Сретенская церковь в с. Старая Есинеевка. Терный А

Александр Терный
Сретенская церковь в с.Старая Есинеевка. Терный А.

Деревня Старая Есинеевка основана в 1725 году. Первый же храм был выстроен лишь 1800 году. Почему же 75 лет в деревне не строили храм, и она не становилась селом?  Причина одна – заселяли деревню выходцы из  темниковской деревни Есенеевки(Мордовия). Местоположение села я так и не нашел. Но жили там татары и мокша. Первые были мусульманами, вторые язычниками. Татары, находились на службе у государя, кто-то из царских челобитчиков – мурзы Ибрагим Еналеев, Кодряк Енгалычев, и еще 166 человек. Им и приписывают основание Есинеевки, Кочетовки и Качалейки. Их предки контролировали Каменный брод на реке Атмис. Землю на Варежке(Верослатке) впервые татарам отдали еще в 1622, как бортные участки с раменью, лугами и дубравами, с рыбными местами. Но во время отвода земель в 1693 году эти земли им не были отказаны. Татары добились их возврата лишь в 1704 году, как порожшие дикие поля. Под поместье давалось 50 четей(четвертей) земли, то есть 27.3 гектара, покосов на 200 копен и рыбные угодья на Верослатке аж до Душматки( приток реки у Покровской Варежки). Мокша же не служила у государя, а пришла в эти земли задолго до татар. На месте скотомогильника села стоял деревянный истукан, предположительно это был шайтан Идемевсь. Но сейчас истукана там нет – возможно, что его сожгли во время расчистки земель от леса(дуб, береза).
Времена тогда были неспокойные. И в местах, где заложили деревню, стали селиться ломовские казаки, уже христиане. Татары переселились в Качалейку. И именно казакам, а также монастырским крестьянам и обязана деревня превращением в село. Местность тогда относилась к Азовской губернии Тамбовской провинции.
Итак, первый храм. 1800 год. Его строили из березы, срубая деревья сразу у храма. Дуб там встречался реже, сосны вообще не было. Строили храм сами жители, без архитектурного проекта. Через сто лет храм обветшал. И его разобрали, а на его месте возвели Храм Сретения Господня, тоже деревянный( калиброванные стволы). 13 ноября 1908 г. был освящен правый придел, в честь свт. и чуд. Николая, 31 января 1911 г. – левый придел, во имя св. вмч. Варвары; тщанием местной землевладелицы Анфисы Александровны Романи. В 1912 г. церковь обшита тесом и в следующем году окрашена. К 1914 г. главный престол был ещё не освящен.
Архитектором храма стал Федотов Андрей Семенович ( 1842 – 1909)
Пензенский архитектор. Родился предположительно в Твери в обер-офицерской семье. Окончил Строительное училище в С-Петербурге (1867). Все 42 года творческой жизни провел в Пензе. Губернский архитектор (1880), губернский инженер (1905). Им построено около 25 культовых сооружений, в т.ч. костел и мечеть.

У храма была колокольня с чудеснейшем колоколом. Я находил его осколок и спрятал в землю в сирене( в середине куста) на спуске к николаевскому роднику. Я тогда октябренком был, и не мог радоваться такой находке.

Церковь закрыли уже в тридцатых годах. Иконы растащили по домам, остальные сожгли. Колокол столкнули с колокольни и он разбился. Куски содержали серебро. Их клали в пожарные бочки. И вода в них не тухла.

Приход был большим. На службу приходили жители Качалейки, Сорочьей Крепости, Красных родников, Варваровки, разъезда Кевда, Новой Есинеевки.

Село живо. Вряд ли при моей жизни храм восстановят, хотя бы, как музей Дикого поля. Очень в это верится. Сейчас собираю материал про церковное кладбище, где хорони лишь священников и бар.  Там были каменные склепы, надгробные плиты. Все растащили, а это история.

Сейчас на месте церкви лишь заросли, даже каменный фундамент весь вывезли. Кто-то из родственников купцов Писеевых установил памятный крест. И все. Нет больше истории.