей своих займами в счёт будущих благ, забиранием денег у редактора под ненаписанные ещё произведения – словом вёл жизнь богемы знатного происхождения, аристократического нищенства». (Анненков П.В., 1983).

Писатель Серебряного века Борис Зайцев считал, что «среди тургеневских червоточин была одна, очень его мучившая, - он заметил её за собою ещё в детстве: неполная правдивость. Живое ли воображение, желание ли "блеснуть", "выказаться", текучесть ли и переменчивость самой натуры, но он иногда бывал лжив. Это отдаляло от него многих... создавало впечатление позёра и человека, на которого нельзя положиться (на него и действительно нельзя было положиться!)». (Зайцев Б.К., 1991).

Современные психиатры констатируют: «По типу своей личности близок к псевдологам-фантастам». (Lange-Eichbaum W., Kurth W., 1967). «Истерические черты личности». (Kotsovsky D., 1959).

О физической ущербности Тургенева, высокого и очень сильного мужчины свидетельствуют следующие данные. «”У меня кости черепа так тонки (говорит Тургенев), что если кто из товарищей хлопнет по голове - мне делалось дурно”. После, будучи взрослым, он говорил Полонскому: “Дотронься до моего темени - у меня до сих пор не срослись кости черепа». После смерти было подтверждено, что «кости черепа… при нажиме гнулись под пальцами, как тонкая пластинка». (Сегалин Г.В., 1926). Тургенев с рождения отличался непропорционально большой головой (гидроцефалия?): вес его мозга равнялся 2 012 граммам, что на 600 грамм больше веса среднего человека.

Начиная с 1874-1875 гг. современники писателя в последующих воспоминаниях описывали различные его недомогания, «особенно те, где речь идёт о каком-то урогенитальном заболевании, требующем каутеризации и бужирования мочеиспускательного канала. Видимо бурная и не очень разборчивая сексуальная жизнь писателя дала свои плоды». (Гиндин В.П., 2005). Можно предположить заражение писателя сифилисом, весьма распространённом в то время. В этом случае проще объяснить его заболевание головного мозга, протекавшее с психотическими расстройствами в последнее десятилетие жизни, которое могло быть вызвано нейросифилисом. В эти же года Тургенев лечился у знаменитого французского психиатра и невролога Жана Мартена Шарко.

Тургенев отрицательно относился к браку. «Был момент в его жизни, когда женитьба могла бы состояться. Речь идёт о Татьяне Бакуниной, сестре знаменитого теоретика анархизма». (Волкогонова О.Д., 2013). Но думая о своих отношениях с певицей Полиной Виардо, Тургенев констатировал (1855 г.): «Любовь даже вовсе не чувство. Она – болезнь, известное состояние души и тела…» 

Писатель Дмитрий Мережковский считал, что в связи с таким мироощущением «у него, который, можно сказать, всю жизнь только и делал, что мучился над вопросом пола, поразительное отсутствие вопроса о деторождении, о материнстве. Тургеневские женщины и девушки как будто не могут родить». (Мережковский Д.С., 2007). Впрочем, у Тургенева была связь с «белошвейкой» Авдотьей Ивановой, приведшая к рождению дочери, которая жила в семье Полины Виардо.

И.С. Тургенев умирал от опухоли спинного мозга, которая разрушила три позвонка. Он испытывал сильные боли и понимал всю безнадёжность своего состояния. Физические мучения осложнились психическими расстройствами: «смутными представлениями о преследовании, страстным враждебным отношением ко всем окружающим его лицам, систематическим недоверием к своим самым преданным друзьям. Время от времени у больного являются помыслы о самоубийстве и даже человекоубийстве». В мае 1883 г. Тургенев поведал доктору о своём убеждении, «что причина его болезни в том, что он отравлен, рассказывал длинную, весьма фантастическую и нелепую до крайностей историю отравления и на все доводы и возражения твердил: “Поверьте, это так, я уж знаю”». (Вольфсон Б.Я., 1927). Дочь Полины Виардо предполагала, что постоянное употребление морфия – а чем ещё могли в то время уменьшать болевые ощущение?  - отразилось на его психике.

По другим данным Тургенев умер от рака лёгких, т.к. последние двадцать лет жизни у него отмечалось кровохарканье, о чём писатель сообщал в письмах Афанасию Фету.

Особенности творческого процесса Тургенева изобилуют любопытными психологическими и психопатологическими чертами.

Так, «работая над своим произведением, настолько вживался в образ своего героя, что ежедневно вёл от его лица дневник, например, от лица Базарова». (Иванюк Т.И., 2006). Тургенев признавался: «Когда я писал заключительные строки “Отцов и детей”, я принужден был отклонять голову, чтобы слёзы не капали на рукопись».

Свидетельства, относящиеся ко времени его нахождения в Бадене: «брался за перо почти всегда под влиянием внутренней потребности, независимо от его воли… Образы, вызываемые личными воспоминаниями, картины, сохранившиеся в его памяти, возникали в его фантазии неизвестно почему и откуда и всё более осаждали его и заставляли его рисовать, какими они ему представляются, и записывать, что они говорят ему и между собой. Часто слышал я, как он во время этих рабочих часов, под влиянием непреодолимой потребности, запирался в своей комнате и, подобно льву в клетке, шагал и стонал там». (Грузенберг С.О., 1923).

В середине 60-х годов XIX в. у Тургенева возник интерес к таинственным явлениям человеческой психики, следствием чего явились его «странные повести». Что-то толкало писателя к тайнам безумия Не свой ли собственный опыт психопатологических переживаний?  В 1863-1864 гг. Тургенев перенёс онейроидный синдром (сновидное помрачение сознания), ярко описанный им в рассказе «Призраки». Такой тип галлюцинаторного расстройства характерен для органического поражения головного мозга.  В «Рассказе отца Алексея» Тургеневым с клинической точностью описал классическое развитие прогредиентной шизофрении. С середины 70-х годов у писателя периодически возникали приступы галлюцинаторных (зрительных и слуховых) расстройств.

У нас есть все основания предположить развитие у писателя органического процесса в головном мозге (опухоль мозга? нейросифилис?), который обострился в последние десятилетия жизни.

Интересно отношение этого лирического писателя к любви. Поэт и писатель Даниил Андреев пишет: «То ли вследствие своеобразной, ущербной личной судьбы… Тургенев более чем кто-либо из писателей его поколения понимал и любил любовь только в её начальной поре: он - гениальный поэт "первых свиданий" и "первых объяснений". Дальнейший ход событий ведёт каждый раз к катастрофе, причём совершается эта катастрофа ещё до того, как судьбы любящих соединились». (Андреев Д.Л., 1992). Можно предположить, что личный жизненный опыт Тургенева не давал ему материала для иного развития романтической истории.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ДИАГНОЗ:

Мозаичный склад личности. Стержневым синдромом является депрессия с ипохондрическими и фобическими переживаниями. Наблюдаются также истероидные черты – склонность к псевдологии, демонстративность и кокетливость, проявляющиеся в дамском обществе. Галлюцинаторная симптоматика в результате поражения головного мозга (нейросифилис?) нашла отражение и в других его произведениях: «Довольно», «Собака», «Стук…Стук…Стук!», «Сон» и пр.